Основа любой фотографии - свет, это всем известно и понятно. Понятно и то, что бывает он разный: солнечный, рассеянный, прямой, отраженный, постоянный, импульсный... Вопрос в том, где его взять и как использовать. Особенно остро вопрос этот встает перед начинающими фотографами.
Свет: импульсные вспышки, фонарик, солнце
Самый доступный, на первый взгляд - естественный свет из окна. Но вот на своем опыте пришлось мне когда-то убедиться, что при наличии небольших окон, выходящих в темный двор, света никогда не бывает достаточно для съемки. Если вы - обладатель больших окон и долгого светового дня, то для съемки приличного качества фотографий вам будет достаточно обзавестись отражателем, в роли которого, кстати, может прекрасно выступить и лист пенопласта. А если нет? Или если время для съемок - только ночью? Тогда встает вопрос искусственного освещения. Про вспышку, встроенную в камеру, давайте забудем раз и навсегда - ею можно пользоваться только в экстренных случаях, снимая в ночи поцарапанную соседом дверь машины. Дальше идут: выносные накамерные вспышки и варианты "студийного" света, постоянного и импульсного.
Накамерная вспышка - вещь нужная, если приходится вести репортажную съемку в малоосвещенном помещении, и в критических случая можно даже снимать с ней еду, отвернув саму вспышку в потолок. Но с едой результат будет весьма посредственным.
Значит, хорошо бы все же обзавестись каким-нибудь студийным оборудованием.
От постоянного студийного света в квартире польза одна: зимой можно под ним греться и стараться при этом не смотреть на счетчик электроэнергии.
Значит, остается импульсный свет.
Когда я пришла к этому выводу, я купила
такой вот комплект из трех импульсных вспышек. Скажу честно, в квартире, где площадь самой большой комнаты равнялась 15 кв.м, два из которых занимала кровать, держать такой комплект в собранном состоянии было отдельным развлечением, но, к счастью, переезд был не за горами. Но если площадь реально не позволяет вам держать трех таких монстров, то и не надо. Вполне достаточно купить всего одну вспышку на штативе и софт-бокс к ней. К примеру, сейчас, не имея дефицита в пространстве, чаще всего при съемке я пользуюсь именно такой схемой: вспышка+софтбокс (сбоку и сверху под углом)+отражатель напротив (не всегда). А в отражателях чаще всего у меня все тот же лист пенопласта, хотя в арсенале имеется "правильный", большой и многослойный.
Конечно, я никогда не скажу, что три вспышки - это баловство и излишество, но одной точно можно обойтись, если условия не позволяют полный комплект. В любом случае, докупить никогда не поздно.
С приобретением искусственного света у многих возникает другая проблема: с ним сложно сработаться, и часто он отправляется под кровать с пометкой "когда-нибудь обязательно..." Причем, вроде ж все ясно: вот ножка, высоту которой можно регулировать, вот пилотный свет, который дает представление о том, как будут падать тени, плюс куча световых схем в интернете. Кажется, одного-двух дней вполне должно хватить, чтобы понять, что со всем этим делать и как получать светлые, глубокие снимки. Ан нет. Часто и месяца не хватает. Так что терпение в комплекте к вспышкам - опция обязательная. А наградой за терпение - возможность снимать в любое время дня и ночи.
А пока нету ни дневного света, ни импульсного, можно просто взять фонарик и штатив. Если фонарик немного модифицировать, надев на него половину обклеенной черной бумагой пластиковой бутылки горлышком вверх, то фонарик будет давать тонкий, рисующий луч. А можно и без таких модификаций, просто подсвечивая сзади предмет съемки и прикрывая свет фонарика ладонью. А камеру - на штатив, выдержку секунды на 3-6-10, автоспуск по таймеру. И рисуйте лучом, "световой кистью", как вам нравится. Хотя для фуд-съемки это, конечно, прием не самый распространенный.