Когда-то он играл
"Кирова". И
"Антея". И временами - Ту-22М.
Этот маленький, несуразного вида беспилотный кораблик с громадной балочной пусковой установкой на палубе не имел и не имеет собственного имени. И даже префикса "USS". Только бортовой номер - ATLS-9701, что расшифровывается как Aerial Target Launch Ship (англ. "Корабль (для) Запуска Летающих Мишеней").
Появление его во флоте США было в общем-то вынужденной мерой. На протяжении всей Холодной Войны, американский флот создавал и массово производил ракеты-мишени, по летным характеристикам близким к советским противокорабельным ракетам. Так, дозвуковая BQM-34 "Файрби" успешно имитировала всю гамму дозвуковых советских ПКР - от "Термита" и до "Малахита". Сверхзвуковая AQM-37 "Джейхок", запускаемая с борта самолета-носителя, воспроизводила полет советских высоколетящих ПКР - вроде Х-22 "Буря". Практика "советский флот делает новую ракету - американский делает новую мишень" продолжалась всю Холодную Войну.
В конце 1970-ых, с появлением новых противокорабельных ракет П-500 "Базальт" и П-700 "Гранит" - сверхзвуковых, с маловысотным терминальным участком траектории и способных к маневрам уклонения - американскому флоту потребовалась ракета-мишень, способная их имитировать. Было предложено несколько проектов, но флот в итоге решил поступить экономно, и использовать имеющиеся ресурсы.
Новую летающую мишень разработали на базе снимаемой с вооружения устаревшей зенитной ракеты RIM-8 "Талос". Разработанная еще в 1950-ых, эта тяжелая зенитная ракета имела вполне солидные размеры, оснащалась прямоточным двигателем и обладала хорошей маневренностью и большим запасом хода на скорости около 2,5-3 МаХа. Оснащенная вместо боевой части радарным высотомером и радиокомандной системой наведения (позднее дополненной приемником навигационной системы GPS), она вполне успешно могла воспроизводить маневренный полет "Базальта" или "Гранита" на малой высоте. Летающие мишени на базе "Талоса" получили обозначение MQM-8G "Вандал" и активно использовались на учениях с 1983 года.
Однако, у "Вандала" имелся крупный недостаток. Будучи переработкой старой зенитной ракеты, он был приспособлен для запусков только с балочной пусковой установки Mark-7, и никак иначе. Пусковая же установка была, как и ракета, спроектирована в 1950-ых и весила 180 тонн - и последний корабль, оснащенный ей, списали еще в 1979.
Поначалу флот довольствовался использованием пусковых установок, смонтированных на берегу, но морякам это быстро надоело. Адмиралы считали, что запуски ракет-мишеней со стационарных пусковых, положение которых заранее всем известно - довольно-таки плохая имитация столкновения с настоящим противником.
И, чтобы решить проблему, в 1990-ых ВМФ США заказал ATLS-9701.
По сути дела, этот корабль был опционально-пилотируемой самоходной баржей, водоизмещением 857 тонн и скоростью в 8 узлов. Небольшой временный экипаж доставлял ATLS-9701 на место проведения учений, после чего покидал его на катере или вертолете, и корабль переходил под радиоуправление. Такая предосторожность была связана с повышенной опасностью старой, жидкотопливной ракеты-мишени и известной капризностью пусковой установки.
Главным (оно же единственным) вооружением ATLS-9701 была пусковая установка Mk-7, смонтированная в центре его корпуса и используемая для запуска двух "Вандалов". Мне не удалось выяснить, имелась ли на борту возможность перезарядки пусковой, или же она перезаряжалась только в порту. Благодаря мобильности, и возможности парных пусков, ATLS-9701 успешно имитировал российские надводные боевые группы и ракетоносные субмарины в океане.
В этой роли ATLS-9701, однако, прослужил всего семь лет. Причина была банальна: запас мишеней "Вандал" кончился. Активно расходуемые на учениях более двадцати лет, ракеты-мишени переделывались все из того же запаса ЗУР "Талос", созданого еще в 1960-ых, и пополнять его было нечем. В 2005 году, были запущены последние четыре "Вандала". Пришедшая же ему на смену сверхзвуковая ракета-мишень "Койот" имела более современную конструкцию и запускалась с обычной пусковой рампы.
Сравнительно новый ATLS-9701 переоборудовали под более комплексные задачи. Корабль стал во-первых пусковой платформой для массированных запусков летающих мишеней BQM-34 "Файрби" (и, предположительно, "Койотов"), а во-вторых - учебной площадкой для досмотровых и абордажных команд, на которой морская пехота и флотский спецназ США отрабатывают контртеррористические операции в море, освобождение захваченных пиратами судов, штурмовые операции и медицинские эвакуации.