Лекция Роберта Зубрина в МАМИ

May 29, 2016 21:00

"Elon Musk is a new Sputnik" (Р.Зубрин)

Сегодня присутствовал на интереснейшем событии - лекции известного американского инженера и популяризатора космонавтики Роберта Зубрина, посвященной его проекту "Mars Direct". Лекция была организована в московском государственном институте машиностроения (МАМИ), усилиями некоммерческой научно-популяризаторской организации "Курилка Гуттенберга".



(Прошу простить низкое качество фотографии...)

Перед выступлением Зубрина была небольшая лекция от организаторов, призванная ввести аудиторию в курс наиболее современных научных представлений о Марсе. Кратко, но вполне исчерпывающе было рассказано о современном представлении о геологии Марса, о открытии на нем значительных запасов водяного льда, теории геологической эволюции этой интересной планеты - и, естественно, не оставили без внимания и возможность существования (сейчас или в прошлом) на Марсе форм жизни. Подробно обсудили вопросы марсианских пыльных бурь, странностей с распределением метана в атмосфере, упомянули и пресловутый марсианский метеорит.

К сожалению... устроители допустили классическую "ошибку первокурсника". Они не проверили предварительно презентацию. Так что единственными движущимися объектами на Марсе в итоге оказались не смерчи, а курсоры (метавшиеся по экрану в попытке исправить положение).

И затем выступил Зубрин. Поприветствовав аудиторию (кстати, на русском), он чрезвычайно быстро - несмотря даже на попытки саботажа со стороны коварного микрофона) - целиком завладел ее вниманием. Детально, быстро и с отличным юмором он рассказывал о своем главном детище - проекте марсианской экспедиции "Марс-Директ". Я сразу скажу: этот человек умеет говорить, умеет объяснять и блестяще умеет завоевывать внимание аудитории.

Вкратце суть концепции Зубрина:

- Прямая экспедиция с Земли на Марс, без предварительного выхода на околоземную орбиту.
- Никакой сборки корабля на орбите, полет одним пуском сверхтяжелого (140 тонн на НОО, 40 тонн к Марсу) носителя.
- Выход на орбиту Марса - торможением в марсианской атмосфере прямо с перелетной траектории.
- Обратный полет - за счет топлива, вырабатываемого из местных ресурсов (марсианского грунта и подземного льда) с помощью компактной атомной установки.

Зубрин детально расписал план экспедиции. Согласно его проекту, первой на Марс отправляется (по максимально выгодной энергетически траектории) возвратный корабль-А, несущий на борту атомную топливопроизводящую установку. Я (в ходе вопросов, после лекции) поинтересовался, почему бы не использовать ядерную установку заодно и как ядерный термальный двигатель: Зубрин согласился, что атомные термальные ракеты очень перспективны, но объяснил, что он предлагает именно "минимальный" проект, который не требует дополнительных масштабных конструкторских работ для реализации.

Приземлившись на Марс (торможение в атмосфере, посадка на ракетах), возвратный корабль-А начинает перерабатывать марсианский грунт, нагревая его с помощью реактора и выделяя углерод и кислород, которые (с помощью захваченного с Земли запаса в 6 тонн водорода) преобразуются в 115 тонн метана и кислорода - топливо для обратного полета. Все необходимые для этого химические процессы были полностью освоены еще в XIX веке, и реализуемость их в предполагаемой установке доказана экспериментально. Зубрин заметил, что в связи с открытием на Марсе значительных запасов водяного льда, тащить водород с Земли, вероятно, уже не нужно.



Обитаемый корабль (он же - жилой модуль) по проекту Зубрина.

Затем, когда возвратный корабль-А уже начал заправку, с Земли отправляется двойная экспедиция. Это обитаемый корабль (служащий также и жилым модулем) и резервный возвратный корабль-Б. Зубрин детально расписал нагрузку обитаемого корабля, запасы расходных материалов и его устройство. Особо он уделил время развеиванию значительно преувеличенных представлений о угрозе космической радиации. От солнечных вспышек, экипаж сможет укрываться в специальном убежище (расположенном в самом центре конструкции, и обложенным снаружи всеми маловажными материалами и оборудованием, которое есть на борту); космическое же излучение, как показывают статистические подсчеты, не представляет такой значимой опасности.

"Если мы наберем экипаж курильщиков и, отправив их на Марс, заставим их бросить курить, то польза их здоровью от экспедиции будет куда больше, чем любой радиационный ущерб" Р. Зубрин.

Уделил Зубрин внимание и вопросу невесомости. Хотя полет в невесомости возможен, длительное пребывание в таковой значимо скажется на работоспособности космонавтов на Марсе - что неприемлемо. Поэтому он предлагает создание искусственной гравитации путем соединения длинным кабелем пилотируемого корабля и последней ступени ракеты-носителя (летящей после завершения разгона по той же траектории), и вращения их вокруг центра тяжести системы.



Марсианская пятилетка по Зубрину.

Приблизившись к Марсу, пилотируемый корабль тормозит в атмосфере, и выходит на марсианскую орбиту. При благоприятных погодных условиях, экипаж совершает посадку, ориентируясь на радиомаяк возвратного корабля-А. Далее - ряд сценариев:

- Если посадка прошла успешно рядом с возвратным кораблем-А, то экипаж выполняет исследовательскую программу в полной мере (для чего используется марсоход с герметичной кабиной и двигателем на метано-кислородной смеси - которую продолжает вырабатывать возвратный корабль-А). Затем, после полутора лет исследовательской программы, экипаж покидает Марс на возвратном корабле-А, предварительно приземлив возвратный корабль-Б в разведанной точке, подходящей для следующей экспедиции.
- Если возвратный корабль-А по каким-то причинам для возврата непригоден, экипаж использует возвратный корабль-Б, дожидаясь на Марсе его заправки.
- Если экипаж приземлился слишком далеко от возвратного корабля-А, то он приземляет возвратный корабль-Б рядом с собой и ориентируется на его использование.
- Если же экипаж приземлился слишком далеко от возвратного корабля-А, и возвратный корабль-Б непригоден для обратного полета (бывает и такое невезение!) то запасы позволяют экипажу прожить до прилета запущенного с земли возвратного корабля-В.



Схема марсианской базы - жилой модуль, возвратный корабль-А, реактор, надувная оранжерея, и резервный компонент солнечных батарей. Все по проекту Зубрина.

Зубрин детально разъяснил ценность марсианской экспедиции как с целью изучения эволюции жизни на Земле, так и с практических точек зрения. Марс, по современным представлениям, был пригоден для жизни более миллиарда лет подряд - гораздо дольше, чем жизнь существует на Земле. Согласно современной теории биохимического происхождения жизни, это значит, что жизнь на Марсе должна была зародиться, и либо существует до наших дней, либо, по крайней мере, можно найти ее ископаемые останки. Если же такового не будет найдено - это значит, что современные теории биохимической эволюции и происхождения жизни придется радикально пересматривать. Зубрин обрисовал схему последовательных экспедиций, способных за десятилетие изучить детально участок Марса размером с Техас.

В конце лекции, Зубрин уделил немного внимания отдаленному будущему - возможности колонизации Марса, и его терраформирования. Для космонавтики, считает Зубрин, Марс не цель, но направление - идеальный полигон для разработки и проверки технологий освоения планет. Обладающий практически всеми базовыми ресурсами Земли, Марс представляется идеальным кандидатом на (в отдаленном будущем, разумеется!) создание постоянных баз, развертывание индустрии, и в итоге формирование самоподдерживающейся колонии, не ограниченной ресурсами Земли.

Затем последовали ответы на вопросы. Вполне ожидаемо, немало было вопросов технических. Зубрин заметил, что он довольно критически относится к словам разработчиков электроплазменных двигателей VASMIR, считая что они слишком преувеличивают возможности своего детища. Когда же - что очевидно - был поднят вопрос о Илоне Маске, Зубрин с большим оживлением сказал, что лично знаком с ним и считает Маска одним из наиболее актуальных деятелей современной космической отрасли. Весьма положительно сравнил Маска с НАСА, заметив, что "можно тратить деньги, чтобы сделать что-то (Маск), а можно делать что-то, чтобы тратить деньги (НАСА)". По поводу НАСА, Зубрин полагает, что одной из главных проблем организации является плохое планирование - отсутствие четко поставленных задач и "дедлайнов", что приводит к непомерному растягиванию проектов и слабому прогрессу в разработке оборудования. В тему разговора о Space-X, Зубрин описал версию своего плана, основанную на использовании только частных технологий - носителя "Falcon Heavy", космического корабля "Dragon", надувного обитаемого модуля "Bigelow Aerospace". По его мнению, такая программа вполне реализуема, хотя придется ограничить число космонавтов двумя (впрочем, Зубрин намекнул, что за "Falcon Heavy" может последовать "Falcon Superheavy" - за Маском не залежится...)



Марс-Директ в частном исполнении. Вполне вероятно, что в итоге НАСА только даст средства на проект...

Напоследок, Зубрин высказал надежду, что в России будет создан свой частный космический концерн - российский аналог "Space X" - который сможет "вступить в новую космическую гонку, на этот раз с Маском")

На выходе из здания, посетителей провожал очень фотогеничный котейко)



P.S. Не очень хотелось бы придираться, но вынужден. Уважаемая Курилка Гутенберга! Вашего переводчика - на мыло, и это общее мнение большинства собравшихся с зале. Он работал откровенно плохо. Он переиначивал смысл фраз, путал, выдумывал отсебятину. Он не может оправдываться темпом - после каждого фрагмента, Зубрин делал длинные паузы специально для перевода. Он плохо переводил лекцию, плохо переводил вопросы, превращал в бессмысленные словосочетания ответы на вопросы. Когда же он терял суть, он завершал универсальным "и все будет хорошо", пускай даже упуская половину текста.

P.P.S. Едва не забыл - спасибо, коллега Ecoross1 напомнил. Последним слайдом лекции, Зубрин поместил фотографию из "Life", посвященную встрече на Эльбе:



Маленькое трогательное напоминание о том, как важно преодолевать проблемы всем вместе...

Космос, Роберт Зубрин, Марс, наука, будущее

Previous post Next post
Up