Наткнулся на такую вот интересную схему, из некоего японского предвоенного то ли исследования, то ли мануала:
Насколько мне удалось понять, эта схема показывает траектории движения артиллерийских снарядов в воде в зависимости от угла входа таковых. Данные относятся к бронебойным снарядам модели Тип 91 для 410-мм/45-калиберного орудия 3-го года эпохи Тайсё (1914). Хотя орудие имело реальный калибр 41 см (16.1 дюймов), официально оно обозначалось как 40-саниметровое (16 дюймов), чтобы уложиться в рамки Вашингтонского морского договора.
Согласно схеме, снаряд тип 91 при входе в воду под углом около 17 градусов - что соответствует углу возвышения орудия в 13.5 градусов и дальности стрельбы около 20.000 метров - спрямляет траекторию и в состоянии пройти под водой порядка 200 своих диаметров (т.е. около 80 метров). При этом он сохраняет достаточную кинетическую энергию, чтобы пробить наружные були, противоторпедную переборку и многослойную противоторпедную защиту линейного корабля, разорвавшись внутри корпуса.
При падении снаряда ближе к цели (на дистанции не более 100 диаметров, т.е. 40 метров) снаряд сохраняет достаточную энергию, чтобы пробить навылет продольные переборки, пройдя отсеки корабля насквозь и разорвавшись у противоположного борта.
Наконец, при падении под углом возвышения 30 градусов - что соответствует углу возвышения орудия более 25 градусов и дистанции боя более 25.000 метров - снаряд входит в воду без спрямления и продолжает движение в воде приблизительно под прежним углом около 50 своих диаметров (т.е. около 20-25 метров). Если снаряд оснащен временным взрывателем с достаточным замедлением, то его подрыв в этом случае произойдет под корпусом неприятельского корабля, повредив его гидродинамическим ударом.
Такой эффект представлялся японским адмиралам весьма желательным по ряду причин. Во-первых, подводное попадание позволяло «обойти» мощную вертикальную и горизонтальную броневую защиту неприятельского корабля, нанеся удар ниже кромки броневого пояса. Во-вторых, такое попадание с намного большей степенью вероятности приходилось в жизненно важные части неприятельского корабля - погреба боеприпаса, машинные и котельные отделения. В-третьих - «спрямление» траектории снаряда в воде и его последующее движение могли превратить недолет до 80 метров по дальности в попадание (при правильном наведении орудия по азимуту, разумеется).
Снаряды Тип 91 (и их улучшенная модель - Тип 1) были специально разработаны с расчетом на эффект подводного спрямления. Они имели отделяющийся баллистический наконечник - который при входе в воду сбрасывался, обнажая уплощенную головку снаряда, оптимизированную для движения в воде. Их взрыватель устанавливался на значительное замедление, чтобы не сработать преждевременно при движении снаряда в воде.
Японцы разработали эту концепцию под влиянием артиллерийских испытаний на недостроенном линкоре «Тоса» в 1924 году. Корпус линкора, строительство которого было отменено по условиям Вашингтонского Соглашения 1922 года, использовался для испытания эффективности боеприпасов и схемы броневой защиты. Во время обстрела «Тосы» из 410-мм орудий, один снаряд упал с 25-метровым недолетом, но спрямил под водой траекторию и поразил корабль-мишень в подводную часть, на 11 метров ниже ватерлинии. Сквозь пробитое в противоторпедной защите отверстие внутрь «Тосы» влилось более 3000 тонн воды, придав мишени крен более 10 градусов.
Заинтригованные результатами испытаний, японские адмиралы попытались воспроизвести их, создав ныряющие бронебойные снаряды Тип 91. Такие снаряды были созданы для 45-см (линкоры типа «Ямато»), 41-см (линкоры типа «Нагато»), 14-см (старые линкоры типа «Конго», «Фусо» и «Исе»), и для 20.3-см и 15.5-см орудий японских крейсеров.
Результаты, впрочем, оказались далеко не самыми удовлетворительными. Форма снарядов Тип 91, оптимизированных для подводного движения, оказалась не самой лучшей с точки зрения бронепробиваемости; из-за излишне тонких стенок они имели неприятную привычку раскалываться при ударе о броню под не-оптимальным углом. Задержка взрывателя, рассчитанная на прохождение снарядом толщи воды, оказалась слишком большой для обычных попаданий. При попадании в небронированный корпус, снаряд Тип 91 почти гарантированно пролетал его навылет и разрывался за целью. При попадании в броню, взрыватель имел неприятную привычку отваливаться до того, как сработает.
Самым же обидным оказалось то, что возможности подводного движения снарядов Тип 91 оказались не так чтобы значимо лучше, чем у обычных бронебойных снарядов старых типов.
Пытаясь спасти положение, японцы срочно разработали бронебойный снаряд Тип 1 - улучшенная версия Тип 91. Улучшение, впрочем, оказалось косметическим, и проблем ныряющего снаряда не решило.
Едва ли не единственным (впрочем, тут я могу ошибаться) случаем срабатывания снаряда Тип 91/Тип 1 по назначению является бой у острова Самар, когда японский линкор «Ямато» вступил в перестрелку с эскортным авианосцем «Гамбиэр Бэй». Японские артиллеристы - видимо, не лучшим образом обученные - приняли эскортный авианосец типа «Касабланка» за полноценный эскадренный авианосец, и стреляли по нему 45-см бронебойными снарядами. Большая часть их относительно безвредно прошивала лишенный брони эскортник навылет и разрывалась в воде. Однако, один снаряд Тип 91/Тип 1, выпущенный с дистанции 20.000 метров, упал с недолетом и сработал-таки как предполагалось: прошел под водой, и поразил «Гамбиэр Бэй» в переднее машинное отделение. Это привело к потере корабликом хода и итоговой гибели «Гамбиэр Бэй» под огнем японских линкоров и тяжелого крейсера «Чикума» (артиллеристы которого долго затем пытались отобрать у «Ямато» удачное попадание...)
В общем и целом - интересно отметить, как попытка сконцентрироваться на нестандартном, и, теоретически, крайне выгодном эффекте, оказалась в итоге «самопобеждающей», потому что специализированные для данного эффекта боеприпасы оказались неэффективны в своей основной роли.