Итальянские крейсера для Румынии

Jan 21, 2018 17:03

В межвоенный период (1920-1930-ые) Итальянское Королевство довольно-таки неожиданно обнаружило себя неоспоримым лидером в области экспортного военного кораблестроения. Причин тому было немало: во-первых, международные соглашения об ограничении морских вооружений и экономические кризисы, существенно подорвавшие позиции лидировавшего прежде британского судостроения. Во-вторых, итальянские фирмы были весьма "аполитичны" - режим Муссолини твердо придерживался принципа, что "деньги не пахнут" - и их клиенты были избавлены от риска, что перемена политического климата повлечет за собой потерю дорогостоящего заказа.



Рисунок крейсера-скаута фирмы OTO, выполненный уважаемым коллегой Tzoli

Ну, и в-третьих, итальянское военное кораблестроение уже имело хорошую "рыночную" репутацию и предлагало потенциальным покупателям действительно впечатляющие (пускай и не всегда хорошо сбалансированные) проекты, за меньшую цену, чем у любого конкурента.

В 1920-1930-ых итальянские фирмы получили заказы:

* Два "средних" крейсера и три субмарины - Аргентине
* Четыре эсминца и две субмарины - Турции
* Лидер "Ташкент" и проекты крейсера и эсминца (ставшие отправной точкой в проектировании крейсеров проекта 26 и эсминцев проекта 7) - СССР
* Два легких крейсера (из-за начала войны не были достроены) и девять миноносцев - Сиаму
* Четыре эсминца и субмарину - Греции
* Два эсминца и субмарину - Румынии

Поэтому, когда Румыния в середине 1930-ых начала задумываться о том, чтобы пополнить свой (маленький, но гордый) военный флот еще и крейсерами, неудивительно, что - после нескольких неудачных попыток договориться с англичанами - она обратилась к Италии. В 1936-1937, итальянские фирмы подготовили ряд проектов, которые, по их мнению, могли бы идеально подойти румынскому флоту. Во внимание принимались специфические условия действий в Черном Море, где можно было существенно сэкономить на дальности и мореходности.

Малый карманный линкор UP90 (Ансальдо)



Первый проект, представленный "Ансальдо" в 1936 году, был, своего рода, "экспортным общего назначения". Инженеры "Ансальдо" представили его одновременно военно-морским делегациям Аргентины, Чили, Румынии, Турции, Испании, Швеции и даже Финляндии. В итоге, правда, некоторый интерес к проекту проявили исключительно Испания и Румыния, но "Ансальдо" сочла это хорошим предзнаменованием.

Проект UP90 явно создавался под сильным влиянием немецких "карманных линкоров" и развивал ту же идею быстроходного крейсера со сверхтяжелым вооружением - правда, несколько уменьшенную и удешевленную по сравнению с оригиналом. Корабль стандартным водоизмещением около 8000 тонн (полным - 9200 тонн) вооружался двумя трехорудийными башнями с 253-мм/55-калиберными орудиями в них. Башни располагались в оконечностях и должны были, по мнению "Ансальдо", обеспечить перевес над любыми существующими тяжелыми и легкими крейсерами.

Вспомогательное вооружение корабля должно было состоять из шести 100-мм универсальных спарок в щитовых установках (аналогичных используемым на эсминцах), расположенных "горкой" побортно. Оно дополнялось восемью 37-миллиметровыми автоматами и шестнадцатью 20-миллиметровыми автоматами. Корабль также должен был нести два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата на корме возле кормовой башни. Предполагалось также наличие катапульты и трех гидросамолетов.

Бронирование состояло из пояса, тянувшегося по длине корабля, толщиной около 100-102 миллиметров. Броневая палуба должна была иметь 65 миллиметровое бронирование. Неизвестно, какой толщины должно было достигать бронирование башен и рубок. В целом, бронирование корабля явно соответствовало идее защиты от снарядов калибром около 150-155 миллиметров, но не от 203-мм орудий тяжелых крейсеров. Силовая установка в 60000 л.с. должна была обеспечить скорость около 30 узлов. По внешнему виду, получившийся корабль слегка напоминал уменьшенную версию модернизированных линкоров типа "Кавур".

Легкий крейсер UP90-modificato (Ансальдо)


Хотя самим инженерам "Ансальдо" проект UP90 очень нравился, он, однако, совершенно очевидно не укладывался в рамки, установленные как Вашингтонским и Лондонским соглашениями, так и франко-итальянскими договоренностями (Римское соглашение 1930 года). Таковое накладывало ограничения на постройку новых тяжелых крейсеров.

Чтобы обойти эту проблему, "Ансальдо" в 1937 переработало проект UP90 под более конвенционное вооружение, укладывающееся в рамки международных соглашений. В качестве такового были выбраны новые 152-мм/55-калиберные орудия, разработанные как основное вооружение новых легких крейсеров и вспомогательное - итальянских линкоров. Эти орудия отличались прекрасными баллистическими характеристиками, и в их конструкции учли недостатки предшествующих систем.

Основные размерения, бронирование и силовая установка проекта UP90 остались прежними. Отличием проекта UP90-modificato стало главное вооружение из девяти 152-мм/55-калиберных орудий в трех трехорудийных башнях. Две башни располагались линейно-возвышенно в носу крейсера, одна на корме. Вспомогательное вооружение было несколько облегчено и состояло из шести 100-миллиметровых/47-калиберных универсальных спарок "Минзини", восьми 37-мм и двух десятков 20-мм автоматов. Катапульта была перенесена на корму, где располагался и подпалубный ангар на три гидросамолета.

Проект UP90bis не снискал экспортного успеха, но итальянским адмиралам он неожиданно понравился. Его базовые данные легли в основу проекта легкого крейсера типа "Констанцо Циано", разработка которого началась в 1939 году. Крейсер предназначался для службы на Индийском Океане, но в связи с началом войны (и скорой потерей Эфиопии) разработка проекта не была завершена:



Крейсер типа "Констанцо Циано" (проектный вид)

Карманный линкор UP102 (Ансальдо)


Хотя проект UP90-modificato вышел вполне сбалансированным и весьма толковым легким крейсером, тем не менее, итальянские инженеры (наученные горьким опытом общения с собственным флотом), видимо, опасались, что он окажется недостаточно впечатляющим для амбиций румынских адмиралов. В следующем экспортном проекте, "Ансальдо" решила выложиться по-максимуму и спроектировать корабль

Полученный результат был еще более амбициозен чем, собственно, UP90. Итальянские инженеры предложили полноценный "карманный линкор" полным водоизмещением в 13500 тонн, вооруженный двумя трехорудийными башнями с 280-мм/50-калиберными орудиями в каждой. Даже внешне он напоминал "Дойчланд"; башнеподобная надстройка, единственная труба в центре. Главным отличием был высокий приподнятый полубак итальянца.

Вспомогательное вооружение должно было состоять из двенадцати универсальных 120-мм/45-калиберных орудий (предположительно, модификация спарки Ansaldo 1936), в шести двухорудийных башнях "лесенкой" по бортам. Интересной деталью выглядит легкое противовоздушное вооружение; в роли такового предполагались 40-миллиметровые автопушки "Бофорс", небольшое производство которых велось и в Италии. Для этих орудий, "Ансальдо" предлагала новые, полностью закрытые установки, что позволило бы разместить легкие орудия рядом с установками главного калибра.

Бронирование "карманного линкора" должно было состоять из примерно 102-миллиметрового пояса, и 65-миллиметровой броневой палубы. Силовая установка в 75000 л.с. позволила бы развить скорость до 31 узла.

Легкий крейсер-лидер (ОТО)



В середине 1930-ых, фирма ОТО также заинтересовалась потенциальным румынским клиентом, и предложила свой дизайн небольшого быстроходного крейсера. Подобно "Ансальдо", проект ОТО также использовал отличавшиеся великолепными баллистическими характеристиками 152-мм/55-калиберные орудия образца 1936 года, но в проекте ОТО всю артиллерию сосредоточили в носу, линейно-возвышенно.

Такое конструктивное решение позволило высвободить корму для размещения катапульты, двух гидросамолетов на рельсовых площадках, и - потенциально - ангара. Инженеры ОТО также отказались от тяжелых зенитных орудий, ограничив противовоздушное вооружение своего крейсера только 37-мм автоматами и 13,2-мм пулеметами. Бронирование предполагалось очень легким, пояс не более 50 миллиметров и палуба не более 25 миллиметров.

Подобные меры позволили радикально сократить водоизмещение крейсера - до 4500 тонн - при сохранении 30-узловой скорости и мощного артиллерийского вооружения. Получившийся корабль имел черты "крейсера-лидера" и определенное сходство с голландским "Тромпом". Близким, вероятно, предполагалось и назначение - лидирование эскадр эсминцев, обеспечение их воздушной разведкой и артиллерийской поддержкой.

Проект фирмы OTO был наиболее близок к тому, что, судя по всему, желала получить Румыния - и единственным, посильным по ее финансовым возможностям. Румынское правительство проявило к нему определенный интерес, рассматривая возможность постройки (с итальянской помощью и поставками компонентов) подобного корабля на своих верфях. Но, по мере ухудшения международной обстановки в конце 1930-ых, Румыния была вынуждена пересмотреть свои приоритеты, и заказа на новые крейсера не последовало.



1930-ые, история флота, нереализованные проекты, корабли которых не было, regia marina

Previous post Next post
Up