Январский симпозиум Ассоциации Надводного Флота (США) принес немало интересного. Преимущественно в этот раз - в области пусковых установок:
* BAE Systems вновь презентовала новый тип палубной контейнерной пусковой установки - ADL (англ.Adaptable Deck Launcher - Адаптируемая Палубная Пусковая). Эта установка представляет собой неподвижную наклонную конструкцию, в которую устанавливается универсальный пусковой контейнер от ВПУ Mk-41.
Основная задача ADL - это заменить палубные пусковые установки старых типов, используемых на военных кораблях США в тех случаях, когда либо ракета не приспособлена к вертикальному пуску (например, «Гарпун»), либо конструктивные особенности корабля не позволяют использовать вертикальные пусковые (например, авианосцы не могут использовать ВПУ, так как американские ракеты стартуют «горячим» стартом и выхлоп их двигателя может нанести вред летной палубе). К таким относятся, например, наклонная пусковая Mk-141 для ракет «Гарпун», и поворотная контейнерная пусковая Mk-29 для зенитных ракет ESSM:
Пусковая установка Mk-141 для ракет "Гарпун" (слева) и пусковая установка Mk-29 для ракет ESSM (справа)
В отличие от палубных установок старых моделей, ADL универсальна - то есть в нее могут заряжаться ракеты самых разных типов, от зенитных ESSM и до противокорабельных NSM и ударных «Томагавков». Она также полностью закрытая и «стелсовая» - то есть не увеличивает значимо ЭПР корабля, в отличие от пусковых установок старых типов (решетчатая опорная конструкция Mk-141 очень «фонит» на радарах). Наконец, эта пусковая установка имеет вертикальный отвод выхлопных газов - что позволяет устанавливать ее без опасений повредить при запуске другое оборудование.
Также такие пусковые установки могут быть использованы для интеграции крупных ракет на небольшие корабли. Например, крылатые ракеты «Томагавк» требуют для размещения вертикальной пусковой установки «тактической длины», которая попросту не влезает по высоте на, скажем, корветы. В случае же с ADL, высота перестает быть лимитирующим параметром.
Установка шести 2-контейнерных ADL на эсминец типа "Арли Берк"
Еще одним декларируемым преимуществом ADL является простота ее интеграции на корабли. Так как пусковая установка представляет собой «вещь в себе», ее достаточно привинтить к палубе, обеспечить электропитанием и соединить с корабельной БИУС. В презентации, BAE Systems сосредоточилась на двухконтейнерном варианте, но по словам представителей фирмы, ее легко можно расширить до 3-х и 4-х контейнеров.
* Lockheed Martin отчиталась об успешном испытаний своей новой пусковой установки Mk 70 Payload Delivery System (англ. Система Доставки (боевой) Нагрузки) на борту литторального боевого корабля USS «Саванна» (тип «Индепенденс». Данная установка хранит ракеты горизонтально и поднимает их вертикально перед запуском, рассчитана на четыре стандартные пусковые ячейки от ВПУ Mk-41, и вписана в габариты обычного транспортного контейнера:
Особенный интерес представляет то, что Mk-70 - это совместная разработка флота и армии США. Армия США использует наземную версию установки (размещенную на трейлерах) для развертывания своих
ракетных батарей средней дальности системы «Тифон». Вооруженные крылатыми ракетами «Томагавк» и дальнобойными зенитными ракетами SM-6 - а в перспективе и другими видами ракетного оружия - эти батареи официально поступили на вооружение американской армии в прошлом году. Их предполагается развернуть в юго-восточной Азии, для парирования значительного ракетного потенциала Китая.
Пусковой контейнер Mk-70 на корме "Саванны". Желтая РЛС рядом - контрбатарейный радар TPQ-53 Fire Finder, вероятно используемый для отслеживания полета ракеты.
При помощи армейских контейнерных пусковых установок, флот США рассчитывает значительно увеличить ударные возможности легких кораблей - в первую очередь, LCS - а также перспективных беспилотных единиц. «Поднимающаяся» пусковая установка, с одной стороны, не предъявляет таких требований к высоте корпуса корабля как ВПУ Mk-41, а с другой - позволяет хранить и запускать без модернизации ракеты, приспособленные только для вертикального пуска. Например, дальнобойные зенитные ракеты SM-6, которые флот США также рассматривает как импровизированные сверхзвуковые противокорабельные.
Пусковой контейнер Mk-70 на корме "Саванны".
Установка пусковых контейнеров такого типа позволяет значимо увеличить возможности LCS, как оборонительные (каждая такая пусковая может вмещать по четыре дальнобойные зенитные ракеты SM-2 и SM-6, или шестнадцать зенитных ракет средней дальности ESSM), так и ударные (в нее вполне влезают и «Томагавки»). Такая модернизация позволяет решить проблему систематической «недовооруженности» LCS, на которую постоянно указывают критики этих «колониальных канонерок XXI века». До трех пусковых контейнеров Mk 70 могут быть смонтированы на вертолетной палубе LCS без значимых проблем с верхним весом.
* Также «Lockheed Martin» отчиталась - без деталей - о том, что ведет разработку вертикальной пусковой установки нового поколения, VLS-G (англ. Vertical Launch System - Growth, Вертикальная Пусковая Установка - Вырост). Этот проект рассчитан на то, чтобы обойти размерные ограничения, налагаемые созданной еще в 1980-ых ВПУ Mk-41.
При всем совершенстве этой системы, Mk-41 предъявляет жесткие требования к габаритам применяемых ракет, и не подходит для ракет нового поколения (например, перспективных гиперзвуковых). Поэтому «Lockheed» работает над пусковыми установками нового поколения - и больших габаритов.
Исходя из намеков и имеющихся предположений, «Lockheed» стремится разработать новую вертикальную пусковую, которая будет взаимозаменяемой со стандартным 8-ячеечным модулем ВПУ Mk-41. Неясно, будет ли такая система поддерживать обратную интеграцию (т.е. можно ли будет устанавливать новые пусковые на старые корабли с Mk-41), но, вероятно, новые надводные корабли США - в первую очередь, эсминцы следующего поколения - будут проектироваться с расчетом на взаимозаменяемость модулей Mk-41 и VLS-G.
* Наконец, «Lockheed Martin» сообщила об успешно ходе интеграции армейской зенитной ракеты PAC-3 MSE (от MIM-104 PATRIOT) в пусковую установку Mk-41.
О чем я уже упоминал ранее.
Идея проекта заключается в том, чтобы во-первых, обеспечить флот более эффективной противобаллистической ракетой средней дальности для перехвата баллистических целей в атмосфере (сейчас на вооружении ВМФ США находятся либо «тяжелые» противоракеты заатмосферного перехвата SM-3, предназначенные для перехвата целей только в космическом пространстве, либо зенитные ракеты, более-менее оптимизированные под задачи противоракетной обороны). Во-вторых - решить проблемы с производством, «подключившись» к масштабной армейской программе выпуска зенитных ракет. Армия США выпускает в год более 500 ракет PAC-3 MSE, в то время как флот - лишь около 125 зенитных ракет SM-6. Интерес флота к PAC-3 MSE выгоден как армии (получающей средства на дополнительное расширение производства), так и флоту (получающему массово выпускаемую противоракету).
Для интеграции PAC-3 MSE, однако, придется решить ряд вопросов. Главный из которых, это неспособность флотских БИУС «общаться» с армейской ракетой, ввиду использования различных частотных диапазонов. Эту проблему предполагается решить, установив дополнительный канал высокочастотной связи на кораблях, позволяющий им интегрироваться в армейские частоты. В настоящее время, компания готовится к первому огневому тесту, который ожидается в «не слишком отдаленном будущем».
* Наконец, фирма «Raytheon» сообщила, что разработала программу установки новых многоканальных РЛС AN/SPY-6 V4 на эсминцы типа «Арли Берк» старых моделей (Flight IIA):
РЛС AN/SPY-6 представляет собой развитие «классической» РЛС AN/SPY-1, используемой как основа БИУС Aegis. Она использует новые полупроводниковые элементы на нитриде галлия, что позволяет добиться намного большей плотности энергопотока, чем у предшествующих моделей. Предполагается, что РЛС этого типа смогут выполнять не только обнаружение и сопровождение целей и управление запущенными ракетами, но и «подсветку» целей для полуактивных головок самонаведения (AN/SPY-1 этого делать не может, и вынуждена полагаться на старомодные «тарелки» РЛС AN/SPG-61), преодоление радиопомех а также радиоэлектронную борьбу, обман и «глушение» неприятельских радаров узкими направленными лучами.
Строящийся эсминец Flight III. Да, краску пролили.
Изначально предполагалось, что новая РЛС будет устанавливаться только на новую модель эсминцев типа «Арли Берк» - Flight III, первый из которых вступил в строй в октябре 2023 года. Это было связано как с большими размерами новых фазированных антенных решеток, так и с вдвое большими энергетическими требованиями новых РЛС. В настоящее время заказано 14 эсминцев этой серии, с перспективой расширения заказа до 42 (для планомерной замены кораблей старых моделей). Однако, адмиралов не устраивали медленные темпы данной программы.
Модернизация существующих эсминцев модели Flight IIA решает эту проблему. Эсминцы этой модели имеются на данный момент в количестве 48 единиц (еще 3 строятся) и их модернизация под новые РЛС займет значительно меньше времени, чем постройка новых корпусов. Специально для них была разработана модель V4, с антеннами меньшего размера - способными вместиться в надстройки старого типа. На данный момент предполагается, что по крайней мере часть кораблей Flight IIA будет модернизирована под AN/SPY-6 в ближайшие годы.
В целом... симпозиум не столько показал нечто принципиально новое, сколько продемонстрировал, какие уже известные программы продолжают развиваться и в каком контексте. Из него можно сделать вывод, что ВМФ США продолжает двигаться в сторону концепции «распределенной летальности»; вооружения возможно более тяжелыми ракетами возможно большего числа возможно более легких единиц (в том числе беспилотных). Представляет интерес также поиск «внутренних ресурсов» для экстренного усиления флота - использование армейских ракет и модернизация существующих моделей эсминцев под новые РЛС. Не имея возможности тягаться с судостроением Китая по числу корпусов, американский флот ищет ответ в оптимизации использования имеющихся ресурсов.