Капитальная модернизация иранских эсминцев типа "Аллен М. Самнер"

Jan 07, 2024 08:01


И еще один материал о капитальной модернизации эсминцев Второй Мировой, на этот раз - иранских.



В это непросто сейчас поверить, но когда-то Иран - носивший в то время гордое название Имперское Государство Иран - считался едва ли не лучшим другом Америки на Ближнем Востоке. Пришедшая к власти в результате переворота 1953 года династия Пехлеви неукоснительно придерживалась строгого про-американского курса; а также рьяно искореняла у себя в стране все, что хотя бы отдаленно напоминало коммунизм. С учетом чего (а также выгодного стратегического положения Ирана) американцы усердно закрывали глаза на полное отсутствие при шахе (шахиншахе) Моххамеде Реза Пехлеви чего-либо, хотя бы отдаленно напоминавшего демократию.



Нефтяные богатства Ирана обеспечивали Пехлеви финансовыми ресурсами для реализации их амбиций - одной из которых было создание современных, полностью боеспособных вооруженных сил. Воспоминания о Второй Мировой, когда британские и советские войска практически без боя оккупировали Иран, были слишком свежи. И благодаря статусу лучших друзей США, Пехлеви имели доступ к самым новейшим американским разработкам. Иран стал второй в мире страной, принявшей на вооружение истребитель 4-го поколения, американский F-14 «Tomcat».



Даже СССР в тот момент еще не имел на вооружении сопоставимой машины.

Важное место в шахских военных амбициях, разумеется, отводилось и флоту. Причем по вполне рациональным причинам. Иранская экономика сильнейшим образом зависела от экспорта нефти Персидского Залива; неприятель, сумевший установить морскую блокаду Ирана в буквальном смысле взял бы Имперское Государство за экономическое горло. Основной потенциальный оппонент - про-социалистический Ирак - располагал хоть и не самым большим, но достаточно боеспособным флотом ракетных и торпедных катеров, оптимально приспособленных для действий в Заливе. И кроме того, династия Пехлеви вполне серьезно относилась к возможности конфронтации с Советским Союзом. Представлялось вероятным, что в случае Ирано-Иракского конфликта, СССР направит мощное военно-морское соединение в Аравийское Море (как он делал во время конфликта Индии и Пакистана). И эта мысль Ирану совершенно не нравилась.

Разработанный в 1973 году план развития иранского флота состоял из трех последовательных фаз и опирался на тесное взаимодействие с западными державами, в первую очередь - США:

* Первая фаза (рассчитанная на период 1973-1980 года) предполагала приобрести в США два модернизированных эсминца типа «Аллен М. Самнер» - корабли постройки Второй Мировой - три модернизированные субмарины типа «Тэнг» и большой плавучий док. В Великобритании предполагалось заказать четыре фрегата типа «Саам» (сейчас известны как тип «Алван») и четыре танкодесантных корабля типа «Хенгам», а также шесть кораблей на воздушной подушке. Наконец, предполагалось заказать два небольших корабля снабжения из ФРГ, и морские патрульные самолеты и вертолеты в Италии.

* Вторая фаза (рассчитанная на период 1980-1990 года) была более амбициозной. В ходе нее иранский флот должен был получить шесть современных ракетоносных эсминцев типа «Куруш» - «противовоздушную» версию американских эсминцев типа «Спрюэнс». Во Франции предполагалось заказать двенадцать ракетных катеров типа «Каман» (аналогичных французскому типу «Ла Комбатант II», но с американским составом вооружения). Из Британии должен был поступить большой флотский танкер типа «Карг», а также британские специалисты должны были принять участие в постройке новой военно-морской базы в Шан Бахаре.



Художественное изображение новых иранских эсминцев, 1978 год.

* Третья фаза (рассчитанная на завершение к 2000 году) предполагала постройку небольшого авианосца для самолетов вертикального взлета и посадки (сначала шах приглядывался к британскому типу «Инвинсибл», но затем склонился к американскому концепту Sea Control Ship) и шести новых субмарин немецкого проекта тип 209.

Реализация данной амбициозной программы дала бы Ирану многочисленный и современный флот, построенный вокруг комбинированного соединения с легким авианосцем во главе. Такой флот не только обеспечил бы Ирану господство в Персидском Заливе (и обезопасил бы его нефтяные месторождения), но и мог бы эффективно парировать те экспедиционные силы, которые в случае конфликта мог бы направить к его берегам СССР. И финансовые ресурсы для реализации такой программы у Пехлеви вполне имелись.

СТАРЫЕ ЭСМИНЦЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ:

Как уже было упомянуто выше, в рамках первой фазы программы иранский флот собирался приобрести два эсминца типа «Аллен М. Самнер» у США. Выбор эсминцев, построенных еще в годы Второй Мировой (пускай и прошедших модернизацию по программе FRAM-II в 60-ых) может показаться довольно странным с точки зрения создания современного флота. Но в данном аспекте иранцы были полностью рациональны; они прекрасно понимали, что способность укомплектовать планируемый ими огромный флот полностью зависит от способности подготовить для него обученные экипажи. Старые эсминцы рассматривались как «учебные парты» для обучения моряков, которые будут списаны к концу 80-ых.

Было и другое соображение. В контексте потенциального противостояния с Ираком, иранский флот нуждался в кораблях, способных организовать оборону от ударов с воздуха. Военно-воздушные силы Саддама Хусейна (созданные с советской помощью) были впечатляющим оппонентом, и в узости Персидского Залива представляли собой значительную угрозу. Ирану требовались корабли, способные нести зенитные ракеты средней дальности, позволяющие обеспечить оборону соединений и конвоев.

Изначально для передачи Ирану были выбраны эсминцы DD-706 USS «Гайнард» и DD-780 USS «Стормс». Однако когда иранские представители прибыли осматривать эсминцы, они обнаружили, что «Гайнард» находится в куда худшем состоянии, чем предполагалось. Вышел небольшой скандал, и чтобы сделка не сорвалась, американский флот оперативно заменил «Гайнард» другим эсминцем - однотипным DD-777 USS «Зелларс».

Приобретенные Ираном, корабли были переименованы, и получили префикс IIS (англ. Imperial Iranian Ship - Корабль Иранской Империи). «Стормс» стал  IIS «Palang», что на фарси означает «леопард». «Зелларс» переименовали в IIS «Babr» - «тигр» на фарси. Под такими «кошачьими» именами они и были поставлены на модернизацию.



Помимо этих двух кораблей, Иран также приобрел еще несколько эсминцев - но на запчасти. В числе таковых оказался эсминец типа «Гиринг» DD-881 USS «Борделон», выведенный из состава флота после столкновения с авианосцем в 1976 году; Иран не упустил момента приобрести его по цене металлолома. Также Иран приобрел эсминец DD-713 «Кеннет Д. Байли», тоже как источник запчастей. По прибытии в Иран, оба этих корабля были разобраны, все совместимые детали и механизмы с них сняты, а корпуса потоплены на учениях.

МОДЕРНИЗАЦИЯ:

Оба иранских эсминца были капитально отремонтированы и модернизированы на верфи ВМФ в Филадельфии. Часть устаревшего оборудования была с них демонтирована, и взамен установлено более современное.



"Барб" и "Паланг" в доке, на модернизации.

С обеих кораблей демонтировали возвышенную 127-мм башню главного калибра. Надстройки на эсминцах расширили, чтобы освободить больше места для боевых постов. Поменяли мачты, и, разумеется вооружение.

Ракетное вооружение эсминцев состояло из зенитных ракет средней дальности RIM-66 SM-1MR. Поскольку установить полноценные пусковые комплексы для «Стандартов» - с поворотной балочной пусковой и подпалубным барабаном для перезарядки - было невозможно по массо-габаритным соображениям, то американские инженеры применили иное решение. Эсминцы получили ракеты «Стандарт» в неподвижных пусковых установках контейнерного типа.

Пусковые установки Mark 32 Mod 2 относились к контейнерному типу с поднимающейся «крышкой» - то есть контейнер стоял горизонтально, а перед запуском ракета поднималась на нужный угол (в американской терминологии такой тип известен как «саркофаг» - «coffin-type»). Состояла она из двух последовательно расположенных секций. Передняя секция была хранилищем боекомплекта с одной ракетой и системой заряжания. Задняя секция была, собственно, пусковой установкой с еще одной ракетой, подвешенной на подъемной направляющей.



Пусковая установка Mark 32 на современном иранском фрегате. Без перезарядки.

При подаче команды на пуск, крышка задней секции приподнималась на угол в 25 градусов вместе с подвешенной на направляющей ракетой. Головка самонаведения ракеты «захватывала» отраженный от цели луч радара, и ракета стартовала с направляющей. После этого крышка опускалась, и из передней секции на направляющую подавали вторую ракету.



Эсминец IIS-09 "Паланг". Носовая пусковая установка правого борта открыта, ракета поднята и готова к запуску.

На иранских эсминцах, четыре установки Mark 32 Mod 2 были установлены попарно. Две размещались в носовой части, перед мостиком (на месте демонтированной возвышенной 127-мм установки). Еще две располагались в центре корпуса между трубами. При этом установки стреляли «через палубу», то есть установка правого борта была направлена на левый борт, и наоборот. Общий боезапас корабля, таким образом, составлял восемь ракет; четыре готовые к пуску, и по одной перезарядке на каждую установку.



Красным выделены носовые и кормовые пусковые установки.

Наведение ракет на цель осуществлялось с помощью единственного радара Mark 25, установленного поверх артиллерийского директора Mark 37. То есть единовременно могла обстреливаться только одна воздушная цель - и с учетом ограниченных углов запуска с неподвижных пусковых, не более чем одной ракетой. Вдобавок директор Mark 37 (спроектированный еще в 30-ых) поворачивался довольно медленно, и быстро переключиться на новую цель было невозможно.

Артиллерийское вооружение кораблей было сокращено до двух спаренных 127-мм/38-калиберных установок Mark 38, одной на носу, другой на корме корабля. Третью - возвышенную - установку главного калибра демонтировали вместе со всем легким зенитным вооружением. Очевидно, иранцы не видели особого смысла в 20-мм и 40-мм автоматических пушках в ракетную эпоху.

Противолодочное вооружение кораблей соответствовало таковому для эсминцев, модернизированных по FRAM-II. В центре корпуса располагались два трехтрубных торпедных аппарата для 324-мм противолодочных торпед. Боезапас составлял шесть торпед в трубах, и по одной запасной на каждый аппарат. Перезарядка осуществлялась вручную, что было не очень-то удобно.



По совершенно непонятной причине, иранцы потребовали от американцев установить обратно противолодочные бомбометы Mk-11 «Hedgehog», снятые с кораблей еще в 60-ых. Революционное в годы Второй Мировой это оружие к 1970-ым уже безнадежно устарело, и практически не представляло угрозы для современных субмарин. Впрочем, памятуя что «клиент всегда прав», американские рабочие привинтили бомбометы на их прежнее место на носу корабля. Вероятно, иранцы считали, что в мелководном Персидском Заливе устаревшие бомбометы могут пригодиться против боевых пловцов или сверхмалых подводных лодок.

Авиационное вооружение кораблей подверглось масштабной модернизации. Исходно, модернизированные по программе FRAM-II эсминцы имели вертолетную площадку и небольшой ангар для беспилотного противолодочного вертолета DASH. Эта система оказалась неудачной (впрочем, японцы с этим не согласны), и к 1970-ым была снята с вооружения.



Слева: ангар полностью раздвинут. Справа: ангар полностью втянут.

Иранцы хотели оперировать с кораблей нормальными пилотируемыми вертолетами. По их требованию, вертолетная площадка была расширена, старый ангар для беспилотников демонтирован. Вместо него установили телескопический секционный ангар канадской конструкции; для хранения вертолета ангар раскладывался практически на всю длину летной площадки, а для запуска складывался и убирался в надстройку. Для оперирования с эсминцев Иран заказал шесть итальянских вертолетов «Augusta-Bell» AB.212ASW - противолодочную версию исходно гражданского вертолета «Bell» 212 (удлиненной гражданской версии UH-1 «Ирокез»)

Радиоэлектронное оснащение было во многом ключевым для иранцев вопросом. Основным средством раннего обнаружения и предупреждения был радар AN/SPS-29С, установленный на эсминцах в ходе FRAM. Этот мощный двухкоординатный радар с широкой вращающейся антенной мог засекать воздушные цели на дистанции до 500 километров (270 морских миль). Разумеется, речь шла о крупных - или групповых - целях, летящих на большой высоте. Дальность обнаружения по истребителям или штурмовикам на малых и средних высотах не превышала 90-185 км.



1 - антенна радиосвязи; 2 - место для AN/SPS-59 (еще отсутствует); 3 - директор артиллерийского огня Mk-37; 4 - РЛС управления огнем Mk-25; 5 - радар AN/SPS-29C; 6 - радар AN/SPS-10; 7- запрос-ответчик "свой-чужой" AN/UPX-12; 8 - антенна связи AN/URC-32; 9 - антенны РЭБ AN/ULQ-5; 10 - антенны РЭР AN/WLR-1; 11 - буксируемый сонар AN/SQA-10.

По настоянию иранцев, систему модифицировали установкой терминалов AN/SPA-25H, выполнявших цифровую обработку данных радара и обеспечивавших возможность обмена данными между кораблями в соединении. Такая модификация позволяла эсминцам держать другие корабли в курсе обстановки, предупреждать их об опасности, и самим получать данные о воздушной угрозе (например, низколетящих ракетах).

Поиск надводных целей выполнялся с помощью стандартной американской РЛС AN/SPS-10 - старомодной, но чрезвычайно надежной и эффективной. В ходе модернизации, на эсминцы также установили небольшой навигационный радар AN/SPS-59, на базе коммерческой модели канадской фирмы.

Системы связи включали многоканальные приемопередатчики AN/GRC-27 и AN/URC-32, для коротких и длинных волн соответственно. Обе системы остались еще с FRAM и были стандартом для ВМФ США; Иран не стал их заменять, поскольку хотел гарантировать совместимость своего оборудования с американским. Дополнительно к ним был установлен цифровой идентификатор «свой-чужой» AN/UPX-12, позволявший автоматически вызывать транспондеры самолетов и кораблей в радиусе действия.

Системы радиоэлектронной борьбы остались прежними; станция радиоэлектронной разведки AN/WLR-1 (предназначенная для предупреждения об облучении, идентификации источников сигнала и установления направления на них) и «глушилки» AN/ULQ-5, способные как к широкополосному глушению, так и созданию имитационных сигналов, отвлекающих неприятельские РЛС на ложную цель.

Акустическая аппаратура эсминцев была значительно модернизирована. Оба эсминца были оснащены подкилевым сонаром AN/SQS-4 в ходе FRAM, но к 1970-ым этот сонар уже успел устареть. Иранский флот решил заменить их более новыми моделями, причем разными на каждом корабле - по всей видимости, желая сопоставить их возможности. «Бабр» получил сонарную станцию AN/SQS-43 (модификацию стандартного американского AN/SQS-29 с дополнительными возможностями), «Паланг» - несколько отличный AN/SQS-44.



Оба сонара были современными моделями, способными не только к «общему» излучению во всех направлениях, но и к формированию узконаправленных акустических «лучей» для сопровождения цели. Интеграция в систему управления огнем позволяла автоматически вырабатывать целеуказание для торпед и передавать данные другим кораблям.

Но этим иранцы не ограничились. На корме каждого эсминца по их заказу установили гидролокатор переменной глубины AN/SQA-10, буксирующий на длинном кабеле гидропланер с акустической станцией на основе корпусного сонара AN/SQS-31. Для флота «третьего мира» такое оснащение было в тот момент чрезвычайно передовым... и совершенно бесполезным для мелководного Персидского Залива. По-видимому иранцы намеревались в дальнейшем (по мере вступления в строй новых единиц) перевести старые эсминцы в Индийский Океан.

СЛУЖБА:

Модернизированные IIS «Бабр» и IIS «Паланг» вступили в строй в 1973 году. В 1970-ых они были весьма активны - совершали множество боевых походов по Индийскому Океану и Красному Морю, активно демонстрируя флаг Иранской Империи и всячески намекая на грядущий рост морского могущества Пехлеви.



Но... тут вмешалась угрюмая реальность. Режим Пехлеви, хотя и был амбициозным и популистским, но не пользовался народной поддержкой. Хотя шах на словах стремился к модернизации страны, но под «модернизацией» он понимал создание на нефтедоллары мощных вооруженных сил, крупной промышленности и европеизированного «фасада» в крупных городах - который можно было бы демонстрировать иностранцам. Проводимые шахом реформы были плохо продуманы, зачастую авантюристичны, и часто приводили к противоположному результату (например, земельная реформа теоретически покончила с феодальными землевладельческими порядками... но взамен обложила крестьян неподъемными для них налогами). Образованные слои общества были недовольны дремучей коррупцией шахского режима и отсутствием каких-либо подвижек к демократии; наоборот, Пехлеви запретил все политические партии и безжалостно расправлялся с любой оппозицией. Все это в итоге привело к волнениям в стране, бегству шаха, и Исламской Революции 1979 года, покончившей с Иранской Империей.



Мечты Ирана о могучем флоте умерли вместе с режимом Пехлеви. Установившаяся вместо него Исламская Республика Иран во-первых урезала расходы на вооружения в попытке сбалансировать бюджет, а во-вторых рассорилась с США (как по прагматическим, так и по внутриполитическим мотивам). Поставка новой военной техники в страну прекратилась. Уже готовую к передаче субмарину типа «Тэнг» американцы задержали за долги. Четыре эсминца типа «Куруш» в итоге иранцы отдали американцам в обмен на списание имевшихся долговых обязательств; корабли вошли в состав ВМФ США как эсминцы типа «Кидд». Прекратились и поставки запчастей к уже имевшимся единицам.

Самым же худшим оказался кадровый вопрос. Количество обученных офицеров и техников в иранском флоте было и так невелико, а Исламская Революция привела к тому, что многие из них или бежали из страны, или были выгнаны из флота как «монархисты». Отъезд же американских технических специалистов пагубным образом сказался на возможности иранцев поддерживать сложную военную технику. Американцы раскрывали иранцам далеко не все «ноу-хау», и иранские техники часто просто не знали, как именно работает некое устройство (имел место и откровенный саботаж, например, на истребителях «Томкэт» уезжавшие американцы стерли операционные системы бортовых компьютеров).

«Спасла» положение ирано-иракская война 1980-1988 года. Вторжение войск Саддама Хусейна в приграничные иранские регионы и неспособность иранской военной машины (ослабленной революционными чистками и эмбарго) им противостоять наглядно продемонстрировали иранским лидерам простую старую истину; «чистая» теократия ни черта не работает.



Иранский танк "Чифтен", уничтоженный во время ирано-иракской войны. На бумаге, британский "Чифтен" превосходил иракские машины советской постройки... но иранская армия после революции толком не умела ими пользоваться.

Чтобы спасти положение (лидерам Ирана уже мерещилось в ночных кошмарах, как разочаровавшийся в них народ призывает обратно Пехлеви - и они прекрасно представляли ЧТО вернувшаяся династия сделает лично с ними) иранцам пришлось спешно откатывать назад радикальные революционные концепции, возвращать на службу изгнанных офицеров и специалистов и возводить всю ту сложную систему сдержек и противовесов между светской и духовной властью, на которых держится современный Иран. И дело пошло на лад; иранцам удалось восстановить боеспособность вооруженных сил, наладить местное производство или контрабандные поставки дефицитных запчастей и компонентов и «оживить» даже такие сложные системы как перехватчики F-14 «Томкэт».

Особого участия в ирано-иракской войне иранские эсминцы не приняли. В начале конфликта они, по-видимому, не были боеспособны - и поэтому не участвовали в напряженных морских сражениях в северной части Персидского Залива. Однако их отсутствие в ходе «танкерной войны» вызывает удивление до сих пор. Крупные, мореходные единицы, они прекрасно подходили для досмотра гражданского судоходства в Ормузском заливе и даже в Индийском Океане. Тем не менее, «Бабр» и «Паланг» простояли всю войну в порту, выходя в море только на учения.



"Паланг" в море в середине 80-ых.

Существуют несколько возможных объяснений такого странного поведения иранского флота. Во-первых, эсминцы требовали слишком больших экипажей; посылать же их в море недоукомплектованными было бы слишком опасно. Во-вторых, эсминцы явно не были адекватно защищены от низколетящих противокорабельных ракет вроде используемой иракцами «Экосет»; их единственным средством самообороны являлась станция РЭБ  AN/ULQ-5, которая требовала слишком много времени на подстройку под частоту работы ГСН ракеты. В-третьих... возможно, иранцы попросту опасались что потеря одного из этих больших, хорошо известных публике кораблей, будет сильным ударом по боевому духу населения.

Оба эсминца периодически выходили в море, и даже совершали учебные походы в Индийский Океан. К концу 80-ых, многое оборудование на них, по всей видимости, уже не функционировало. По данным американской разведки, за все время службы в республиканском флоте эсминцы ни разу не были замечены за буксировкой своих кормовых сонаров - что вызвало подозрение, что без помощи американских специалистов, иранцы так и не сумели привести это сложное оборудование в действие. В 1987 году бездействующие сонары вообще сняли, и поставили вместо них советские автоматические пушки ЗУ-23-2.



"Паланг" в июле 1988. Видна ЗУ-23-2 на месте демонтированного сонара. Вторая цифра номера закрашена в целях введения в заблуждение иракской разведки.

После окончания войны, оба эсминца какое-то время оперировали довольно активно, совершая многочисленные учебные походы в 1989-1990 годах. Во время операции «Буря в Пустыне» в 1990-1991 году оба эсминца патрулировали в Персидском Заливе в полной боевой готовности (по-видимому на случай, если бы американцы предложили вместе бить Хусейна...) Но возраст и проблемы с ремонтом, по всей видимости, брали свое. «Бабр» после 1991 года практически не выходил в море. «Паланг» продолжал более-менее регулярные учебные походы до 1994 года, после чего был переоборудован в корабль обслуживания наблюдательных постов, которые иранцы установили на бездействующих нефтевышках в Персидском Заливе. Техническое состояние корабля оставляло желать лучшего, и по крайней мере один раз его пришлось тащить обратно в порт на буксире.



Финальная судьба обеих эсминцев неизвестна. По всей видимости, в середине 90-ых они были выведены из состава флота за полным износом и невозможностью дальнейшего ремонта. Все ценное оборудование с них, скорее всего, демонтировали - ракетные установки Mark 32 в частности в дальнейшем отметились на иранских ракетных катерах. Корпуса же эсминцев пропали в неизвестности. По некоторым - неофициальным - данным, они были проданы на слом в Пакистан и разобраны в 1996 году.

Интересно отметить, что эти два эсминца все же оставили важный след в истории иранских вооруженных сил. Ракеты RIM-66 SM-1MR, которыми они были оснащены, вызвали значительный интерес иранских военных. Длительные усилия по реверс-инжинирингу американских ракет, в конечном итоге увенчались успехом, и в 2013 году Иран представил разработанные на основе SM-1 зенитные ракеты «Sayyad-2» - и их морскую версию «Mehrab/Fajr», запускаемую из точного аналога контейнерных ПУ Mark 32.



Контейнеры перед рубкой совершенно определенно идентифицируются как локальные копии Mark 32.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В целом, капитальная модернизация иранских «Самнеров» представляла собой... очень минималистичный проект (как бы абсурдно это ни звучало). Корабли по сути дела остались теми же FRAM-II, с некоторыми дополнительными возможностями. Это все еще были океанские эскортные корабли, у которых существенно улучшили противолодочные возможности (за счет новых сонаров и базирования нормального вертолета) и добавили кое-какие возможности противовоздушной обороны.

Причем именно кое-какие, потому что расположение ракетных контейнеров попросту не позволяло выпустить по приближающемуся неприятельскому самолету более одной ракеты зараз. Чего чисто статистически было слишком мало, чтобы гарантировать попадание. И если эта ракета промахивалась или отказывала, то приходилось либо ожидать перезарядки пусковой установки, либо разворачивать корабль так, чтобы навести на цель другой пусковой контейнер. На корме же вообще имелось «слепое пятно» не перекрываемое ничем, кроме практически бесполезной против реактивных самолетов 127-мм пушки (не пойму, почему иранцы не захотели заменить ее либо дополнительными контейнерами SM-1MR, либо современной 76-мм автопушкой?)



В общем и целом, иранские эсминцы явно более подходили для сопровождения конвоев в открытом океане (где единственной воздушной угрозой представлялись единичные патрульные самолеты), нежели для интенсивных боевых действий в акватории Персидского Залива (где те же иракские самолеты ожидались стаями). Что наводит на мысль; вероятно, модернизация проводилась не столько «под иранский заказ», сколько на основе некоего нереализованного проекта модернизации старых FRAM'ов для ВМФ США. И Ирану этот проект попросту «впихнули» - как ближайший к тому, что Иран хотел.

Военно-морские шушпанцеры, 1970-ые, флот, 1980-ые, ВМФ США

Previous post Next post
Up