"Старшип" коснулся Космоса

Nov 18, 2023 16:48


Сегодня в 16 часов по московскому времени с полигона Бока-Чика состоялся второй испытательный пуск космической системы «Starship-Superheavy» компании SpaceX.


Read more... )

space-x, Космос, 2023, космонавтика, будущее

Leave a comment

Comments 213

bakhtiyarov1 November 18 2023, 13:57:01 UTC

> он благополучно достиг высоты 148 километров и скорости 7,5 + км/с,

трансляция на момент отключения двигателей показывала 24000 км/ч - это 6,66 км/с

Reply

fonzeppelin November 18 2023, 13:58:33 UTC

В официальном релизе было 7,5. Но уже вроде исправили. Сейчас отредактирую.

Reply

ext_6455612 November 19 2023, 09:30:44 UTC
То есть даже сами не знают какая скорость была и почему отказ был и не один тоже никто там не знает, ну 8 минут полёта это успех, Марс ещё очень далеко

Reply

sun_am_i November 18 2023, 18:53:20 UTC

24123 км/ч - это 6,7 км/с

Reply


kvakosavrus_q November 18 2023, 14:04:53 UTC

>При этом разделение было выполнено «горячим» способом, т.е. «Старшип» просто запустил свои двигатели и «оттолкнулся» от «Суперхэви»

По заветам KSP!

Reply

fonzeppelin November 18 2023, 14:23:31 UTC

По заветам классиков! Первые советские ракеты так разделялись)

Reply

jr0 November 18 2023, 14:35:31 UTC

Американские тоже, надо не забывать. Собственно, первая же Bumper, как я представляю, запускала верхнюю ступень без разведения. Ну, и Titan, начиная с II, рабочая лошадь ВВС.

Reply

fonzeppelin November 18 2023, 14:38:32 UTC

Ну... да. "Атлас" не использовал, но там строго говоря и схема была... полутораступенчатая.

Reply


bash_m_ak November 18 2023, 14:12:22 UTC

> Смена режима разделения ступеней с «холодного» на «горячее» по-видимому тоже не создала никаких проблем

Мне кажется, что проблемы она все же создала - в результате горячего разделения, суперхеви получил дополнительный пинок, который система газовых рулей не смогла отработать. Хвост оказался выше головы, соответсвенно при включении двигателей, ступень оказалась на неправильной траектории и была подорвана. Если это так, то весьма вероятно возвращение к холодному разделению, потому что борьба с толчком от 6 рапторов с помощью газовых рулей - поганая задачка.

Не удивлюсь, если окажется что система подрыве на старшипе была настроена в параноидальный режим и отключение двигателей восприняла, как отклонение от траектории с моментальным подрывом.

ЗЫ. Поздравления SpaceX, пусть все чиновники FAA горят в аду.

Reply

fonzeppelin November 18 2023, 14:24:05 UTC

Посмотрим) На вид после отделения "Суперхэви" была в хорошей форме.

Reply

y_a_noname November 18 2023, 14:46:30 UTC

> борьба с толчком от 6 рапторов с помощью газовых рулей - поганая задачка.

А обязательно пускать разом все 6 двигателей?

Reply

jr0 November 18 2023, 14:50:01 UTC

Нет, их много раз перезапускают. Но чем раньше, тем больше груза можно взять. И зависимости логарифмические.

Reply


jr0 November 18 2023, 14:19:40 UTC

Да, это чудо.

Важное о происшествиях со ступенями узнаем только из официальных источников чуть позднее. Скорее всего, Маск напишет в X. Все что видно в репортажах - безупречно. То есть, маневр отворота после разделения нижней ступени теперь мне кажется слишком энергичным, но будто я знаю, как он должен выглядеть. Разве что: никак, ведь разделение ступеней Falcon происходит намного выше, в более разряженном воздухе, его трудно снять.

Reply

fonzeppelin November 18 2023, 14:24:19 UTC

В точности!

Reply

jr0 November 18 2023, 14:33:00 UTC

Вообще, низкое разделение ступеней - важное новшество и преимущество нового проекта Маска. Чем ниже разделение ускорителя и челнока, тем проще спасти ускоритель, он на место пуска садится. А челнок спсается иными физическими эффектами - аэродинамикой.

Соотношение ЖРД степенней Falcon и Starship легко посчитать:

F9 - 9:1,

Heavy - 27:1 (вторую ступень, не верхнюю, Маск отказался пытаться спасти),

SS - 33 к 6 или 5.5:1.

Reply


aikr November 18 2023, 14:22:53 UTC
Все двигатели «Raptor» - 33 штуки на ускорителе, 6 на корабле - отработали превосходно. Ни один не отключился ни на какой стадии полета.

Всё-таки чуть-чуть не так: насколько можно судить по картинке телеметрии, уже после разделения двигатели первой ступени начали работать совсем уж вразнобой. Непосредственно перед взрывом они все уже не работали.

и собственно не вполне даже ясно, разрушился ли «Старшип»

Думаю, достаточно ясно: через пару секунд после прекращения телеметрии на видео вспухает хорошо заметное облако взрыва.

Reply

jr0 November 18 2023, 14:38:02 UTC

После разделения ЖРД не должны работать. Про разнобой - сказочка, неведомо откуда.

Reply

aikr November 18 2023, 14:52:36 UTC
Про разнобой - сказочка, неведомо откуда.

Пересмотрите видео. В левом нижнем углу - схема работы двигателей первой ступени. Обратите внимание, какая катавасия творится там после разделения ступеней.

Reply

jr0 November 18 2023, 14:57:53 UTC

Они выключаются. Горение тут зависит от остатков и их соотношения.

Reply


Leave a comment

Up