"Невский"

Nov 14, 2023 21:55


Ознакомился тут с тизером выходящей в 2024-ом первой отечественной анимационной супергероики - мультсериала «Невский». Сериал представляет собой, судя по заявлениям авторов, попытку российской анимации вступить в неосвоенную ей прежде нишу «супергероев в плащах». Спасающих мир посредством сверхспособностей, секретного альтер-эго и вбивания оппонентов в землю с образованием кратера.



Сам по себе жанр супергероики вполне себе почтенный, и нельзя сказать, что в России не представленный. Отмечу творчество студии Bubble Comics, успешно создавшей самобытное ответвление классического жанра. Но в российской анимации, жанр был практически не представлен. Причины тому, полагаю, как практические - рисовать экшен-мультфильм с активным действием даже при современных технологиях весьма недешево - так и психологические. К моему великому сожалению, над отечественной анимацией слишком долго довлела репутация «добрых советских мультиков», и воспринималась она как направление чисто детское, заведомо «несерьёзное».





И все же в последние годы многим удачным проектам («Сказочный патруль», «Герои Энвелла», «Приключения Пети и волка») удалось размыть стереотипы относительно «детскости» российской анимации. И студия «Morevna Project» решила сделать следующий шаг, и попробовать силы в проекте категории «young adult». Да, при этом вновь задействовали уже набившую оскомину богатырястию (серьезно, ну вы хотите сказать, что из всей многовековой российской культуры получается использовать только сказочки про богатырей?! Вам не стыдно?), но, по крайней мере, попытались с такой позиции шагнуть в новом направлении, основываясь на комиксах «Александр Невский» издательства «Три Девять». Честно говоря, о данном издательстве я слышу впервые.

Что же получилось?



Тизер с ходу берет, так сказать, хомяка за рога, и вываливает на нас то, что показывать в начале тизера ни в коем случае не стоило: отвратно сделанные фоны. Если господа авторы серьезно считают что вот это вот расплывающееся нечто - шедевр графики, то у меня для них очень плохие новости. Рогатый хомяк их забодал и съел.



За такую прорисовку фона в современной анимации вообще-то принято спускать собак. И это, увы, не единичный случай и не некое общее стилистическое решение (и даже не авторская аллюзия на петербургские туманы). Фон в той или иной мере отвратителен абсолютно во всех показанных сценках. Детализация слабая, линии расплываются, а понятие глубины, видимо, было объявлено не соответствующим традиционным духовно-нравственным ценностям.



Сравните прорисовку фона 2023 и 1987 года.

Присутствие качественно прорисованных персонажей только ухудшает ситуацию: на их фоне (простите за каламбур) окружающий фон начинает казаться совсем уже тоскливым. Полное отсутствие глубины изображения просто не дает в принципе понять, как расположены относительно друг друга аморфные пятна, изображающие некие предметы и объекты. Вот полюбуйтесь, например, двумерной девочкой, кушающей двумерную шоколадку в мраморной машине с невразумительными козявками, притворяющимися отражением в стеклах:



При этом я не могу не отметить, что сами персонажи отрисованы четко, качественно и временами даже симпатично. У них, правда, бывают свои моменты «долины ужаса», а также какая-то маниакальная привычка пялится в камеру, безвольно свесив нижнюю челюсть -



- но в общем и целом, видно, что по крайней мере к прорисовке основных персонажей авторы сериала подошли с определенным энтузиастом. Линии четкие, работа с цветом выполнена достаточно хорошо, и в некоторых местах персонажи даже пытаются выглядеть трехмерными. Не всегда у них это получается, но за старание плюсик.



И тут встает вторая большая проблема графики - дерганная анимация. Движения персонажей слишком резкие и неестественные. Создается сильное ощущение, что авторы сериала сильно так экономили на частоте кадров, и вместо общепринятых для такого уровня графики 24-30 fps решили обойтись вдвое - а то и втрое - меньшим количеством. Персонажи не плавно перетекают из позы в позу, а меняют их резким, зачастую упрощенным движением:



В общем и целом, графическая часть выглядит так, как будто сначала замахнулись на масштабный высококлассный проект, уровня «Young Justice», нарисовали на энтузиазме персонажей... а затем начали считать бюджет, и экономить на всем остальном. На фоне, на анимации, урезать число fps для сокращения объема работы... И результат, ожидаемо, удручает.

Но ладно, оставим графику в покое. Поговорим о персонажах.



Тут, надо отметить, авторы не сплоховали. Персонажи выглядят... симпатично, некоторые даже вполне (Илья Оберег так и вообще кавайная няша...). О характеризации говорить пока рано, но думаю, не ошибусь, если предположу что Лешка Муромец будет классическим «простодушным качком», Илья Оберег - «шустрым умником», Василиса Премудрая - не менее типичной «генки-девушкой», ну а Кот Ученый займет нишу слегка безумного саркастичного ученого (E=mc2 на ошейнике намекает)

Безусловно, что классические прототипы «ославявленных» персонажей узнаются без особого труда (Лешка Муромец - Шазам, Илья Оберег - Кид Флэш...), но это само по себе в общем-то и неплохо. Отечественная супергероика, в конце концов, существует не так уж и долго. Использовать как прототипы классических персонажей еще «золотого века» - это вполне естественный способ «набить руку». В общем и целом - персонажи производят хорошее впечатление.



Проблема в том, что положительные персонажи всегда ровно настолько хороши, насколько внушительны противостоящие им злодеи. И тут вот у меня есть сильные такие сомнения:



Перед нами, теоретически, главный злодей (Мор) и отнюдь не комический. Он достаточно хорошо прорисован (хотя по-прежнему страдает от нехватки объема и дерганых, неестественных движений). Он выглядит достаточно злобно и внушительно. Но вот что делают на заднем плане откровенно комичные толстячки-циклопы в рогатых шлемах - извините, непонятно. Тут должна быть какая-то игра на контрасте? Или это будут «comic relief» персонажи, на которых главзлодей будет постоянно орать и за тупость бить нелетальными молниями? Неясно.



Гигантский зубозавр зримо страдает от прорисовки фона

Остальные отрицательные персонажи тоже, откровенно говоря, не блещут ни оригинальностью, ни характеризацией. Ясно, что авторы опирались на былинно-сказочные прототипы - Соловей-Разбойник, Змей-Горыныч, и, вероятно, Кощей - но в общем и целом, какой-то особой изюминки Плохие Парни не несут. Вот разве что зубастый модник-жаб с шариком, видимо, подрабатывающий местной Годзиллой... Водяной, что ли?



Сюжет. О сюжете что-либо сказать толком и невозможно, кроме того, что он опирается на достаточно классическую схему: древний злой НЁХ собирается завоевать мир, не менее древний мудрый наставник собирает команду «teenagers with attitude», наделяет их суперспособностями, вручает маскота - говорящую котейку, и отправляет бить морды местным Годзиллам, кибердраконам и прочему. Судя по всему, формат планируется со сквозным сюжетом, но до какой степени - неясно.



Резюмируя - у меня есть сомнения и опасения насчет данного проекта. Я реально опасаюсь, что авторы взялись за амбициозную задачу, решить которую у них не хватает ни опыта, ни ресурсов. И при всем при этом, мне чертовски хочется, чтобы у авторов получилось. Российская анимация сидела в колыбели Чебурашки и дяди Федора слишком уж долго. Пора вспомнить, что анимация - это творческий медиум, сам по себе не являющийся ни «детским», ни «несерьезным».

аниме, комиксы, 2023, мои кинопросмотры, Российская Федерация

Previous post Next post
Up