Неформальное соревнование среди стартапов «нового космоса» за запуск первой в мире ракеты на топливной паре жидкий метан/жидкий кислород выиграла китайская компания «LandSpace». Ее легкая ракета-носитель ZQ-2 (Zhuque-2) со второй попытки вывела на орбиту имитатор полезной нагрузки 12 июля 2023 года.
Click to view
(
Read more... )
Comments 58
Учитывая имеющиеся работающие ВоКи двигатели, в чем возникли проблемы с созданием металоксового двигателя?
По идее, тот бак который должен держать жидкий водород, должен с запасом удерживать в себе жидкий метан.
Температура горения метановой смеси, по идее, ниже, чем у водорода, поэтому тепловые режимы будут мягче.
По идее, развитие должно было идти по пути керосин - метан - водород, а не наоборот.
Reply
По идее, развитие должно было идти по пути керосин - метан - водород, а не наоборот.
В том и дело, что "естественный" ход развития нарушился еще в 1960-ых. "Лунная гонка" потребовала более радикальных решений, и был сделан скачок сразу к водороду. А затем после успеха "Сатурн-5" - очень долго царила этакая "водородная эйфория", все пытались делать водородные ракеты, и идея использовать топливо с меньшим удельным импульсом воспринималась как шаг назад. Только после успеха Маска с его старомодной парой керосин-кислород, конструкторы, наконец, убедились: жидкий водород НЕ оптимален с точки зрения коммерческой эксплуатации.
Фактически, принципиальных проблем с метаном не было - просто никто не интересовался этим направлением десятилетиями (!).
Reply
Забавно, как проседает "прогрессивная" составляющая развития техники. В 60-е ВЯРД считали возможным и допустимым, а теперь... Этак скоро на Луну на паровозе Стефенсона покатим, "потому что дешевле".
Reply
Да нет, просто оказалось, что законы экономики и законы физики далеко не всегда удачно взаимодействуют) Водородные ракеты эффективны, но для дешевого массового вывода на орбиту они оказались слишком дороги. Метан же выглядит как экономический оптимум.
Reply
Ну ура, что ли
Reply
Reply
Поздравляю китайских товарищей :)
Клевещут -и ценник отличный.
Reply
Еще очень большой плюс в том, что температура хранения у жидкого метана куда ближе к жидкому кислороду, что упрощает дизайн межбаковых переборок.
> Впервые, китайская космонавтика опередила западную в перспективной (возможно, ключевой!) технологии металоксовых двигателей.
Да ну, в чем опережение в создателей двигателей-то? То, что первыми смогли что-то вывести на орбиту на ракете с метановым двигателем приоритет, молодцы, но чем сами движки лучше рапторов?
Reply
Скорее так: нет никакой ключевой технологии MethaLOX. Метан с ЖК испытывал в 1920ые Годдард. И он же тогда объявил это наилучшей парой, наиболее выгодной.
В США метаном занимались в TRW, в том числе, Мюллер, но и до него для Apollo. Взяли на ядах, чтоб совсем не беспокоиться о зажигании, иметь единое топливо Apollo и Lander. Были разработки и вне TRW, а Мюллер испытывал и пропан, выгодный для одноразовых.
+ Важная поправка: эта ракета ничего не вывела на орбиту. Макет груза, разумеется, суборбитальный. В прошлое неудачное испытание могли вывести какие-то кубсаты, но их потеряли.
Reply
Leave a comment