В рядах успешных космических стартапов новичок - ракета «Firefly Alpha» американской компании «Firefly Aerospace» успешно достигла орбиты.
Запуск состоялся с космодрома Вандерберг. Это вторая попытка запустить «Светлячок Альфа» - первая, предпринятая 3 сентября 2021 года, завершилась аварией из-за отказа двигателя вскоре после старта и потери управления ракетой - и надо отметить, удалась тоже только со второй попытки. Предыдущая попытка запуска, предпринятая вчера, была прервана на этапе запуска двигателя. Но на этот раз все прошло удачно - и полезная нагрузка (группа наноспутников
TechEdSat-15, предназначенных для обучения инженеров космической отрасли и проверки новых концепций) достигла орбиты.
Ракета «Светлячок Альфа» использует несколько интересных и новаторских подходов: во-первых, ее корпус изготовлен из углеродного композита, с минимальным использованием металлов. За счет этого, вес конструкции ракеты значительно меньше, что повышает ее общую эффективность.
Изготовление секций баков ракеты из стекловолокна.
Во-вторых, двигатель верхней ступени использует для подачи компонентов турбонасос, приводимый в действие отводом в турбину части горячих газов из камеры сгорания ракеты. Такой режим работы (tap-off cycle) считается более эффективным, чем отдельная подача топлива и окислителя на турбину, но более требователен к конструкции самой турбины.
В результате, при собственном весе в 54 тонны, двухступенчатый «Светлячок Альфа» на керосин-кислородной смеси, может доставить около 1 тонны полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту. Что очень неплохо для ракет такого класса. Стоимость коммерческого пуска оценивается в 15 миллионов долларов.
Следующий запуск ожидается в конце ноября 2022 года, по контракту с НАСА.
В перспективе, компания «Firefly Aerospace» планирует во-первых создание увеличенной версии ракеты («Светлячок Бета») среднего/тяжелого класса, способной доставить до 13 тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту. Во-вторых, в сотрудничестве с «Northrop Grumman», компания собирается адаптировать первую ступень «Альфы» для семейства перспективных ракет-носителей «Антарес 300». В третьих, в планах компании разработка возвращаемой первой ступени («Светлячок Гамма»), которая будет оснащена крыльями и шасси, и осуществлять самолетную посадку на аэродром. Небольшой вес полностью композитной конструкции может сделать такой тип посадки экономически эффективным.