Уважаемые коллеги, я бы хотел обсудить такой теоретический вопрос: почему военная мысль «пропустила» управляемые по радио авиационные торпеды?
Не секрет, что самолеты-торпедоносцы с самого их появления и до исчезновения как класса, считались... неудобным оружием. Чтобы сбросить торпеду правильно и точно, самолет-торпедоносец должен был идти низко над самой водой - превращаясь в легкую цель для зениток, и особенно для неприятельских истребителей.
Сброс авиаторпеды в 1920-ых и в 1940-ых. За двадцать лет удобнее не стало.
Значительные усилия конструкторов прилагались к тому, чтобы увеличить высоту сброса торпеды. Но тут возникало неустранимое противоречие: чем дольше падала торпеда, тем больше была вероятность, что она войдет в воду не так, как надо, и пойдет не в том направлении. Да и у прочности торпеды были пределы. При сбросе со слишком большой высоты, она могла прозаически разбиться о воду.
Для высотного сброса торпед предлагались самые разные решения - от парашютов и до планеров, несущих торпеду под фюзеляжем - но все они упирались в одну и ту же проблему: нельзя было предсказать, как именно приводнится торпеда, и в какую сторону она пойдет.
Но что, если направить торпеду в цель уже после приводнения?
Торпеда, как ни странно, представляет собой достаточно удобный аппарат для оснащения системой дистанционного управления. Она уже оснащена гироскопическим автопилотом - прибором Обри - и большинство торпед начала XX века имели возможность доворота на заданный угол после запуска. То есть торпеду можно сделать управляемой командно с минимальными переделками в конструкции.
Прибор Обри - гироскопический автопилот для стабилизации торпеды по курсу.
Для командного наведения в цель торпеде достаточно уметь исполнять команды «вправо» и «влево», то есть управляться ровно в одной плоскости. На это вполне способна даже самая примитивная радиотехника 1900-ых. Теоретически, для управления торпедой в начале XX века можно использовать банальный
шаговый искатель, кодируя команды числом импульсов. Два импульса подряд - поворот вправо, три импульса - поворот влево, один импульс - сброс команды, возврат руля в нейтральное положение.
Более совершенная технология - например, звуковое радио, появившееся уже в 1910-ых - позволяет кодировать команды акустическими тонами на несущей частоте, распознавая индивидуальные команды с помощью узкополосных фильтров.
Полевой радиоприемник SCR-54, Первая Мировая Война.
Проблему, собственно, передачи команд на борт торпеды,
успешно решили итальянцы, поместив антенну в буксируемый за торпедой буй. Для проектов начала XX столетия, впрочем, более разумным будет решение поместить в буй всю радиоаппаратуру, соединив его с торпедой катушкой разматываемого кабеля. Такая компоновка позволит хрупкой (и не слишком-то надежной) аппаратуре, иметь лучшие условия работы, нежели в узком, вибрирующем корпусе торпеды.
В итальянском проекте, буй также служил и для отслеживания торпеды с борта самолета-носителя. Другие предложения по визуализации торпеды включали выброс зеленого флюоресцентного красителя в след торпеды (ярко-зеленый след в воде хорошо заметен при взгляде сверху, но практически неразличим для наблюдателей на корабле-цели), или установку на торпеде направленных вверх ламп (в том числе инфракрасных - например, СССР в годы войны успешно использовал инфракрасные навигационные бакены и сигнальные лампы).
След торпеды, прошедшей под кораблем-целью.
Часто встречающимся аргументом против радиоуправляемых торпед является их слабая видимость с самолета-носителя. Однако, учитывая усилия, которые прилагались к тому, чтобы сделать след торпеды менее заметным, этот аргумент... не выглядит полностью убедительным. Тем более для ситуации, когда заметность следа может быть специально увеличена.
По тактической нише, радиоуправляемые торпеды выглядят в первую очередь средством против крупных кораблей и конвоев противника - которое может быть сброшено с большой высоты (на парашюте) и/или безопасной дистанции (на торпедном планере), и ориентировано в сторону цели уже после приводнения. Безусловно, что итоговая точность такого оружия будет ниже, чем у обычной авиационной торпеды, ввиду сложности определения относительного положения торпеды и цели. С другой стороны... возможность применять такое оружие с тяжелых высотных бомбардировщиков может компенсировать индивидуальную неточность.
Итальянская авиационная радиоуправляемая торпеда Кроччи. Применить ее в боевой обстановке итальянцы не успели.
Так каково же ваше мнение, коллеги? Почему радиоуправляемые авиационные торпеды оказались «пропущенным» видом оружия в первой половине XX века?