Masters of the Universe: Revelations. Does it have the Power?

Jul 25, 2021 14:20





"By the power of Grayskull... I... have... the... POWER!!!"

В 1983 году, известная в то время анимационная студия «Filmation» в кооперации с производителем игрушек «Mattel» выпустила мультсериал «Хи-Мэн и Властелины Вселенной» (He-Man and the Masters of the Universe). В нем супер-мускулистый варвар-супергерой Хи-Мэн - от английского «he-man», "настоящий мужчина" - сражался со злобным колдуном Скелетором. Скелетор мечтал завладеть некими тайнами замка Грэйскулл (англ. Grayskull, "серый череп"), а Хи-Мэн был избран хранителем замка. При этом сам Хи-Мэн был на самом деле тайное альтер-эго принца Адама, наследника престола местного королевства, для безопасности притворявшегося трусоватым плейбоем. Обеим сторонам помогала куча других персонажей, а сюжеты варьировали от «Скелетор подстроил так, что Хи-Мэн подумал будто убил невинного человека и потерял волю к борьбе» и до «Скелетор обиделся, что бродячий цирк отказался выступать в его логове, и решил сорвать представление».





Скелетор: - Да, вот такой вот я многогранный пакостник.

Сериал пользовался неожиданно громким успехом, и растянулся аж на 130 серий. Во многом заслугой был новаторский (на тот момент) стиль анимации «Filmation»: для экономии бюджета, фирма многократно использовала одну и ту же анимацию, накладывая ее на разные задники. Например, одна и та же анимация «герой бежит» могла быть наложена на задний план леса, джунглей, города... Это позволяло вложить основные ресурсы в тщательную прорисовку фонов и задних планов. Но сыграла также роль и готовность «Filmation» экспериментировать с не самыми «детскими» сюжетами, затрагивая подчас весьма серьезные вопросы (и нет, я не имею в виду неизбежные «моральные сегменты» в конце сериала, в которых персонажи советовали детям правильно переходить дорогу и не играть со спичками!). В целом, для сериала, основной задачей которой была реклама игрушек «Mattel», это была очень высокая планка.



На волне успеха, «Хи-Мэн» обзавелся вбоквелом: сериалом «Ши-Ра: Принцесса Силы» (She-Ra: Princess of Power). Он повествовал о сестре принца Адама, принцессе Адоре, которая, наделенная способностью превращаться в могущественную воительницу Ши-Ра, сражалась на соседней планете против «Злой орды» инопланетных завоевателей. Это был весьма интересный и новаторский (для 80-ых, напоминаю!) эксперимент «Filmation» с выдвижением женских персонажей на первые роли в «героических» сюжетах, и тоже стал хитом своего времени.



Две попытки реланча.

Уже после закрытия студии «Filmation», фирма «Mattel» несколько раз перезапускала брэнд игрушек «Masters of the Universe». По это дело другие студии сняли два новых сериала. Один в 90-ых - «Новые приключения Хи-Мэна», формальный сиквел оригинала, но на самом деле слабо с ним связанный, второй в 2003 - перезапуск оригинального сериала с нуля. Но ни один не был в полной мере успешен, и с точки зрения фанатов серии до уровня старины не дотягивал.



Все изменилось в 2018, когда «DreamWorks Animation Television» выпустила для канала «Netflix» перезапуск Ши-Ра: сериал «Ши-Ра и Принцессы Силы» (She-Ra and the Princesses of Power). Новый сериал оказался немедленным хитом, продержавшимся в эфире пять сезонов (52 серии). Авторы полностью - и очень удачно! - перезапустили вселенную Ши-Ра, углубили ее и значительно развили, сумев пройти по тончайшей грани между «слишком серьезным» и «слишком легким». Целостная и хорошо продуманная сюжетная линия, объемные, тщательно прописанные персонажи с логичными мотивациями, удачное сочетание серьезных, драматических, и легких, приключенческих моментов обеспечили сериалу популярность как среди старой, так и среди новой фанбазы.



После такого успеха, казалось бы, перезапуск Хи-Мэна должен быть вопросом решенным. И в 2019, тот же «Netflix» озвучил грандиозные планы аж на две новые серии. Одна из них должна была стать перезапуском, вторая - продолжением и завершением старого сериала (как и большинство американских анимационных серий 80-ых, «Хи-Мэн» не имел какой-либо концовки). Второй сериал вышел в итоге первым)

И вот два дня назад результаты деятельности «Netflix» были представлены в виде первых пяти эпиходов «Властелины Вселенной: Откровения» (Masters of the Universe: Revelations). И результаты заставили зрителей сильно зачесать в затылке, а затем начать писать ругательные рецензии. А когда рейтинг сериала на сайтах  разделяется почти ровно на «очень хорошо» и «очень плохо», причем среди рецензий преобладают ругательные, это явный признак, что что-то пошло не так, и не обошлось без накрутки.



Так что же пошло не так? И что пошло так в «Ши-Ре»? Давайте разберемся попунктно:

ОБМАН ОЖИДАНИЙ - или зритель вообще-то имеет свое мнение тоже.



* «Ши-Ра и Принцессы Силы» ожиданий зрителей не обманула. Авторы обещали новую храбрую героиню, с мистическим мечом и верными друзьями (а также говорящей лошадью-пегасом) сражающейся против инопланетных завоевателей - и все это в точности выполнили. Да, сюжет стал куда более сложным и многогранным, со множеством неожиданных поворотов, отрицательные персонажи обзавелисть симпатиями, антипатиями, и мотивацией. Но все это зрители и так ожидали.



* «Властелины Вселенной: Откровения» умудрились сбить зрителей с толку в самом начале. Зрителям было заявлено продолжение: зрители ожидали прежних персонажей и прежней динамики на новом уровне сложности. Вместо этого, зрителям показали совершенно иной сюжет, имеющий только условную привязку к сериалу. Хуже того, двух самых символичных персонажей серии - героя Хи-Мэна и злодея Скелетора - извели в первом же эпизоде, и их дальнейшая роль (практически до самого конца) сводилась к флэшбекам).

КОНТИНЬЮИТИ - или слабая связь с предшественниками.

* «Ши-Ра и Принцессы Силы» была перезапуском старого сериала. Действие происходило в новой, никак не связанной с оригиналом. Поэтому любые пересмотры характеров и обликов персонажей, их взаимоотношений и элементов мира сериала были вполне уместны и шли на пользу сюжету.

* «Властелины Вселенной: Откровения» же позиционируются как продолжение оригинального сериала. Это сильно ограничивает пространство для маневра авторов, вынуждая их согласовывать новые взгляды со старыми образами персонажей. И в итоге авторы сманеврировать не сумели, обратившись к откровенному реткону старого канона.

Для примера, мелкий левитирующий фокусник Орко в оригинальном сериале позиционировался как могущественный волшебник своего родного мира. Волей судьбы заброшенный в другой мир, он вынужден мириться с тем, что здесь его магии едва-едва хватает на салонные трюки. Несколько сюжетов строились на том, что Орко имеет возможность вернуться домой (и наслаждаться уважением и славой), но выбирает остаться со своими друзьями, помогая им по мере своих ограниченных сил.

В новом же сериале, Орко сделали хроническим неудачником в том числе и в его родном мире, над которым всегда все смеялись. Все, ради того, чтобы “сломать” персонажа, сделать его фигуру более трагичной, и в итоге впихнуть старую как мир мораль, что “надо поверить в себя, и все получится”.

ГРИМДАРКОВОСТЬ - или стремление сделать все морально относительным, мрачнвым и трагичным, видя в этом «глубину повествования»:





* «Ши-Ра и Принцессы Силы» была глубже, и зачастую мрачнее оригинала. Персонажи обзавелись собственными судьбами, проблемами, личными потерями и трагедиями. Но создатели не забывают при этом, что в основе лежала не «Игра Под столом Престолов», а достаточно детский сериал 80-ых, и уделяют достаточно внимания и юмору, и оптимизму, не давая сюжету даже на самых мрачных моментах скатиться во всеобщую страдательность.



Оба персонажа умерли в первой серии.

* Авторы же «Откровений» откровенно (простите за каламбур) перегнули палку. Мрачная атмосфера, страдания и кровопролития просто-таки переполняют сюжет, а юмор, легкость и все тому подобное безжалостно изгнаны прочь. Результаты... удручают, и примерно напоминают попытку сделать военную драму из «Чебурашки». Как ни старайся, но большинство зрителей смотрели оригинал, и разница атмосферы создает ощущение диссонанса. Склонность же авторов трагически убивать персонажей к пятой серии начинает напоминать устойчивую манию: в практически каждой серии кто-то да храбро жертвовал собой во имя общего блага. Такое впечатление, что авторы прямо-таки получали удовольствие, изводя любимых зрителями с детства персонажей.

СЮЖЕТ - что интересно, оба сериала строятся на концепте “из мира пропала магия”. Правда, приложения его совершенно разные.

* В “Ши-Ре” сюжет внутренне строен, логичен и действия и поступки вытекают друг из друга. У всех персонажей есть мотивация, все действуют ради конкретных целей. Если что-то происходит, то у этого обязательно есть некая причина, и просто так ниоткуда ничто не появится.

* В “Откровениях” сюжет выглядит… дополнением. То бишь, персонажи бегают и что-то делают, но мотивация у них в лучшем случае сомнительна (в худшем, начисто отсутствует). Мы не знаем, почему один персонаж начал делать то, а другой это. “Вот так вот просто получилось, смотрите дальше, там понятнее станет” (спойлер: не станет). Многие критически важные моменты сюжета просто возникают на пустом месте, без какой-либо предшествующей мотивировки или обоснования.

ПОВЕСТКА - ну, и куда же без нее, родимой? Разумеется, не обошлось и без подгоняния под новые культурные стандарты, идеи и проблемы. И тут вот и возникла закавыка:



* В «Ши-Ра и Принцессы Силы» повестка работает. Сериал щедро насыщен идеями феминизма, нестандартных гендерных концепций, различных комбинаций в отношениях - но все это встроено вполне органично, не выпирает и не скрипит на зубах. Сильные девушки-героини на главных ролях совершенно не смущают, потому что оригинальная «Ши-Ра» как раз и была сериалом о сильных девушках-героинях. Между героинями завязываются отношения, у одного из персонажей два отца, а один из второстепенных персонажей вообще не имеет четкого гендера (что абсолютно логично - он метаморф, и может изменить свое тело за секунды), и все это выглядит уместно. Наконец, самое главное - мужские персонажи в новой «Ши-Ра» не тупят и не выглядят беспомощными недоумками (чем грешил оригинал, пытаясь подчеркнуть великолепие девушек-воительниц)



Пять героев: три девушки, один тролланин и один робот.

* В «Властелинах Вселенной: Откровении» повестка не работает. Оригинальный сериал, в конце концов, был сериалом о мускулистом супер-варваре в меховых трусах и БДСМ-ной сбруе, сражающемся со злобным колдуном с черепом вместо головы. Их внезапное исключение из сюжета и установка в качестве главных героев девушек - капитана гвардии Тэйлы со стороны добра, и чародейки Эвил-Ин со стороны зла (впрочем, работают они все равно вместе, т.к. сюжет это «добро и зло против конца света») - выглядит странным и натянутым. Хуже всего то, что авторы не сумели это внятно замотивировать, создав в итоге сильное впечатление, что весь сюжет был придуман второпях как дополнение к желанию «снять свою Ши-Ру из Хи-Мэна» (персонажи на данный момент находятся в разной собственности).

В общем и целом результат пока… удручает. Особенно обидно, что создатели явно вложили значительные усилия в проработку “Откровений”: прекрасная графика, тщательно продуманные отдельные сцены. Но неспособность связать эти элементы воедино полностью рушит складывающееся впечатление.

So... does it have the power? Nah. I don't think so.

2021, анализ, мои кинопросмотры, фильмы, lgbt-теория

Previous post Next post
Up