Просторы интернета недавно потрясло сообщение - впервые в истории робот убил человека по собственной воле. Любители постапокалиптики начали заламывать руки о неминуемом восстании машин, ценители старой фантастики размахивали старенькой «Страж-Птицей» старенького Шекли, сторонники всего хорошего начали призывать к запретам «механических убийц»... Разумеется, думать трезво и реалистически им всем было скучно.
Что же произошло на самом деле?
Да в общем-то практически ничего.
Легкий военный дрон-квадрокоптер «Kargu-2» турецкого производства патрулировал заданную ему зону. Дрон, принадлежавший ливийскому правительству, находился в автономном режиме, то есть без связи с оператором. Когда отступавшие повстанцы генерала Хафтара вошли в охраняемую зону, дрон их заметил, автоматически отреагировал, и спикировал на них с бомбой под брюхом.
Легко понять, что ни о каком самостоятельном принятии решений и речи не шло. Дрон тупо и бездумно выполнял полученный приказ: патрулировал заданную зону и атаковал вошедшие в нее объекты, которых идентифицировал как людей. Никакой свободы воли там не набюдалось в принципе - дрон среагировал на заданный ему людьми триггер, в рамках заложенной в него людьми программы.
С равным успехом можно было бы заявить, что убила человека по своей воле противопехотная мина, на которую наступили. И в том и в другом случае автомат заданным образом отреагировал на заданный раздражитель. Но даже самые рьяные паникеры едва ли решаться обвинить противопехотную мину в злоумышлении против человечества...
По сути дела, дрон «Kargu-2» и является этой самой миной - разве что, летающей. Он патрулирует заданную территорию, атакуя любого, кто входит в ее пределы. То есть служит средством «запрета доступа», как, собственно, и обыкновенные мины.
С точки зрения конкретно безопасности, я бы сказал, что такое оружие можно только приветствовать. Летающая мина-робот имеет значительные преимущества по сравнению с обычными наземными минами:
* Она охраняет территорию, только пока в этом есть необходимость. В то время как обычные мины остаются в земле годами - и представляют постоянную угрозу для людей даже десятилетия после войны - летающая мина действует, только пока ее отправляют на задание. Как только мину перестают отправлять патрулировать, прежде запретная зона мгновенно становится абсолютно безопасной.
* Она предоставляет значительно более высокую степень человеческого контроля, чем обычная мина. Если возникает необходимость срочно снять запрет доступа - например, если в охраняемую зону случайно забрели гражданские - это можно сделать одной простой командой.
* Она значительно дешевле - одна летающая мина стоимостью в несколько сотен долларов в состоянии патрулировать значительную территорию (Kargu-2 имеет автономность около 30 минут и может удаляться на 5 км от стартовой позиции). Для перекрытия той же самой территории обычным минным полем потребуются сотни или тысячи мин.
Для примера: один Kargu-2, летая туда-сюда на скорости 70 км/ч, перекрывает километр фронта. Чтобы перекрыть ту же самую площадь обычным минным полем в несколько рядов, может понадобиться более 500 противопехотных мин.
* Перекрыть зону патрулирующими воздушными минами значительно быстрее и проще, чем обычным минным полем. Все, что нужно - подвезти мины достаточно близко, и отдать им приказ. До запретной зоны они доберутся уже сами.
Если же немного поразмыслить о перспективах (спасибо коллеге
jakobin1793!), то возникает интересная возможность: летающие мины могут стать оружием, способным положить конец партизанской войне.
В течении десятилетий, проблема эффективной борьбы с партизанами (особенно в труднодоступных, лесистых и горных районах, казалось) не имела чисто военного решения. И вот, похоже, что летающие мины могут стать таковым. Возможность быстро и дешево перекрыть роем патрулирующих беспилотников значительную территорию - сделав любое перемещение по ней примерно столь же опасным, как и прогулки по минному полю - это возможность критически затруднить партизанские операции.
Как метко высказался коллега
jakobin1793, "такие машины - это первый (робкий, но хоть какой-то за 6000 лет) шаг к замене пехоты. Поскольку они не только завоевывать, но и контролировать территорию могут." И это вполне может стать реальной революцией в военном деле, даже большей, чем просто широкомасштабное применение ударных беспилотников в недавних конфликтах. Возможность не гнать пехоту в леса и болота, вылавливая искусно прячущихся партизан, а вместо этого перекрыть территорию густой сетью патрулирующих дронов (потери которых, даже самые тяжелые, не превращаются в «похоронки») представляется чрезвычайно... соблазнительной, не так ли?