Гидроавианосец "Торникрофт" для Китая

Jan 24, 2021 14:27


В конце 1920-ых - начале 1930-ых, многострадальный Китай, наконец, вступил в эру относительного спокойствия. Северный Поход Чан Кайши в 1926-1928 годах покончил с большей частью влиятельных варлордов, коммунисты были ослаблены и относительно дезорганизованы, японское вторжение в Манчжурию расценивалось как «конечно, гадость, но раз уж мы ничего реально не можем с этим поделать...» В общем и целом, казалось, что тяжелые времена для Китайской Республики позади.



В обстановке относительного спокойствия, правительство Гоминьданя занялось реформированием вооруженных сил. Основное внимание, понятное дело, уделялось армии - необходимой для поддержания порядка в стране. Но и флот не был совсем уж обделен вниманием. В годы гражданской войны, моряки оставались верны националистическому правительству, и Чан Кайши не мог оставить их без внимания.



Материальное состояние китайского флота в тот момент было без преувеличения аховым. Основу его состава представляли речные канонерки, дополненные небольшим количеством древних бронепалубных крейсеров и безнадежно устаревших миноносцев постройки 1910-ых. Боевое значение их было близко к нулю, по сути дела их основным применением были полицейские операции на реках и в прибрежных районах (что, впрочем, было важной задачей для Гоминьданя). На этом поначалу и сосредоточились: на китайских верфях было построено несколько новых канонерок для прибрежной и речной патрульной службы. Но совсем про океанский флот китайское правительство тоже не забывало. В 1931 году в Японии был заказан первый из двух малых крейсеров (де-факто мореходные канонерки), дальнейшие планы предполагали заказ эсминцев и подводных лодок.

В начале 1930-ых, фирма «Джон И. Торникрофт & Ко» - известный, но находящийся в закате строитель небольших кораблей и судов - искала способы поправить свое положение за счет экспортных контрактов. Более-менее стабилизировавшийся Китай представлялся выгодным рынком. Помимо быстроходных торпедных катеров и небольших береговых миноносцев (своего основного «товара»), фирма также попыталась заинтересовать китайцев оригинальным проектом гидроавианосца. Опыт применения гидроавиации у китайского флота был вполне солидным - в 1927 году, несколько канонерских лодок были переоборудованы в тендеры на 2-3 гидросамолета. Не зависящая от аэродромов, гидроавиация могла легко «переселяться» с место на место, что в обладающем слабой транспортной инфраструктурой Китае было весьма кстати.

Итак, что же предложил китайцам «Торникрофт»?

КОНСТРУКЦИЯ:

Проект под индексом T.739 (и его развитие, T.739A) представлял собой небольшой флотский гидроавианосец, стандартным водоизмещением около 3000 тонн. Длина его составляла 110 метров (360 футов), ширина 16 метров (52 фута) и осадка 4 метра (13 футов), что позволяло ему оперировать на китайских реках.



Схема проекта Т.739.

Две паровые турбины, питаемые паром от четырех котлов, развивали до 40.000 л.с., чего было достаточно для движения со скоростью 28 узлов. Гидроавианосец рассматривался «Торникрофтом» как составная часть будущего китайского флота, способный оперировать вместе с крейсерами и эсминцами, и высокая скорость хода была необходимым требованием. Запас нефти составлял 800 тонн, на 9260 км (5000 морских миль) экономического хода. Корабль имел два винта и два руля - как из соображений боевой живучести, так и из требований к подъему авиации с кормы.



Схема проекта Т.739А по палубам.

Плоская носовая палуба корабля предназначалась для катапультного запуска самолетов, корма, завершавшаяся опускавшимся вниз пандусом - для их приема на специальный тент. Единственная надстройка размещалась в центре корпуса, между выведенными к бортам трубами. В торцах надстройки имелись ворота, для закатывания и выкатывания гидросамолетов на транспортных тележках по проложенным на палубе рельсовым путям.

АВИАЦИОННОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

Ангар корабля проходил под верхней палубой на 2/3 ее длины. В нем, на рельсовых транспортных тележках, могли размещаться до пяти гидросамолетов. В надстройке между трубами находился еще один, верхний ангар, служивший для предстартовой подготовки и послеполетного обслуживания самолетов. Для перемещения самолетов между верхним и основным ангаром использовались два подъемника. В верхнем ангаре дополнительно могли размещаться два самолета, тем самым доводя общее количество машин до 7.



Катапульта.

Запуск самолетов выполнялся с помощью пневматической катапульты, установленной на носовой палубе. Разработанная «Торникрофтом», катапульта была жестко закреплена на палубе, и рассчитывалась на то, чтобы придавать самолету весом до 3,628 кг (8000 фунтов) скорость до 92,5 км/ч (57 миль/ч). Разгон выполнялся с помощью пневматического поршня, толкаемого по трубе сжатым воздухом, который через систему блоков натягивал два тросса, соединенных с тележкой катапульты. Сжатый воздух поступал от корабельных компрессоров.

Проект Т.739 предполагал наличие одной стартовой катапульты. Проект Т.739А, разработанный в ответ на критику такого расположения (одно повреждение могло полностью лишить корабль боеспособности) предусматривал уже две катапульты, расположенные V-образно, и поворотный столик на развилке рельсов для подачи самолета на одну из них.



Проект Т.739А с двумя катапультами.

Для возврата гидросамолетов использовался оригинальной конструкции буксируемый тент, спускаемый с кормового пандуса. Он изготавливался из парусины, усиленной поперечными деревянными планками: для продольной стабильности, на нижней части тента устанавливались парусиновые кили. Тент обладал достаточной прочностью и плавучестью, чтобы выдержать вес стоящего на нем самолета.



Приемный тент.

В ожидании приема самолета, тент разматывался с барабана, и тянулся за кораблем по поверхности воды. Приводнившийся гидроплан нагонял корабль, и въезжал на тент. Здесь он мог быть дозаправлен и перевооружен прямо на тенте. Если же надо было вернуть самолет в ангар, то с помощью натяжных троссов и плавучих якорей, тент (вместе с установленным на нем самолетом) поднимался из воды, образуя пологую плоскость, по которой гидроплан втягивался на борт.



Лебедка для сматывания тента.

Втянутый на палубу самолет вкатывался по пандусу на кормовую палубу. Механики складывали крылья и подготавливали самолет к хранению. 3,6-тонный подъемный кран, установленный на вращающемся основании, поднимал самолет с палубы, и переставлял на транспортную тележку, которая затем по рельсам вкатывалась в верхний ангар: после этого подъемник опускал ее в нижний. Этот же кран мог быть использован (при необходимости) для подъема самолета с воды, или спуска на воду (например, при выходе из строя катапульты).



Складной кран.

Артиллерийское вооружение корабля состояло из трех 120-мм универсальных орудий в щитовых установках. Два орудия располагались на носу, по бокам перед надстройкой, еще одно - на корме справа (слева позицию занимал подъемный кран). На крыше надстройки, позади трубы, предполагалось также установить четыре 2-фунтовых одноствольных «Пом-Пома», для противовоздушной обороны. Какого-либо бронирования не предусматривалось, да и вписать его в столь ограниченное водоизмещение было невозможно. Тем не менее, корабль имел конструкционную защиту погребов авиатоплива и боезапаса, а ангар был разделен противопожарными шторами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Проект фирмы «Торникрофт» был весьма интересным примером попытки создания небольшого, очень компактного, но в то же время - мореходного и боеспособного гидроавианосца, способного сопровождать эскадру в открытом море. В своем проекте они совместили лучшие идеи гидроавианосцев того времени - катапультный запуск с длинной носовой катапульты, сквозной ангар, подъемный тент для приема гидросамолетов на ходу. По общей концепции, гидроавианосец для Китая был попыткой создать эскадренную версию британских/австралийских гидроавианосцев, вроде «Арк Роял» и «Альбатрос».



Построенный в начале 30-ых австралийский гидроавианосец "Альбатрос".

Главным недостатком этого проекта было то, что - как и все другие попытки построить слишком маленький авианосец - он не учитывал увеличения размеров и веса самолетов. Имевшиеся в распоряжении Китая гидросамолеты вроде de Havilland DH.60 "Moth" быстро устаревали, на смену им приходили бы новые и более тяжелые машины. Не имевший собственной авиапромышленности Китай был бы вынужден приобретать что можно - и совершенно не факт, что новые машины смогли бы влезть в ангар небольшого авианосца.

В любом случае, проект, хотя и привлек внимание китайцев, но не заинтересовал их до такой степени, чтобы вкладывать в него крайне немногочисленные средства флотского бюджета. Значительно больший интерес китайцев привлекли торпедные катера и небольшие миноносцы фирмы: в итоге «Торникрофт» получила заказ на 16 единиц, из которых 12 были поставлены владельцу, 2 разбились во время испытаний, а еще 2 «застряли» из-за начавшейся войны и были в итоге выкуплены англичанами.

1930-ые, Китай, Военно-морские шушпанцеры, корабли которых не было, флот

Previous post Next post
Up