Я намеренно опускаю здесь понятие ‘лишнего’ человека как явление русской литературы середины XIX века, человека, который прожигал жизнь за праздными развлечениями.
Сегодня понятие ‘лишнего’ человека обретает гораздо более зловещий смысл в связи с тем, что концепция перенаселённости Земли (и настало время с этим бороться!) переползает из научных трудов и публицистических изданий в современное искусство. А поскольку важнейшим из искусств является ..? Правильно, товарищи, кино. Значит, через кино и следует насаждать эту мысль. И вот вам один только пример - фильм TOMORROWLAND (2015, ЗЕМЛЯ БУДУЩЕГО).
[ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЁКО, НЕ БУДЬ КО МНЕ ЖЕСТОКО]Фильм начинается с заявки: будущее может быть пугающим, страшным - The future can be scary [ˈskɛərɪ]. У Земли остаётся всё меньше шансов на выживание.
Указываются и причины:
нестабильная политическая обстановка во многих уголках света; вспыхивающие то там, то сям войны;
изменение климата, а также и overpopulation = перенаселённость.
То есть, уже и в фильмах для подростков (а этот фильм взрослый человек станет смотреть разве что по причине отвратительной погоды) зрителя готовят принять идею: Земля перенаселена. А это - угроза для человечества, и нужно что-то делать. То есть, нужно бороться с перенаселением, так?
А какими средствами? И кто, с позвоения сказать, имеется в виду как ‘лишние люди’? Не сами же американцы, правда? Тогда кто? Кто здесь, на планете Земля, ‘лишние’ люди? Чьим детям будут делать вредоносные прививки? И это уже имеет место. Женщин какого континента нужно сделать бесплодными? А процесс уже пошел. Народы каких стран попадут под каток цивилизации? И кто будет палачом?
Вспоминаются слова Маргарет Тэтчер, которая совершенно недвусмысленно заявила, что в России вполне хватит и 15 миллионов человек.
Это цивилизация во всей её красе. Постойте,.. это цивилизация? А зачем она такая? Русская литература, опомнившись, даёт другой ответ: “Если людей топить и вешать, то к черту (…) цивилизацию …” (А.П. Чехов. Дуэль)
Справедливости ради следует вернуться к фильму TOMORROWLAND. Фильм этот можно было бы отнести к разряду фантастических, потому что многих технологий, которые в нём показаны, на данный день в реальности ещё нет…
Впрочем, оно и к лучшему: вам нужна, например, вакуумная временная бомба?
Естественно, фильм изобилует драками, это же Hollywood. Дерутся все: девочки-подростки со взрослыми; мужчины с девочками-подростками; мужчины с мужчинами и наконец, мужчины и девочки-подростки с роботами и роботы с роботами! В общем, обытий много, хотя они достаточно однообразны и предсказуемы - штампы, они и есть штампы, пусть и на фантастической, так сказать, тарелке. Но и тут следует сделать оговорку: не столь всё это фантастично, как мнят авторы фильма: местами просто-таки калька с советских лент из разряда научной фантастики начала прошлого века.
Но в Tomorrowland есть одна мысль фильма, которая заслуживает того, чтобы о ней поговорить более подробно. Как мы помним, в начале фильма мы узнаём, что у Земли практически нет перспектив выживания, настолько всё плохо. А ближе к концу ленты девочка, которая одна только и может решить все проблемы Земли,
начинает понимать, что негатив проецируется из TOMORROWLAND к нам, на Землю настоящего. Ну, а мы, по своей духовной и физической лени, в это поверили и тем самым подпитываем своей энергией негативное развитие событий. Вот так!
Из всего сказанного делаем вывод: радоваться надо сегодняшнему дню и думать прекрасные мысли! А народы и страны самостоятельно решат свои демографические пролемы...