religion.portal21.ru Дмитрий Пахомов: "Обзор мусульмано-коптских отношений в Египте на современном этапе"
История мусульмано-коптских отношений в Египте насчитывает много веков. При этом характер этих отношений выстраивался отнюдь не на основе самой исламской доктрины, а менялся в зависимости от исторических условий, политической конъектуры, внешних факторов, принятой на вооружение идеологии, зачастую зависел от личности самого правителя.
Сразу оговоримся, что проблема отношения мусульман к немусульманам стояла с самого момента возникновения ислама, который зарождался совсем не в идеологическом вакууме. Разработанный в дальнейшем на уровне доктрины этот вопрос отношения мусульман к немусульманам требует глубокого и отдельного рассмотрения. Сейчас мы подчеркнем только то, что неверный подход к изучению идей мусульманского конфессионализма приводит зачастую к необоснованным выводам о том, что ислам в корне нетерпим к последователям других религий. Подобный подход не имеет ничего общего с объективной реальностью.
Сейчас мы поговорим об истории мусульмано-коптских отношений в Египте за последние несколько лет.
Итак, как всем небезызвестно, после революции, в результате которой был свергнут Хосни Мубарак, полнота власти в Египте перешла к исламистской организации «Братья Мусульмане». Во главе государства встал президент Мухаммед Мурси, получивший на выборах 51 процент голосов. Придя к власти на волне широкого народного недовольства, Мурси в своей предвыборной программе обещал стать президентом для всех египтян и консолидировать общество. Однако вместо того чтобы сконцентрироваться на решении экономических проблем, ставших катализатором протестного движения, новый президент начал проводить активную «ихванизацию» страны (от ихван - братья) по всем направлениям. Несмотря на массовые протесты, Мурси утвердил исламистскую конституцию, стал продвигать своих людей на ключевые посты в системе власти, на пост губернатора крупнейшего туристического центра - Луксора назначил представителя группировки, которая была причастна к террористическому акту в этом городе, унесшему десятки жизней иностранных туристов в 1999 году. Процесс исламизации был заметен и во внешней политике: первый визит Мухаммед Мурси совершил в Саудовскую Аравию, второй - в Иран, занял жесткую позицию в отношении Сирии, разорвав с ней дипломатические отношения.
Президент Мухаммед Мурси решил, что 51 процент полученных им на выборах голосов дает ему мандат на тотальную исламизацию, философия которой была пронизана вся новая конституции, сыграла крайне негативную роль в межконфессиональных отношениях и спровоцировала новую волну нападений на коптов. По некоторым данным, только в 2011-м страну покинули более 90 тысяч коптов, в дальнейшем поток беженцев христиан, в том числе и в Россию, существенным образом увеличивался.
Упрочив положение о принципах шариата как источнике права, новая конституция предоставила беспрецедентные полномочия исламским богословам, законодательно закрепила вмешательство в частную жизнь во имя укрепления нравственных ценностей, существенно ущемила права женщин. Такие нормы консервативно-мусульманского толка вызвали массовые протесты со стороны коптов и стали раздражителем для светских и военных кругов египетского общества, что привело в конечном итоге к новой волне протестов против политики президента Мухаммеда Мурси.
Патриарх Коптской церкви Феодор II неоднократно выступал с неприкрытой критикой действий властей в отношении египетских христиан, которые не могут обеспечить их безопасность. Позиция главы Коптской церкви поставила ее в положение открытой оппозиции правительству - впервые за последние десятилетия. Светская оппозиция в лице Фронта национального спасения (ФНС) активно поддержала коптов, и один из ее лидеров - Мохаммед эль-Барадеи заявил, что государство рушится по всем направлениям, в том числе и в области безопасности населения.
3 июля 2013 года недолгое правление исламистского Президента Мухаммеда Мурси завершилось народной революцией поддержанной египетскими военными. Полнота власти в Египте снова перешла к светским кругам, которые вернули коптов к управлению государством, предоставив им в переходном правительстве три министерских портфеля.
Начиная с 3 июля 2013 по настоящий момент мусульмано-коптские отношения в Египте существенным образом улучшились. Красноречивым образом об этом может свидетельствовать тот факт, что Рождество Христово 2014 года новыми властями Египта было официально объявлено выходным днем для всех жителей Египта вне зависимости от конфессиональной принадлежности. В рамках официальных публичных торжественных мероприятий приуроченных к празднику, состоялись, широко освещаемые египетскими и международными СМИ, встречи и совместные выступления Патриарха Коптской церкви Феодора II с Шейхом старейшего в мире исламского университета Аль-Азхар и Временным Президентом Египта Адли Мансуром.
Резюмировать этот краткий обзор мусульмано-коптских отношений в Египте на современном этапе можно весьма содержательными и задающими вектор развития на предстоящие годы словами рождественской проповеди Патриарха Коптской церкви Феодора II: «Мы благодарим Господа за то, что этот день объединил всех нас; государство решило сделать этот день официальным выходным для всех египтян. В этом году Рождество открывает новую страницу истории нашей любимой страны».
_______________________________________
Автор: Дмитрий Пахомов - директор Фонда "МФХС" в РПЦ
Данный обзор подготовлен по материалам СМИ.
Материал публикуется с согласия автора
Источник:
http://portal21.ru/news/islamic_forum.php?ELEMENT_ID=6901