Нынче все говорят про
сексизм. Представители "прогрессивной общественности" озвучивают проблему и думают, как перенять политическую корректность в этом вопросе, а сторонники духовных скреп считают, что у женщины в России - особый путь, и не нужно нам ориентироваться на запад, где феминизация довела до того, что женщины, мол, уже ничем не хотят отличаться от мужчин и ходят вонючие, неряшливо одетые и с небритыми ногами.
С чем я действительно согласна, так это с тем, что в нашем обществе понятие сексизма сводится, в основном, к тому, кто кому должен держать дверь и уступать место. То есть к самому примитивному бытовому объяснению. Но ведь в действительности дело обстоит иначе. Держать дверь и уступать место - это только вершина айсберга. Основная мысль кроется глубже: если женщина более слабая, чем мужчина, то и взамодейтсвовать с ней можно, как с неравной: в лучшем случае - пренебрежительно, в худшем - агрессивно.
То есть грубо говоря, чем больше мы шутим про блондинок, женщин за рулем, телочек и женскую логику, тем к большему количеству агрессии и насилия по отношении к женщинам это приводит. На первый взгляд, это кажется если не бредом, то явным преувеличением. Но мы так считаем, потому что для нас шутить про блондинок - норма, и женщины, и мужчины, и брюнетки, и блондинки, шутят над этим, и никто не обижается.
Сексизм не кажется такой серьезной проблемой, как другие виды дискриминации, вовсе не потому, что таковой не является. Просто им настолько пронизаны любые сферы, страты и информационные пространства, что он всеми, включа тех, кто от него страдает, считается чем-то нормативным. И если мы осознаем, что эта проблема есть (а такой прецедент, похоже, сейчас и происходит), то это будет первым шагом к ее решению. К примеру, еще несколько лет назад пошутить что-нибудь про геев считалось уместным. Теперь же границы толерантности к сексуальным меньшинствам среди прогрессивной общественности ощутимо расширилась.
Политическая корректность произрастает из осознания, что между сексистскими шутками, уличным харассментом и количеством изнасилований и убийств существует в конечном счете пряма связь, - связь, которую мы не чувствуем не потому, что в России она отсутствует, а потому, что наше общество разорвано и к тому же подавлено государством. Мужики пьют и избивают своих жен и детей как будто не рядом с нами, а в какой-то другой реальности, существующей в основном в форме цифр Росстата (впрочем, ужасающих). Мы заведомо убеждены, что этой параллельной России, увы, помочь невозможно в принципе, и уж точно не прекращением шуток про телочек и блондинок. Лично я балдею от того, что сижу дома с детьми, а когда закончится декретный отпуск (если он вообще когда-нибудь закончится), я собираюсь выйти на работу, но так, в качестве хобби: пару раз в неделю на несколько часов. (Поэтому я считаю, что преподаватель - лучшая профессия для женщины.) Мне нравится, что в нашей семье глава муж, мне нравится быть женщиной-женщиной, которой любуются, за которую платят в кафе, которой держат двери и уступают место.
Но при этом у меня вызывает протест, если такой образ женщины навязывается как нечто добровольно-принудительное, а остальные варианты порицаются. А "традиционные ценности", которые власти пытаются сделать чем-то вроде государственной идеологии, не предполагают равенства между полами.
И если женщина выбирает "мужскую" профессию или вместе с мужем договаривается, что она продолжит работать, а он будет сидеть с ребенком в декретном отпуске, и так им обоим комфортно, - то и слава Богу! И сомневаюсь, что это приведет нас всех к вонючим подмышкам и небритым ногам. Просто в обществе станет чуть больше свободы, чуть больше "личного дела каждого" и чуть меньше осуждения.