Mir zaynen do.

Dec 07, 2019 18:05


Mir zaynen do.

Мы здесь.

Название долго приходило, эта строчка из еврейского партизанского гимна вертелась в голове, но я думала её отложить для другого холста. Я сомневалась, всё больше склонялась к тому, чтобы оставить её этому холсту, пока однажды не обнаружился другая партизанская песня:
-Hey FPO, Mir zaynen do!
-ФПО, мы - здесь!

פפא,
FPO, Fareynikte partizaner organizatsye, Объединённая Партизанская Организация, так назвала себя группа еврейских молодых людей в Виленском гетто в январе 1942.
Именно в Вильно, ещё до того, как начались массовые депортации европейского еврейства в лагеря смерти, именно в гетто Литовского Иерусалима впервые евреи начали говорить о массовом уничтожении своего народа. Это казалось безумием, в это нельзя было поверить, эти идеи казались опасными и провокационными. Именно под Вильно Аббой Ковнером был написан призыв "К оружию!", который потом был разослан отважными девушками-партизанками в другие города, и начала создаваться подпольная сеть еврейского сопротивления.




"Я, однако, не собираюсь говорить о нашей боли и скорби. Я хочу произвести расчёт. Теперь, а не когда-нибудь после, обязаны мы произвести расчёт со своей совестью, и при этом полный. Депортация наших товарищей наконец обнажила перед нами правду, ту правду, которая в глазах многих из нас всё ещё затуманена. Эта правда гласит: нельзя верить, будто те, кого увели от нас, живы, будто их увод был лишь высылкой. Всё, что до сих пор нами пережито, означает Понары - смерть. Но даже этот факт, ещё не вся правда. Ибо она куда более огромна и глубока. Уничтожение тысяч - не что иное, как только предвестник ликвидации миллионов. Их смерть - наша окончательная гибель.
...
Но существует ли вообще возможность спастись? Даже если ответ на этот вопрос жесток, мы обязаны его произнести - нет, спасения нет. А чтобы ответ наш был более точен - для единиц, десятков и сотен - возможно. Для народа, для миллионов евреев под немецкой оккупацией - нет спасения.
В таком случае, есть ли выход? - Да, выход имеется: восстание и сопротивление с оружием в руках.
...
...откуда уверенность, что мы - накануне массового физического уничтожения. Хотя для меня это несомненно, я не смогу убедить в этом других, потому что абсолютно неотразимым аргументом будет располагать лишь тот, кто останется из нас последним".

(Слова Аббы Ковнера на собрании 24 декабря 1941 в Виленском гетто. Из книги Ружки Корчак "Пламя под пеплом", перевод с иврита О.Минц).






Хотелось бы рассказать о каждом из них. Об улыбчивой Лизе Магун, чьё имя после её гибели стало позывным сопротивления (Лиза зовёт!), о Витке Кемпнер, подрывающей немецкие поезда, об Авроме Суцкевере и Бумажной бригаде, сохраняющих книжное наследие города, об Ицике Виттенберге, принёсшем себя в жертву ради всех людей гетто и не допустившем межбратской резни; и не только об ФПО - о Черне Моргенштерн и певице Любе Левицкой, о библиотекаре Германе Круке и маленьком поэте Исааке Рудашевском, о каждом, у кого больше не было сил бороться, и о том, кто не сдался на краю Понар.



















.


Сопротивление, Вильно, fpo

Previous post
Up