Leave a comment

Re: О Всеславе Полоцком anonymous November 18 2011, 10:52:25 UTC
Имена Бориса и Глеба, конечно же языческие по происхождению, стали христианскими уже к середине 11 века или даже чутка пораньше (ко времени начала самостоятельного княжения Всеслава).

Тем не менее, мой тезис о культе свв. Бориса и Глеба в семье Всеслава подтверждатся тем, что в его семье в качестве княжеских имен были использованы не только княжеские, но и крестильные имена Бориса и Глеба - Роман и Давыд. Т.е. Всеслав четырех своих первых сыновей назвал в честь двух святых братьев, приходящихся ему родственниками.

Вообще это редкий случай для 11 века, когда сыновьям в качестве княжеских дают сразу христианские имена. Правилом в 11 веке было скорее двуименность. Вот, например, имена родившихся в 11 веке князей параллельной Изяславичам-Рогволодовичам ветки Рюриковичей: Ярослав-Георгий Владимирович Мудрый, Всеволод-Андрей Ярославич, Владимир-Василий Всеволодович Мономах, Мстислав-Федор-Харольд Владимирович Великий)

Так что христианский культ (особенно свв. Бориса и Глеба) в семье Всеслава видится, причем явный и специально настойчиво демонстрируемый. Может фанатичность - это не слишком хорошее слово и прилагается, скорее, к женской части семьи.

Три внучки Всеслава приняли постриг: Предслава, Звенислава и Гордислава + две правнучки Кирианна и Ольга. Да, это было уже после смерти самого Всеслава, но приверженность его семьи христианству, достаточно фанатичная этим подтверждается. Не надо забывать, что игуменьей монастыря, в котором постриглась Евфросинья (Предслава) была ее родная тетка - вдова князя Романа Всеславича, что еще более удлиняет традицию нелицемерной приверженности христианству в семье Всеслава.

Ну. и не надо забывать, что сам Всеслав был уже четвертым христианским поколением в своей семье. Христианами были его отец (Брячеслав), дед (Изяслав) и прадед (Владимир). Его прабабка, очень уважаемая в роду - Рогнеда - закончила свою жизнь монашкой в первом монастыре на территории Полоцкого княжества. Возможно, предки Всеслава и не были фанатичными христианами, о чем свидетельствует отсутствие информации об их христианских именах (хотя они конечно же были), но сам Всеслав уже, воленс-ноленс, активно насаждал христианство и покровительствовал церкви. Возможно, одной из причин показной приверженности к христианству Всеслава как раз и были обвинения со стороны его врагов-Ярославичей в язычестве.

Вывод: корни приверженности к христианству у Всеслава были достаточно глубокими. Все обвинения его в языческих делах - суть измышления его врагов, черный PR, как сейчас бы сказали. Всеслав проводил явный процесс христианизации своих владений, которые в те времена, естественно, были еще полуязыческими, а на северо-западе (на литовском пограничье и в Латгалии) наверное еще и вовсе языческими.

Сорри, за многословность.

Reply


Leave a comment

Up