Поляк С. Маскевич в своих записках о Смутном времени в России так передал разговор с неким московитом: «В беседах с москвитянами, наши, выхваляя свою вольность, советовали им соединиться с народом польским и также приобресть свободу. Но русские отвечали: “Вам дорога ваша воля, нам неволя. У вас не воля, а своеволие: сильный грабит слабого (выделено мною - Thor); может отнять у него имение и самую жизнь. Искать же правосудия, по вашим законам, долго: дело затянется на несколько лет. А с иного и ничего не возьмешь. У нас, напротив того, самый знатный боярин не властен обидеть последнего простолюдина: по первой жалобе, царь творит суд и расправу...". Как-то так.
Пушкинская эпиграмма на Карамзина ведь очень известна:
"В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья И прелести кнута".
То есть пассажи в источниках вроде процитированного выше должны были очень вдохновлять Николая Михалыча. По-моему, в томе, посвящённом Ивану Грозному, есть что-то похожее даже на уровне подбора слов.
Ляксандра Сергеич, который наше все, по младости да по глупости ляпнул эпиграмку, а потом, наверно, волосья рвал, да слово не воробей,, выпустил - не поймаешь...
Хлесткая - да, симпатичная и запоминающаяся - да, но по сути неправильная. Карамзин не о кнуте вел речь, а о просвещенном абсолютизме (не случайно он породил концепцию двух Иванов)... А вот насчет кнута я если и соглашусь, то по отношению к дворянам начала XIX в. - вот им бы кнуга или, на худой случай. петровской дубины ой как не хватало для вразумления...
"по отношению к дворянам начала XIX в. - вот им бы кнуга или, на худой случай. петровской дубины ой как не хватало для вразумления..."
Я тоже думаю, что Пушкин и Лермонтов могли бы гораздо эффективнее работать в духе соцреализма, если бы их хоть раз в неделю секли. А эстетства и формализма у них бы поубавилось.
Это в каких смыслах?
Reply
Он про шляхту, конечно.
Reply
Reply
А то, что на практике некоторые равнее - так это во всех странах так.
Reply
«В беседах с москвитянами, наши, выхваляя свою вольность, советовали им соединиться с народом польским и также приобресть свободу. Но русские отвечали: “Вам дорога ваша воля, нам неволя. У вас не воля, а своеволие: сильный грабит слабого (выделено мною - Thor); может отнять у него имение и самую жизнь. Искать же правосудия, по вашим законам, долго: дело затянется на несколько лет. А с иного и ничего не возьмешь. У нас, напротив того, самый знатный боярин не властен обидеть последнего простолюдина: по первой жалобе, царь творит суд и расправу...". Как-то так.
Reply
Reply
Reply
"В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута".
То есть пассажи в источниках вроде процитированного выше должны были очень вдохновлять Николая Михалыча. По-моему, в томе, посвящённом Ивану Грозному, есть что-то похожее даже на уровне подбора слов.
Reply
Reply
Reply
Reply
Я тоже думаю, что Пушкин и Лермонтов могли бы гораздо эффективнее работать в духе соцреализма, если бы их хоть раз в неделю секли.
А эстетства и формализма у них бы поубавилось.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment