Немного о родословной последнего короля Речи Посполитой

Dec 03, 2012 19:14

Торелли - очень почтенное аристократическое семейство, обретавшееся в Северной Италии по крайней мере с 12-го века. В начале 15-го столетия они выслужили у Висконти графства Гвасталла и Монтекьяруголо, позже первое продали семье Гонзага, а в 17-м веке один из родственников владельцев второго выехал с неизвестной мне целью в Польшу.

По крайней мере, так писали официальные генеалоги фамилии Понятовских. Возможно, Джузеппе Торелли был просто однофамильцем графов Монтекьяруголо; может быть, он стал однофамильцем сознательно, изменив одну-две буквы (потому что кто же проверит? или был сделан однофамильцем позже, когда его потомки стали знаменитыми). Возможно, польские историки уже нашли ответ, только мы пока о нём не знаем. Известно только, что итальянец Джузеппе женился на польской шляхтенке, владевшей Понятовом на Люблинщине и взял себе соответствующую фамилию.

Внук Джузеппе/Юзефа Франтишек, родившийся в год Берестечка, уже был чашником вышгородским (это в Мазовии), и женат был на Хелене Невяровской, мать которой была урождённая Чаплинская; от этого брака и родился человек, поднявший семейство Понятовских до уровня высшей аристократии, - Станислав.




В юности (это 1690-е годы) он учился в Вене; потом воевал с турками в императорской армии под командованием Евгения Савойского и выказал большую храбрость. По возвращении на родину Понятовский ввязался в литовскую гражданскую войну 1700 года: Радзивиллы, Вишневецкие и другие магнаты объединились против Сапег, и Понятовский оказался на стороне последних. Сапеги проиграли и поэтому поддержали появившегося в пределах Речи Посполитой победоносного короля шведского. Понятовский по-прежнему был с ними. Он поддержал избрание шведского ставленника Станислава Лещинского и стал доверенным лицом Карла Двенадцатого, выполняя его ответственные поручения (например, возглавил дипломатическую миссию, отправленную в Высокую Порту, дабы сподвигнуть султана на объявление войны царю).

Понятовский в генеральском чине сражался под Полтавой, затем оказался в числе счастливчиков, переправившихся с королём через Днепр у Переволочны. Но когда судьба Карла Двенадцатого определилась окончательно, Понятовский изменил свою политическую позицию. Он вернулся на родину и смог примириться с Августом Сильным, не только вернувшим ему конфискованные было владения, но и сделавшим новые пожалования в виде земель и должностей (великий подстолий литовский, великий подскарбий, королевский региментарь и т.п.). Эти вложения окупились после смерти короля, когда Понятовский оказался в числе главных деятелей партии, поддержавшей следующего Августа против Лещинского.

И ещё одну важную для будущего своего рода вещь Понятовский сделал, когда уже на пятом десятке вступил во второй брак (от первой жены детей у него не было). Он женился на княжне Чарторыйской, представительнице, вероятно, самого влиятельного семейства Речи Посполитой (после женитьбы в 1731 году князя Августа Александра на наследнице Сенявских, по крайней мере). С этого момента Понятовские уже точно могли числиться среди знатнейших семей Европы. Бабка княжны Чарторыйской, кстати, была из шотландских Гордонов...



Чета Понятовских: Станислав и Констанция

Осторожные биографы могут написать, что наш герой рано распознал опасность, грозящую Польше с Востока, и потому служил шведам. Но, кажется, служил он всё-таки только себе самому. Он прожил долгую жизнь - 86 лет - и умер в 1762 году, за два года до избрания одного из его сыновей королём. Этот монарх был, как пишут, очень добрый и обаятельный человек: мил, обходителен и т.п. Такие качества нередко встречаются у людей, правящих страной перед её гибелью...

Понятовские, 18-й век

Previous post Next post
Up