Leave a comment

thorvaldsen November 9 2011, 06:56:06 UTC
>>>Кстати, на переднем плане не видно ни одного рыцаря с опущенным забралом. Это, конечно, очень удобно для зрителя, и художнику явно так было интереснее, только нереалистично выглядит.

Да они вовсе без шлемов! Вот это как раз не очень реалистично - у пары человек шлем мог свалиться с головы в бою, но не у всей же компании! А вот если б шлемы были, открытые лица, без забрал - весьма возможно на этой стадии боя(заключительной, когда уже все подустали). В забрале довольно ограничена видимость и слабая вентиляция. Так что применялось оно преимущественно для первой сшибки копьями. А когда копья давно поломаны, строй нарушен, и удары сыплются со всех сторон, есть резон вертеться по сторонам и видеть как можно больше. У тогдашних (начало 15го в.) моделей бацинетов были даже съемные забрала, на петлях вроде дверных. А чуть раньше, во время господства кугельхельмов (любимые художниками цельнометаллические "ведра" со щелями для глаз)их и вовсе порой скидывали после копейной сшибки, оставаясь в легком сервильере, хоть как-то могшим уберечь от ЧМТ.

прием еще более сомнительный в виду того, что зритель вряд ли будет ориентироваться по портретному сходству (как выше замечено, у большинства и портретов не существует, тем более - определенно с натуры). Так что, пожалуй, остается "художнику так интереснее" - передать эмоции и т.д. ведь действительно, так интереснее, в том числе и зрителю, в итоге

Reply

fon_eichwald November 9 2011, 07:10:49 UTC
Многие в шлемах, но без забрал.

Насчёт портретов тут получилось интересно: вот эти вот изображения и стали "портретами" конкретных исторических личностей. За неимением иных и благодаря известности картины.

Reply

thorvaldsen November 9 2011, 08:35:36 UTC
шлемы без забрал - как раз нормально (например: http://www.tforum.info/forum/gallery_uploads/med_gallery_21852_627_453656.jpg правда барельеф на полвека позже интересующих событий, и притом Италия). Особенно для поляков, многих из которых Матейко изобразил в анахроничных "восточных" шлемах (очевидно, для наглядности, дабы не было "битвы немцев с немцами")- на них забрал и не полагалось. Крылья на шлеме хорунжего Мартина и вовсе что-то из 17го века (гусария Августа Сильного примерно такие носила)

Reply

fon_eichwald November 9 2011, 08:41:13 UTC
Крылья-то да. И шкура намекает).

Reply

thorvaldsen November 9 2011, 11:05:48 UTC
внезапно обратил внимание, что у пана Витавтаса меч очень характерно мусульманский!
например: http://cs9871.vk.com/u7897067/144703334/x_4901f215.jpg
http://cs9871.vk.com/u7897067/144703334/x_203f9444.jpg
http://cs9871.vk.com/u7897067/144703334/x_c13698a6.jpg
(первые два - Турция, последний - Испания, приписывается легендарному Эль-Сиду, предположительно мавританской работы).

Учитывая дотошность Матейки в деталях, надо думать, он не мог просто срисовать первый попавшийся в музее меч. У Длугоша есть что-либо про меч Витовта? Или так - он бывал в крестовом походе? Потому как меч явный турецкий трофей

Reply

fon_eichwald November 9 2011, 11:16:45 UTC
Интересно. Длугош ничего про меч Витовта не пишет, и в крестовых походах князь не бывал. Последний такой поход случился в 1396 году, за 14 лет до Грюнвальда, но в нём и поляки-то не участвовали. Только венгры из восточноевропейцев. Возможно, Матейко нарисовал восточный меч, имея в виду связь Витовта с Тохтамышем. Вместе Кафу брали в 1398, потом вместе были жестоко биты на Ворскле Едигером. А при Грюнвальде был сын Тохтамыша, Джелаль-эд-дин.

Reply

thorvaldsen November 9 2011, 11:31:23 UTC
Про Никополь в курсе, но думал, мало ли, может туда и кто-то из ляхов вписался. Думается, оружие всякое по рукам ходило, особенно в Восточной-то Европе, по соседству с турками и татарами, трофеи/подарки,и т.д. Просто заинтересовало, нет ли в этой детали на картине какой-то особой семантики.

p.s. долы на клинке, похоже, сквозные. У восточного оружия такое встречается, еще порой внутри шарики перекатываются, для смещения центра тяжести при ударе. Подобная сабля упоминается у Короткевича в "Дикой охоте...", только там народная молва заменила шарики почему-то на ртуть (со ртутью волшебней штоль?).

Reply

fon_eichwald November 9 2011, 12:08:15 UTC
Может быть, Матейко хотел мягко указать таким образом, что Витовт - человек не вполне принадлежащий к европейской цивилизации в отличие от бравых польских витязей). Слишком тесно связан с язычеством.

Reply

thorvaldsen November 9 2011, 12:26:36 UTC
ах, да. Не вполне. Не принадлежащий

Reply

fon_eichwald November 9 2011, 12:37:55 UTC
Угу. Матейко-то был добрый католик, надо полагать. И какого-нибудь Завишу Чёрного он тоже считал добрым католиком. А у Витовта была такая языческая затейливость).

Reply

alryk79 November 14 2011, 05:14:22 UTC
Не только шлем с крыльями. Черепники чешуйчатые, мисюрки, корацины. Картина больше аллегорическая, не с натуры рисовалась ведь))).

Reply

fon_eichwald November 14 2011, 07:47:11 UTC
Кстати: а насчёт витовтова щита можете что-нибудь сказать? Выглядит он больно вычурно...

Reply

alryk79 November 14 2011, 08:59:28 UTC
Видимо павеза в представлении Матейко. Характерный хват и желоб на это указывают. Хотя форма несколько вычурная конечно.
http://www.google.ru/search?hl=be&newwindow=1&q=%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B0&um=1&ie=UTF-8&tbm=isch&source=og&sa=N&tab=wi&biw=990&bih=685&sei=CtXATpm-HsvKswbQ6sGCAw

http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=17619

И еще посмотрите здесь статью М.Плавинского:
http://kamunikat.org/usie_knihi.html?pubid=9328&lang=PL

Reply

fon_eichwald November 14 2011, 09:02:41 UTC
Большое спасибо, посмотрю. Очень занятно.

Reply

thorvaldsen November 14 2011, 09:30:21 UTC
конечно

Reply

xopc_2004 November 9 2011, 10:03:18 UTC
Другая битва, другая картина и пафосное ее описание, однако есть такая точка зрения:

http://enoth.narod.ru/History/Orsha_Battle_1514.html
Rocznik Historii Sztuki. t. XII. Wroclaw-Warszawa-Krakow-Gdansk, 1981. S. 85-132. З. Жигульский-мл. "БИТВА ПОД ОРШЕЙ" - СТРУКТУРА КАРТИНЫ"

5. (в том же месте). Командир копейщиков повернут к двигающемуся за ним отряду и одновременно к обозрению. Изображен без шлема, так как польские вожди привыкли идти в битву с непокрытой головой, не должны были, как герцог Нормандии Вильгельм под Гастингсом, срывать с головы шлем чтобы показаться своим рыцарям, обеспокоенным судьбой вождя и битвы. У польского командира лицо мужчины в расцвете лет, волосы темные, длинные, усы опущены вниз; его конь в полных латах, с полной пластинчатой защитой шеи. Идентифицировать этого командира с полной увеенностью нельзя, это может быть либо Сверчовский, либо Самполиньский, в этот день оба вели в бой тяжеловооруженных.
...
24. (на левом фланге отряда копейщиков). Командир копейщиков. Это тот самый старший офицер, который вел копейщиков на переправу (Сверчовский или Самполиньский), но черты его несколько отличаются, так как в этот раз показан в три четверти с левой стороны. Он по-прежнему без шлема, в правой руке сжимает поднятый металлический шестопер с навершием из полуовальных стальных перьев, с крупным шарообразным утолщением на конце рукояти. Лошадь в полном доспехе, с пластинчатой защитой шеи, с отделкой в виде волют блях на груди и на крупе.

Reply


Leave a comment

Up