Охота и парад в 14-м веке

Nov 20, 2012 17:34

В 1391 году в Европе происходило много всего интересного. Литовские кузены Ягайло и Витовт боролись друг с другом за переформатирование Кревской унии; Москва разделывалась с суздальскими князьями; европейский север объединялся, а Испании переживали свою маленькую, но очень феодальную раздробленность. В Англии читали Джона Виклефа, в Ульме закладывали собор, в Праге профессора местного университета учили, помимо всех прочих, молодого Яна из Гусинца. Османы, разгромив сербов и захватив Болгарию, впервые стали явной угрозой для христианского мира. Но даже это кажется чем-то не очень серьёзным по масштабам в сравнению с другим: в начале года Тимур пошёл походом от Ташкента на север, через Голодную степь, - против своего вчерашнего союзника Тохтамыша.

И армия была огромной, и путь был далёким и непростым: через пустыни и степи, со скудным провиантом и в полном неведении насчёт противника. "Шестого мая была организована большая охота (черге). По обычаю степняков воины, образовав огромный круг, начали движение навстречу друг другу, постепенно его сужая. Перепуганные звери оказались в западне... Изголодавшиеся люди нажирались до одури; многие заболели, но настроение воинов поднялось. Дабы напомнить им об их прямом долге, Тарагаев сын, как если бы он находился у себя в Самарканде, устроил им двухдневный смотр, проверяя отряд за отрядом, "сидя на коне в праздничном наряде, в короне, украшенной рубинами, держа в руке золотую булаву, увенчанную бычьей головой". При его приближении члены его дома, военачальники и эмиры спускались наземь и становились на колени...".

Потом всё-таки произошли встреча с Тохтамышем и отчаянная трёхдневная рубка на Кондурче, после которой победители пировали без перерыва целых двадцать шесть дней. Дав армии протрезветь, Тимур увёл её домой, но через несколько лет вернулся и разгромил Орду так, что о нём услышала половина Европы; вторая половина узнала о "железном хромце" благодаря разгрому османов под Анкарой (там, кстати, сербы дрались весьма героически - ведь национальный вопрос придумали позже). Тогда и встретились две реальности - европейская, мелкая, почти игрушечная, и азиатская, поражающая своими масштабами. Потому что кто такой против Тимура, например, Генрих Пятый Английский? Или как поставить Яна Жижку рядом с Чжу Юаньчжуном? Не очень получается.

14-й век

Previous post Next post
Up