Мазовецкие Пясты: два скандала в благородном семействе

Aug 07, 2012 14:18





Из застольной беседы:

"- Разве Рынгалла не была красавицей?

- Это что за Рынгалла такая? Прелестница, что ли? Ну же, рассказывай!

- Как, вы не слыхали про Рынгаллу? - спросил Мацько.

- И не слыхивали.

- Да ведь это сестра князя Витовта, жена Генрика, князя мазовецкого.

- Что вы говорите! Какого князя Генрика? Был один мазовецкий князь Генрик, плоцкий епископ, но он умер.



- Он самый. Рим должен был разрешить его от обета, но смерть раньше его разрешила; видно, не очень порадовал он господа Бога своим поведением. Ясько из Олесницы послал меня к князю Витовту с письмом в Риттерсвердер как раз тогда, когда плоцкий епископ князь Генрик приехал туда к князю от короля. На ту пору Витовту воевать уж наскучило, Вильно он все равно не мог взять, ну, а нашему королю наскучили родные братья с их распутством. Увидел король, что Витовт побойчее и поумнее их, и послал епископа уговорить князя оставить крестоносцев и покориться ему, за что посулил отдать под его власть Литву. Витовт, охотник до всяких перемен, благосклонно выслушал посла. Начались тут пиры да ристалища. И хоть другие епископы этого не одобряют, князь Генрик охотно садился верхом на коня и показывал на ристалищах свою рыцарскую силу. Князья мазовецкие все богатыри, даже девушки из их рода легко ломают подковы. Выбил князь один раз из седла троих рыцарей, в другой раз пятерых, а из наших меня свалил, да у Збышка конь под его натиском прянул и сел на задние ноги. Все награды вручала князю прекрасная Рынгалла, перед которой он в полном вооружении преклонял колено. И так они полюбили друг друга, что на пирах епископа оттаскивали от неё за рукава отцы духовные, которые приехали с ним, а Рынгаллу удерживал брат Витовт. И говорит епископ: «Я, мол, сам разрешу себя от обета, а папа, если не римский, то авиньонский, подтвердит разрешение, но венчаться я должен незамедлительно, иначе сгорю!» Тяжкий это был грех, но Витовт не хотел противиться, чтобы не оскорбить королевского посла, - и они справили свадьбу. Потом уехали в Сураж, а там в Слуцк, к великому горю Збышка, который, по немецкому обычаю, избрал княгиню Рынгаллу госпожой сердца и дал обет быть верным ей до гроба.

- Все это так, - вдруг прервал его Збышко, - да люди потом стали говорить, будто княгиня Рынгалла, пораздумав, решила, что не пристало ей быть женою епископа, который жениться женился, а снять с себя духовный сан не желает, что не может быть над ними благословения господня, и отравила мужа".

Эти страсти происходили в 1392 году, и епископ Плоцкий Генрик был совсем ещё молод: то ли 24, то ли даже 22 года. Первым скандалом в его жизни стало собственное рождение. Князь Мазовецкий Земовит Третий заподозрил свою вторую жену, княжну зембицкую, что в Силезии, в супружеской измене и заключил её, беременную, в одном из своих замков. Там она и родила сына, названного в честь силезской родни. У Земовита были сыновья от первой жены, а этого ребёнка, сочтённого прижитым от кого-то другого, он приказал отдать на воспитание простым крестьянам; княгиня же была задушена.

Видимо, не вся семья была единодушна в вопросе отцовства. Дочь Земовита от первого брака Малгожата, тогда уже жена князя Слупского, забрала мальчика к себе и воспитывала его до десяти лет, когда внешнее сходство заставило мазовецкого князя признать свою неправоту. Генрик был определённо его сыном! С этого момента Земовит с удвоенным рвением начал устраивать его судьбу.

По обыкновению тех времён младшему сыну следовало пойти по духовной стезе. Земовит обязал старших сыновей создать для Генрика особый удел, если тот передумает в будущем, а пока передал ему плоцкую препозитуру. Юному препозиту было тогда 10 лет. Тремя годами позже (1381) мазовецкий князь захотел сделать сына препозитом ещё и в Ленчице, но это была уже Великопольша; архиепископ гнезненский был против. Тогда Земовит начал с примасом настоящую войну. Он занял Ленчицу силой и утвердил сына в новой должности. Центральная власть в этот момент была в полном упадке (только что умер король Лайош Великий), так что заступиться за церковь было некому.



Раздел Мазовии между сыновьями Земовита Третьего: жёлтое Земовиту Четвёртому, остальное - Янушу.

В 1390 году 20-летний Генрик стал епископом Плоцким. О дальнейшей его судьбе рассказал Мацько: Ягайло отправил епископа к Витовту, чтобы заключить союз против Ордена, и миссия эта оказалась успешной. Скандальная женитьба одного из князей церкви на литовской княжне могла произойти из-за внезапно вспыхнувших чувств, а могла и просто потому, что обе договаривающиеся стороны хотели отблагодарить Генрика за посредничество и укрепить союз с Мазовией.

Вне зависимости от мотивов этот скандал пошёл на пользу только Ордену: рыцари получили бесценный аргумент в пользу того, что не только Литва, но даже и Польша крестилась ложно, не желая понимать истинный смысл христианских установлений. На мир к западу и югу от Польши это должно было подействовать.

Кстати, отравить Генрика могли ещё его братья, не желавшие делиться с ним своими землями. А мог он умереть и своей смертью. Долго ли? Ведь четырнадцатый век...

14-й век, Пясты, Мазовия

Previous post Next post
Up