Фаворитка Сигизмунда Августа, или Как правильно делать карьеру

Jul 05, 2012 23:29

Один из русских историков (кажется, Костомаров) позволил себе резкие выражения в адрес Ежи Мнишека, назвав его королевским сводником. И справедливо: в молодости этот господин, сын чешского выходца, ещё не закрепившийся должным образом в среде польской аристократии, оказывал некоторые услуги сомнительного характера королю Сигизмунду Августу.

У того личная жизнь не сложилась совсем: сначала был малоприятный брак с австрийской принцессой, потом - оборвавшийся трагически брак по любви с прекрасной Барбарой Гаштольд.Поскольку короне был нужен наследник, Сигизмунд Август женился в третий раз - опять на австриячке, сестре своей первой жены, и опять на вдове: Екатерина Австрийская похоронила своего 16-летнего мужа, маркиза Мантуанского. После свадьбы выяснилось, что новую польскую королеву роднят с её старшей сестрой-покойницей ещё и эпилепсия и неспособность к деторождению. Любви от этого больше, конечно, не стало. Король начал хлопоты о разводе, а королева в конце концов уехала на родину.




Сигизмунд Август, которому шёл уже пятый десяток, пустился во все тяжкие. Он держал чуть ли не целый гарем, представительниц которого называл почему-то "соколами". И то ли в конце 1570-го, то ли в январе 1571-го года молодой Мнишек привёл к нему девицу по имени Барбара Гиза. Она была дочерью фрнконского купца, воспитывавшейся в бернардинском монастыре где-то под Варшавой. Мнишек сначала сделал её своей любовницей (пишут, будто он приходил на свидания переодетым в монашку), но потом решил пойти дальше. Эта девица слишком походила на покойную королеву Барбару, чтобы не попытаться это использовать.

Король тоже заметил сходство и приблизил девушку к своей особе (если вы понимаете, о чём я). Мнишеку не удалось использовать эту ситуацию должным образом по двум причинам. Во-первых, настоящее чувство у стареющего короля не возникло: продолжались встречи и с другими женщинами. А во-вторых, король умер достаточно скоро. Мнишек, остававшийся при монархе до конца, начал заботиться о себе сам: он запустил руку в королевскую казну (об этом говорили сплетники), а позже удачно женился на наследнице магнатского семейства Тарло. Она и принесла ему Самбор вкупе с другими владениями.

Барбара, кстати, родила ребёнка через 9 месяцев после того, как была представлена августейшей особе, - девочку, удочерённую затем мужем экс-фаворитки, князем Воронецким. Видимо, последний Ягеллон не был вырожденцем. Просто не повезло...

16-й век, Сигизмунд-Август, Ягеллоны, Мнишеки

Previous post Next post
Up