Герб герцогов Австрийских
"В год 6760. Прислал король угорский к Даниилу, прося его помощи, так как в то время у него шла война с немцами. Даниил пошел к нему на помощь и пришел к Пожгу. Пришли к нему послы немецкие. Был царь, который владел один землями Рагузской и Штирийской, а герцог был уже убит. Имена послов таковы: царский воевода и епископ Жалошпурский, то есть Сольский, Гарих Поруньский и Отто Гарретенник Петовский. Поехал король с ними против князя Даниила. Даниил же пришел к нему, приготовив к битве всех людей своих. Немцы удивлялись татарскому вооружению: кони были в личинах и кожаных коярах, а люди - в кольчугах, и сияние великое исходило от полков от блеска оружия. Сам Даниил ехал, подле короля, по русскому обычаю: конь под ним был на удивленье, седло из жженого золота, стрелы и сабля украшены золотом и другими украшениями, достойными удивления: кожух из греческого оловира, обшитый широким золотым кружевом, сапоги из зеленой кожи, шитые золотом. Немцы смотрели и сильно дивились.
И сказал Даниилу король: «Я отказался бы от тысячи серебра, лишь бы ты пришел,- по русскому обычаю своих отцов». Даниил попросился у него в стан, потому что был сильный зной в тот день. Король взял его за руку, и ввел в свою палатку, и сам его раздел и одел в свои одежды, такую честь оказал он ему.
И возвратился Даниил к себе домой".
Автор Галицко-Волынской летописи относился к Даниилу Галицкому с большой любовью, что и говорить. И другие правители, если верить тексту, тоже. Хотя Бела Венгерский, недавно разбитый под Ярославом, руководствовался, конечно, принципами большой политики. Начиналась первая война за австрийское наследство, и Галич должен был стать союзником Венгрии против чехов.
Австрийские Бабенберги, считавшие себя потомками Одоакра, а по женской линии близкие родственники германских и византийских императоров, вымерли в 1246 году. Сестра последнего герцога вышла за чешского принца, через несколько месяцев овдовела, вышла за немца (маркграфа Баденского) и овдовела опять. Теперь венгры хотели закончить старую распрю с австрийцами, завоевав их герцогство, а Пшемысл Чешский, чтобы не упустить своё, женился на тётке последнего герцога, хоть она и была старше на 20 лет. Тогда Бела и решил привлечь своего галицкого родственника (его дочь уже была замужем за князем Львом Даниловичем).
Родословное древо Бабенбергов
"После убийства герцога Фридриха - он бился с королем угорским и был убит своими боярами в бою - была распря между знатными людьми о достоинстве и владениях убитого герцога - о земле Рагузской и земле Штирийской. Король же угорский - рикс - и король чешский боролись за них.
Король угорский стал искать помощи, желая захватить Немецкую землю. Он послал сказать Даниилу: «Пошли мне сына своего Романа, и я отдам за него сестру герцога и передам ему Немецкую землю». И поехал к немцам с Романом, и выдал за Романа герцогову сестру, и выполнил обещание.
Потом он послал к Даниилу сказать: «Ты мне родственник и сват, помоги мне против чехов». И убедил его пойти. И пошел в Опаву своим путем, и сам разорил Моравскую землю, разрушил многие города, все пожег и страшную резню устроил в той земле.
Фридрих Второй Австрийский
А Даниил, соединившись с Болеславом, раздумывал, как пойти в Опавскую землю. Болеслав не хотел идти, но его жена, по имени Кинека, своими уговорами помогала Даниилу, ведь она была дочь угорского короля. А Даниил-князь хотел идти воевать и ради короля, и ради славы - ведь не было прежде в Русской земле никого, кто бы завоевывал Чешскую землю: ни Святослав Храбрый, ни Владимир Святой. Бог исполнил его желание".
Не был ли этот мотив основным для Даниила во всей этой истории? Ни один из русских князей не воевал в Чехии; ни один не был герцогом австрийским; так почему бы не ввязаться в эту войну, не обращая внимание на то, что экзотичность географии предполагает её ненужность для государства? Как бы то ни было, география сказала своё веское слово: чехам было куда проще воевать за близкую к ним Австрию, чем галичанам, а венгерский король, видимо, не захотел окружать себя с двух сторон владениями опасного русского родственника.
"...Король угорский дал обет великий Роману, но не исполнил его. Оставил он его в городе Инепереце и ушел прочь; дал обещание, но не помог ему. Он обманывал Романа, желая приобрести его города. Ведь он великою клятвой клялся перед Богом Роману и его княгине, что, если он завоюет немецкую землю, всю ее отдаст Роману. Княгиня, зная его нрав, укрепляет его крестным целованием, но он никак не был в помощь Роману.
Часто же приходил на Романа герцог (Пржемысл - Н.Э.). А однажды он пришел с огромным войском, и они бились, и он встал перед городом на расстоянии поприща. Он не мог взять город и сказал Роману с лестью: «Оставь короля угорского: ты мне родственник и свояк. Немецкая земля будет разделена с тобой. Рикс-король угорский много обещает, но не выполняет. А я говорю правду, и поставлю свидетелем отца моего папу и двенадцать епископов, и отдам тебе половину Немецкой земли».
Но Роман ответил: «Я дал слово, как своему отцу, королю угорскому и не могу послушаться тебя: это будет мне позор и грех - не исполнить обета». Он передал королю угорскому все слова, которыми обольщал его герцог, прося у него помощи. А тот не послал ему помощи; он требовал городов в особое владение, обещая дать взамен другие города в земле Угорской. Княгиня поняла его обман и сказала: «Ты захватил моего сына якобы в зятья и держишь его как заложника. А теперь вы еще хотите наших городов! А мы за это страдаем и умираем от голода!» А было так, что баба тайно ходила покупать пищу в городе Вядне и приносила им; таков был голод, что уже хотели есть лошадей.
Пшемысл Чешский
И сказала княгиня: «Князь, иди к своему отцу». Но Роман не мог выехать: ведь они были в осаде. Убедившись в доброте его нрава, его поддержал Веренгер, по прозванию Просвил, он когда-то раньше воевал вместе с ним. Он пожалел Романа и, приехав с войском, вывел Романа из города".
На этом и закончилась австрийская эпопея галицких Рюриковичей. Романа спустя несколько лет убили литовские князья, а его вдова так и не вышла больше замуж. От третьего брака у неё была только дочь, а романов пасынок, Фридрих Баденский, кстати, пошёл в 1268 году отвоёвывать Сицилийское королевство у анжуйцев для своего друга Конрадина, последнего Гогенштауфена. Они проиграли войну и были обезглавлены в Неаполе - Конрадину было 16, Фридриху 18 лет. Самая громкая казнь столетия...
А Австрию ещё через несколько лет отвоевали у Пшемысла начавшие усиливаться Габсбурги.
П.С. Становлюсь сторонником цитирования средневековых русских источников в переведённом виде. Это логично и справедливо.