Семейные проблемы в Чехии около 1000-го года

Oct 28, 2011 12:03

В истории каждой страны есть среди правителей персонажи определённого рода. Князь-креститель, князь-завоеватель, князь-мученик.И князь-братоубийца, конечно, - на пару последнему. В России хорошо знают об одном таком, Святополке, получившем от христианских писателей прозвище Окаянный. Он подослал убийц к трём братьям, а потом умер в какой-то пустыне, никому не нужный.

Подобные коллизии разворачивались в ту эпоху и в соседних странах Восточной Европы. На Западе братья если и враждовали друг с другом, то это принимало форму скорее межгосударственной борьбы (как у внуков Карла Великого двумя веками раньше) с более мягкими последствиями для главных участников. А на Востоке братья резали и калечили друг друга. Современниками Святополка были трое таких чешских братьев, которых объединял с незадачливым киевским князем общий родственник, с охотой помогавший и тем, и другим, - Болеслав Храбрый.





Итак, в 999 году умер чешский князь Болеслав Второй, могучий государь, расширивший свои владения до Волыни и прославившийся резнёй Славниковичей - самого сильного аристократического семейства Чехии. Он оставил трёх сыновей, и в Праге вокняжился старший, Болеслав, прозванный подданными Рыжим, а от хрониста Титмара Мерзебургского получивший прозвище "творец великого беззакония". И понятно, почему: он счёл братьев слишком опасными соперниками и начал действовать. Яромира "лишили мужественности" или, проще говоря, оскопили, а Олдржиха попытались задушить в бане (такой смертью, кстати, умерла королева остготов Амалазунта). Непонятно, почему это покушение не удалось и почему братьям всё-таки удалось бежать вместе с матерью (общей на троих) в Баварию летом 1002 года.




Болеслав на престоле не удержался: чешская знать во главе с родом Вршовцев призвала на престол другого князя из Польши, Владивоя. Он был младшим братом Болеслава Храброго, а по отцу, как и тот, внуком Болеслава Первого Чешского, кузеном братьев-чехов. Новый государь был добр и благочестив, но имел одну интересную особенность, "которой не следует подражать ни одному из христиан, а именно: он и часу не мог провести без выпивки". Видимо, благодаря этой своей слабости Владивой и умер своей смертью спустя всего полгода (январь 1003-го) - от перепоя. Чешская знать во главе с всё теми же Вршовцами позвала на трон скитавшихся по Германии Яромира и Олдржиха. Они вернулись, но совсем скоро вернулся и их старший брат в сопровождении польского кузена. На этот раз Болеслав Храбрый сам вторгся в Чехию с войском, вернул тёзке корону и оставил его. Вероятно, он понимал, каковы будут действия Рыжего, и счёл нужным просто подождать, пока чехи не захотят стабильной польской власти.

Болеслав Рыжий не обманул ожидания союзника. Он притворился, что забыл все причинённые ему обиды, и в один из дней Великого поста собрал всю знать "в каком-то доме", а потом дал сигнал к расправе, зарубив собственным мечом зятя, принадлежавшего к роду Вршовцев.


Оставшиеся в живых, перепуганные и возмущённые этой резнёй, обратились за помощью к уже испытанному арбитру - Болеславу Храброму, предложив чешскую корону ему. На этот раз обошлось без войны. Храбрый пригласил Рыжего на переговоры на своей территории (скорее всего, в Кракове), и в первую же ночь приказал его ослепить. Всю оставшуюся жизнь, больше тридцати лет, князь провёл в польском заточении.

А Болеслав Храбрый вошёл в Прагу. На целый год он объединил Польшу и Чехию. Не знаю, долго ли могла бы терпеть князя-поляка ослабленная чешская знать, но германский король не захотел мириться с таким усилением своего восточного соседа. Отказ Болеслава принести ленную присягу за Чехию стал поводом к началу войны. Немцы взяли Прагу и посадили на трон скопца Яромира. Тот княжил восемь лет, но в 1012 году был свергнут братом Олдржихом и бежал в ту же Польшу. На этот раз Болеслав Храбрый не мог вмешаться в чешские дела: он основательно завяз в войне с империей, к тому же назревала война на востоке, где можно было вмешаться в русские дела, поддерживая зятя, Святополка. Так что Олдржих смог спокойно организовать ещё одну расправу с чешской знатью (Вршовцы пострадали в очередной раз) и править 20 лет.




К этому периоду относится рассказ хронистов о большой княжеской любви. Козьма Пражский пишет: "Возвращаясь однажды с охоты через одну деревню, [Олдржих] увидел у колодца женщину, стиравшую белье. Окинув ее взглядом с головы до ног, Олдржих почувствовал в груди сильный любовный жар. Женщина эта отличалась своей осанкой, была яснее снега, нежнее лебедя, белее старой слоновой кости, прекраснее сапфира. Князь тотчас послал за нею и взял ее в жёны". От этого взятия и родился сын Бржетислав, продолживший многострадальную династию. Козьма, кстати, счёл нужным оправдать поведение князя тогдашними обычаями: "Старый брак он не расторг, ибо в те времена, если кто желал, мог иметь и двух и трех жен; для мужчины не было грешно увести жену другого, а для женщины не было грешно выйти замуж за чужого мужа. Если мужчина удовлетворялся одной супругой, а женщина одним мужем, что теперь считается целомудренным, тогда считалось позорным: люди жили как глупые животные, пребывая в общем браке".

Князь Олдржих показался слишком самостоятельным германскому королю: в 1033 году он был вызван на сейм в Кведлинбург, арестован и низложен. Яромир вернулся из Польши и стал соправителем своего племянника Бржетислава. Но уже в 1034 году Олдржих был отпущен императором; вернувшись в Прагу, он приказал ослепить брата и бросить его в тюрьму. Там Яромир и умер через несколько лет почти семидесятилетним стариком. Кто-то пишет, что его зарезали в отхожем месте, но на правду это непохоже.




Сына Олдржих изгнал из страны, но это стало последним из громких событий его правления. В ноябре 1034 года он умер (хочется добавить: наконец!). Из всех трёх братьев ему повезло больше других: умер на престоле и не стал жертвой никакого членовредительства.

Что получается? В такой маленькой стране, как Чехия, бОльшую роль в усобицах играли соседи - немцы и поляки. При решении внутрисемейных проблем уже предпочитали убийству нанесение увечий, несовместимых с обладанием властью, а это явный прогресс (на Руси первое ослепление князя произошло столетием позже).

Вршовцы, кстати, отомстили: внук Бржетислава Первого, Бржетислав Второй, получил удар копьём в спину на охоте. Всё-таки чешские князья не умели решать проблемы, так получается.

Вршовцы, Чехия, 11-й век, Пржемысловичи, Болеслав Храбрый

Previous post Next post
Up