Побег из Кревского замка

Dec 11, 2011 14:02




Одна из романтических историй, редких для четырнадцатого века, похоже, стала важным мифом в истории одной небольшой европейской страны. Жена князя Витовта спасает мужа от смерти. Сюжет такой: Витовт сидит в темнице, двоюродный брат Ягайло вот-вот подошлёт к нему убийц (отец, Кейстут, уже задушен). Княгиня приходит к нему на свидание, отдаёт свою одежду, и Витовт неузнанным проходит мимо. Жену убивают, зато князь продолжает свою борьбу - против коварного кузена и его союзников-немцев.

На самом деле, конечно, надо сделать определённые уточнения. Для начала не совсем понятно, на ком Витовт тогда был женат. Княгиня Анна - то ли дочь Святослава Ивановича Смоленского, то ли литвинка, сестра некоего Судимонта, то ли дочь сводного брата Ягайлы Дмитрия Трубчевского (двоюродная племянница своего мужа соответственно).Для начала не совсем понятно, на ком Витовт тогда был женат. Княгиня Анна - то ли дочь Святослава Ивановича Смоленского, то ли литвинка, сестра некоего Судимонта, то ли дочь сводного брата Ягайлы Дмитрия Трубчевского (двоюродная племянница своего мужа соответственно).

К тому же не все источники пишут, что Витовт поменялся одеждой именно с женой. Точнее, пишет об этом только Виганд Марбургский. А если бы и произошло именно это, вряд ли княгиню стали бы убивать (она, кстати, прожила ещё 35 лет). Хроника Быховца даёт нам такую версию:

"Князь великий Витовт находился в Крево и за ним ухаживали две женщины, которые укладывали его с княгиней в комнате, и, уложив, из комнаты уходили, а сторожа находились рядом.
И вот великая княгиня его услышала от людей, которые говорили между собой: «Если князь великий Витовт будет сидеть здесь дольше, то ему будет то же, что и его отцу». И посоветовала ему так, что как придут женщины их укладывать, то ему нужно одеть платье одной из них и так уйти с другой женщиной, а второй женщине остаться с нею. И он по тому совету нарядился в платье одной из женщин, со второю вышел, и спустился из замка и бежал". Княгиня, видимо, осталась в Крево - чтобы стража не всполошилась раньше времени - и встретилась с мужем только позже. А про женщину, оставшуюся в камере, пишут, что звали её Алёной и что её стража всё-таки убила, но подтверждений тому в источниках нет. Её судьба в те времена никого не заинтересовала.

В общем, вместо истории о самопожертвовании во имя любви мы получаем хорошо организованную операцию без какого-либо сентиментального налёта (этим ведь баловались только начиная с эпохи романтизма). Мне так больше нравится. А Витовт, кстати, из Крево бежал к всё тем же немцам, чтобы заключать с ними союз. Патриотизм ведь тоже намного позже был придуман.

Витовт, Литва

Previous post Next post
Up