Странно, но, в первый раз читая "Камо грядеши?", я не сообразил, что это за лигийцы такие и зачем они вообще сдались Сенкевичу. Какой-то народ с турьими рогами на головах, обитающий в лесах далеко за Дунаем - ну и бог с ними. Лигия меня интересовала тогда меньше, чем рабыня Петрония, а Польша - меньше, чем, например, Франция при поздних Капетингах. Попозже пришло знание, что жили лигийцы в глухих местах между Вислой и Одером, то есть именно там, где потом появились Великопольша с Куявией. Это очень далеко и от северной паннонской границы, и от восточной границы провинции Германия Нижняя; но, как пишут, римляне при Августе всё-таки планировали и эту землю сделать частью Pax Romana.
Возникли такие самонадеянные планы, как это бывает иногда, из-за плохих познаний в области географии. Балтийское море и Каспий виделись экспертам по внешней политике двумя заливами одного океана, к которому можно было выйти где-то сразу за лесистой лигийской землёй. Достигнув этого безопасного рубежа, оставалось только цивилизовывать с помощью топора и тоги местных дикарей и думать над колонизацией северного острова Скандза - подобно тому, как при Клавдии начали колонизацию Британии.
Странным всё-таки казался мир римлянам. Очень маленьким, компактным, открытым для освоения - в специфическом римском смысле. Никакой широкой полосы степей от будущей Маньчжурии до будущей пушты, по которой какие-то ранее неизвестные племена проходили через всю Евразию, чтобы удивлять оседлых. Никаких чудовищных просторов, которые невозможно было бы защитить по всему периметру. Просто ещё несколько сотен миль от Рейна на восток, и - океан, ставящий предел миру. Остаются только Парфия на далёком юге, Индия и какая-то малопонятная (и, надо полагать, не слишком большая) страна с желтолицыми жителями, до которой можно доплыть по океану и которую просто незачем завоёвывать.
Самое странное, что существенную часть пути от Рейна к несуществующему океану на территории Восточноевропейской равнины римляне всё-таки прошли. Легионы Друза Старшего (Августу этот достойный молодой человек приходился пасынком, а Марку Антонию - зятем) увидели Эльбу, достигнув окрестностей нынешнего Мейсена. Земля лигийцев начиналась где-то недалеко, хотя и не была сама по себе достойной целью. Но потом Друза сбросила лошадь (в 9 году до н. э.), а Вар с легионами попал в германскую засаду в Тевтобургском лесу (в 9 году уже нашей эры), и провинция "просто Германия" прекратила своё существование.Остановились всё-таки на Рейне.
Готы, вероятно, ещё прежде, чем началось действие "Камо грядеши?", переправились из Скандинавии в устье Вислы, а чуть позже начали свой путь на юг и юго-восток. Тацит лет через 30 после того, как Виниций наладил свою личную жизнь, впервые упомянул неких "вандилиев", и есть мнение, что это и были бывшие лигийцы и будущие вандалы. Какой-нибудь последователь Розмэри Сатклифф мог бы написать условное продолжение Сенкевича, в котором потомок Виниция и Лигии отправляется на землю предков, возглавляет сопротивление... готам или, например, свебам и в конце концов основывает род Асдингов, - не забывая водить дружину в эффектные конные атаки и замечать, как выглядет и пахнет трава в будущей Польше. Сатклифф такие вещи очень любила.
Есть фантасты среди моих подписчиков? Отдаю идею безвозмедно.
И - да, я восстанавливаю блог. По заметке о польской истории и живописи каждые два дня.