Путешествовать по Бирме сложно.
Здесь мало говорят по-английски, да и вообще, не очень много говорят.
Т.е. бирманцы улыбчивы, любознательны, готовы помочь и согласны фотографироваться - мечта туриста, но чтобы разговор пошел дальше обмена информацией о количестве детей или обсуждения туристического маршрута нужно очень постараться.
С Дарко и «Майклом» мы старались часов пять, пивом полируя доверие и шашлыком шлифуя английский язык в одном из ресторанчиков на 19й улице (знаменитая в Янгуне улица в районе Китайского квартала, которая по ночам превращается в барбекю-кабак под открытым небом).
Дарко - инди-рок музыкант, но музыкой в Бирме не заработаешь, поэтому Дарко с женой держат магазин по пошиву одежды.
Майкл - друг Дарко, в душе тоже музыкант, панк-музыкант. Только группа Майкла развалилась, потому что он в последнее время сидел в лагере. Посадили его за наркотики. Вообще, в тот момент, Майкл уже не барыжил, а продавал «пиратские» лотерейные билеты, но его взяли за 10 грамм марихуаны в кармане и дали 12 лет. Он отсидел три года и сидел бы и дальше, но сестра, работающая в Сингапуре, собрала выкуп в 3000 долларов и матери Майкла удалось подкупить судью и скостить срок. Кроме того, за дополнительные 500 долларов, Майклу дали возможность жить эти три года не в трудовом лагере, а в избушке посреди государственных плантаций кешью, за периметром зоны, где он занимался тем, что бухал и спал. Однажды даже сьездил в Янгун на встречу с Дарко, где напился вдрызг и Дарко привез его обратно в лагерь.
В целом, ничего плохого в этот раз не случилось. Вот когда в пошлый раз посадили за драку - было хуже. Тогда пришлось до отправки на зону отсидеть пару лет в тюрьме, где в 12ти метровой бетонной комнате их жило около 30 человек. Там убивали, пытали, не кормили и прочая «шаламовщина». А на зоне они строили дорогу под присмотром армии. Строили руками. Самое тяжелое дробить камни - огромные монолиты в мелкую щебенку на жаре в 45 градусов, но этим обычно занимаются дети из соседних деревень. Потому что деревенские обязаны поставлять армии бесплатную рабочую силу. И чтобы сберечь руки для работы в поле, деревенские отправляют на каторгу детей. Женщин и мужчин тоже, конечно отправляют, но если надо пахать, то мужики стараются задержаться дома. Потому что пашут плугом, на буйволах и у детей на это не хватает физической силы.
Трудно понять, что происходит в Бирме.
Иностранец в Бирме может путешествовать в строго разрешенных для путешествий местах. Это крупные города: Янгун, Мандалай, долина пагод Баган и шаг вперед - два назад по сельской местности, в определенных районах. Многие регионы закрыты для посещения или посещать их можно с официальным эскортом за большие деньги (типа 3000 долларов с человека за пятидневный круиз). Официально туристам отказано в посещении определенных райнов потому, что они «еще не подготовлены для приема западных туристов».
Неофициально это означает, что там проходят зачистки, существуют концентрационные лагеря и рабство, пытки, изнасилования как идеологическое оружие (как женщин так и мужчин), дети-солдаты, голод, малярия, холера, принудительное конвертирование христиан, мусульман и анималистов в буддизм, переселение сотен тысяч людей, производство наркотиков и многое другое.
Из разговоров с местными ООНовцами и чтения запрещенных в Бирме книг выясняется, что в стране давно творится геноцид: бирманское большинство воюет и уничтожает физически и морально национальные меньшинства.
Очень схематично, историческая подоплека истории такова: была Бирма и были княжества вокруг нее: Шан, Чин, Качин, Карен, мусульмане рахинга (поближе к Бангладешу) ит.д.
Все вместе они был оккупированы Британией. Когда началась Вторая Мировая, бирманцы во главе с Ан Саном, папой знаменитой Ан Сан Су Чи (см. фильм Люка Бессона «Леди») перешли на сторону японцев, потому как рассчитывали на обещания освободить их от британского колониального ига.
Прочие княжества воевали на стороне союзников, т. е. против бирманцев.
В конце войны, Ан Сан отказал японцам и переметнулся на сторону англичан. Это помогло ему стать главным переговорщиком в 1947 году, когда британцы начали «деколонизацию» и было сформировано независимое государство Бирма, но никак не помогло дружбе между народами внутри новой страны.
Более того, некоторые народы и вовсе не были спрошены хотят ли они отделяться от Британии в союзе с бирманцами или нет. Романтическая легенда гласит, что Ан Сан был за равенство и братство. Что уже не проверить, поскольку в 1948 он был убит и началась мясорубка между бирманцами и небирманцами.
Небирманцы утверждают, что бирманскому большинству плевать на их права. Существует мнение, что даже нобелевский миротворец Ан Сан Су Чи, если получит власть, положения не исправит, потому что она уже сейчас не упоминает меньшинств в своих демократических пламенных речах (будучи, конечно же, бирманкой).
Ходят слухи, что бирманская армия следует неофициальному приказу насиловать как можно больше женщин для смешения кровей.
Говорят, что армия, без предупреждения, открывает огонь по мирному небирманскому населения, заставляет детей и стариков рыть траншеи, бесплатно строить дороги и использует их как «живой щит» на минных полях.
Поговаривают, что в 2008, правительство намеренно не оказывало помощи этническим меньшинствам, живущим в Дельте, пострадавшим от циклона Наргис.
Повстанческие армии многих нацменьшинств давно вступили в мирные переговоры с бирманской армией и официально не воюют (впрочем, в штате Качин идет натуральная война).
Но когда однажды мы пришли в деревню переночевать и, шаря фонариком по монастырскому забору, в луче света, вместо искомых ворот, высветили сноп автоматов, то нас быстро подхватили под руки и увели в противоположную сторону, шепотом пояснив, что это не бирманская армия, а армия штата Шан (SSA)
- А что они тут делают?
- Ну...они тут ходят...
- Куда ходят?
- …, - но наш собеседник вдруг забыл английский язык.
Идеологические возжи отпустили в 2011. Но в стране до сих пор не существует ежедневной газеты. Традиционно цензорам нужна была неделя для того чтобы прочитать и запретить. Но, главное, в стране отсутствует инфраструктура (т. е. дороги), которая позволит распространять ежедневную газету. Из еженедельных, пониманию доступных есть англоязычная «The Myanmar Times» (где половина редакции - иностранцы, судя по именам).
Умеющий читать между строк, много интересного из нее почерпнет.
Газета извиняется за то, что в издании от 20 декабря использовала фото разбившегося мотоциклиста в качестве иллюстрации к заметке о ковровых бомбежках в штате Качин.
Женщины в Бирме получают все больше прав! Пример: Ма Кин Хнин Вай, 43 года, начала свою, ломающую привычные стереотипы, карьеру в 2007. Она работает трикшей (таксист - велосипедист) с тех пор как умер ее муж. Работа начинается в 5 утра и заканчивается в 9 вечера. Заработки за день - около 4000 чат (>5 долларов). За аренду, она ежедневно платит владельцу велосипеда 700 чат.
Правительство разрешило монахам (сняло запрет) содержать в монастырях ВИЧ пациентов, т. к. в больнице они подвергаются дискриминации.
Демократическая партия NLD провела аукцион на котором продала два шерстяных свитера, связанных Ан Сан Су Чи в годы домашнего ареста. Партия заработала 122 тысячи долларов.
(фото одного из свитеров прилагается - с розой на груди)
С 31 января покупатели в супермаркетах Янгуна смогут оплачивать покупки банковскими картами Visa
В штате Шан падают показатели чайного производства! Причина в нехвататке рабочих рук. Во всем виноваты китайцы - они женятся на паланганских женщинах, традиционно работающих на чайных плантациях в штате Шан. Возможно, китайцы делают это намеренно, потому как хотят подорвать производство бирманского чая, а вместо этого ввозить и производить китайский.
Колонка светской хроники: «Многим жителям Янгуна 2012 год запомнится, как год Великого Противостояния Пиццы с Ветчиной - Пицце с Ананасом».
Всякий приезжий в Бирме читает роман Джорджа Оруэлла «Дни в Бирме».
Избежать чтения не возможно, даже если человек книги терпеть не может.
В Бирме вам этого Оруэлла, за два доллара - фотокопия оригинальной книги на английском, французском, немецком или итальянском - будут втюхивать на каждом углу все: и продавец арахиса и буддийскоий монах. А если вы будете отказываться: «Я - слепой», то вам предложат за доллар прочесть эту книгу вслух (шучу, но только наполовину). За пределами Бирмы я не много людей знаю, кто читал бы этот роман (все больше «Скотский хутор» да «1984»). Даже думаю, что за пределами страны читать его бессмысленно. Чтение это требует исторической и географической эрудиции, а главное - опыта, без которого не понять всей тяжести бирманской жары, в которой, захлебываясь в алкоголе, кончает жизнь самоубийством главный герой-англичанин Джон Флори.
В этом, не самого высокого литературного качества романе, бирманские герои злы и коррумпированы, британцы - расисты (все кроме главного героя, а он - слабак), страна - жестока.
Оруэлл, как известно, пять лет прослужил в Бирме в 1920х гг. и из страны практически сбежал. В «Днях» Бирма отнюдь не положительный герой, но парадокс заключается в том, что именно эта книга в Бирме стала главным сувениром для всех туристов.
На лицо недостаток актуальной художественной литературы о Бирме!
Впрочем, надежда есть, о чем мы узнаем из газет:
«Режиссер Ю Кяу Тю пишет сценарий, основанный на реальных жизненных историях, услышанных им во время работы в Обществе Бесплатных Похорон (Free Funeral Service Society).
Общество было основано режиссером в январе 2001 года, для того чтобы помогать беднякам, которые не могут заплатить за похорон. В связи с гуманитарным активизмом, последние 6 лет у режиссера не было времени для творческой работы» (ремарка: в 2007 году правительство запретило Ю Кяу Тю работать в кино-индустрии после того как он пожертвовал еду монахам, участвовавшим в Шафрановой Революции).
Пример ОБП истории:
Мать собрала мальчика в школу.
Мальчик вышел из дома на улицу и побежал.
В окно мать увидела, что мальчик споткнулся в луже, упал и не двигается.
Мать бросилась к мальчику, хотела его поднять и.. тоже умерла.
Оказалось, что в луже лежал электрический провод.
«Режиссер рассказал нашей редакции, что его очень вдохновляют истории жизни людей, которые он узнал в Обществе Бесплатных Похорон».