индия. травелог.часть 4

Feb 11, 2013 17:44





Вишак - марксист в полосатых брючках, 26-ти лет, с чубом и черными глазами. Выкуривает по пачке сигарет в день и снимает свой второй короткометражный фильм. У него есть девушка, на которой, по плану, он женится через 7 лет. К тому времени Вишак снимет первый полнометражный фильм и заявить о себе в малаяламском кинематографе (малаялам - один из официальных языков индийского штата Керала).
  От семьи девушки свои отношения пара скрывает:
- Я не могу позвать ее замуж пока не накоплю денег на дом. Ее родители - христиане и не позволят ей жениться на бедняке из семьи индуистов. Мне проще, во-первых, я - атеист, а, во-вторых, мы, индуисты, принимаем любых богов.

Двоюродная тетка Вишака содержит семейный храм. Он пристроен к дому с противоположной от хозяйственных сарайчиков стороны. При необходимости, любой член семьи может заказать в этом храме молитву-«пуджу». Единственное условие - оплатить расходные материалы на воду, масло, цветы, благовония и «прасад» - угощение для богини. Прейскурант прилагается.

- Сегодня мать заказала пуджу на 500 рупий, для того чтобы сьемки моего фильма прошли благополучно. Я не верю во все это, но обижать мать не хочется, поэтому мы решили так: бюджет моего фильма 10 тысяч рупий <1400 евро> и я пожертвую богине 500.

- Нас наверное около тысячи человек в семье, если сосчитать всех дальних-предальних родственников, и все мы традиционно молимся этой богине. Уж я не помню кто ее выбрал для нашей семьи, кажется прапрадед. Отвечая на твой вопрос, да, теоретически, богиню можно сменить: «откупиться» от этой и «пригласить» новую, но это очень дорогие ритуалы, да и зачем?

Пуджу проводит брат, женщины возятся с цветами и лампадками; Вишак топчется перед входом в храмовый дворик, но порог не переступает:
- Не могу, хоть мать и злится, но я сегодня мясо ел - мне туда нельзя.

В финале пуджи, брат выносит блюдо прасада, собственноручно им приготовленного из риса. После того как прасад был предложен богине, его доедают все присутствовавшие при пудже (всем достается по пальмовому листу угощения, а нам, белолицым, по алюминиевой плошке с ложкой).

- Вкусно? Это «фирменное» блюдо нашей богини, - обьясняет кузина Вишака, - она любит рис с пальмовым сахаром, а вот тот, который живет в саду...он больше любит манго!

Выясняется, что в дальней части сада, под пальмами спрятаны еще два алтаря.
  Один алтарь для того, «который любит манго» - это дух-божество, который может помочь в занятиях черной магией. К его услугам давно не прибегают, но, на всякий случай, подкармливают раз в год.
  Второй алтарь был установлен несколько лет назад по рекомендации приглашенного для большой пуджи брахмана, который обнаружил в саду беспризорного духа католического священника, жившего когда-то где-то поблизости. По совету брахмана, католическому духу тоже соорудили алтарь... на всякий случай.

…...........................



В индийском штате Керала коммунистическое правительство. Это самый густонаселенный штат страны и 90 процентов его населения грамотны (при среднеиндийской норме в 56 процентов).

В Керале Сталин, Ленин, Маркс и Энгельс, по популярности, могут соревноваться с Ганешем, Вишной, Шивой и Кришной. Впрочем, в городе Гуруваюр соблюдается равновесие: на базарном заборе портреты Сталина в профиль (а за ним, силуэтным росчерком бородатая троица), а на площади - памятник Гаруде, «ездовой птице бога Вишну».

В центр жизни Гуруваюра (сразу за штабом партии) - храм Кришны, один из богатейших храмов Индии.
А в нескольких километрах от Гуруваюра - слоновник «Пуннатхур-котта», знаменитое в Керале слоновье святилище и тренировочный центр одновременно. 64 слона и их погонщики-махуды живут на территории старого дворцового комплекса. Слонов тренируют принимать участие в многочасовых торжественных процессиях по случаю различных храмовых праздников и по очереди нести караул у храма Кришны.

Колонны задней и передней ног прикованы к деревьям толстыми цепями. Слон бьет ритм ушами и методично пожирает из кучи зеленых веток перед ним. Сбоку, за правым ухом, к слону, - как к забору - прислонена длинная жердь; это - обманка, создающая для слона иллюзию присутствия махуда рядом. Махуды режутся в карты в тени кустов.

Впрочем, трюк работает не со всяким слоном. Знаменитый гуруваюрский слон Кешавар был очень умен, без подсказки махуда, он вел колонны слонов на парады и без тени усталости выстаивал многочасовые наряды при храме Кришны. Об этом слоне слагали легенды. Кешавар был так предан Кришне, что даже когда умер, то был найден лежащим головой в сторону храма. Умер слон Кешавар 2 декабря 1976 года.
Потом про него сняли кино и поставили памятник (рядом с памятником Шиве, недалеко от штаба коммунистической партии). Памятник - из раскрашенного бетона, в натуральную величину.

….............................




Чтобы увидеть «тэйем» пришлось встать в 3 часа утра. Рикша, закутанный в одеяло от утренней росы, за 40 минут «домчал» до нужной деревни и, указав на скопление народа у гигантского костра, на площадке перед маленьким храмом. Храм был утоплен в холм так, что храмовую площадку с трех сторон амфитеатром очерчивали ступени. На ступенях, сняв обувь, сидели жители деревни. На нас никто не обратил внимания - индийские мужчины, женщины и дети завороженно снимали на камеры мобильных телефонов древний ритуал.

Тэйем - это многочасовое действо, которое несколько тысяч лет подряд можно наблюдать с октября по май в некоторых деревнях северной Кералы. Теймы - ожившие боги и их истории, разыгрываемые специальной театральной труппой, которую деревня приглашает раз в год. Предполагается, что тэйем - результат сосуществования местных неолитических древних ритуалов и позже появившегося индуизма. В процессе действия, актеры перевоплощаются в самих божеств и в ритуальной чистоте и трансе становятся божественными инкарнациями. В реальности этого перевоплощения не сомневается никто и к актерам в состоянии божества подходят за благословением. При том, что актеры всегда принадлежат к низкой касте, за благословением к ним, как к божествам, подходят и брахмины.

Под барабанную дробь и визг специальной дудки, истекающий потом тэйем, весь в красном, стонет, трясется и сучит ногами, обвязанными колокольцами. Он рвется к костру, но его держат под руки двое полуобнаженных мужчин в белых дхоти. Видно, что им трудно удерживать тэйем, он очень силен, на губах поступает пена. Третий мужчина держит перед лицом тэйема красную тряпку, закрывая от тэйема вид костра. Актер в трансе хватает руками пламя горящих факелов, он - божество, которое не может смотреть на огонь, как только увидит так сразу в него и бросается.

У каждого божества своя легенда, грим, сложный и очень тяжелый костюм, маска и многочасовой танец под барабанную дробь. Костюмы и истории строго регламентированы, например историю одной из богинь рассказывают ровно 11 часов и ни на полчаса больше или меньше. Всего известно около 400 ролей - тэйемов.
Ритуал длится до 24 часов, иногда и дольше. Количество божеств, истории которых будут рассказаны зависит от запросов и материальных возможностей деревни.

- В этом году мы смогли собрать денег на 5 тэйемов, - обьясняет улыбчивая индусская соседка по ступеньке, - Это не дешево, надо взять в аренду свет и готовить прасад для всех. Тэйем с огнем очень дорогой: подожди - увидишь как в конце, тэйем будет кидаться в костер, а мужчины будут его оттаскивать, это будет страшно! Но, вообще, тамариндовое дерево для такого костра дорогое и этот тэйем в деревнях сейчас редко заказывают. Но мы всегда заказываем. Я в эту деревню вышла замуж 12 лет назад и у нас всегда есть тэйем с костром - это очень полезно для деревни, много благодати принесет.

Соседка извиняется, выключает телефон и идет занять очередь на благословение тэйема.

….......................



Ну и моя любимая история про синкретизм по материалам местной прессы:

В штате Бенгали, в национальном парке Сандерабан встречаются тигры-каннибалы. Местное население (рыбаки и сборщики меда)- «фифти-фифти» мусульмане и индуисты - вот уже лет 10 вместе молятся о защите от тигров «многофункциональным» божествам, сестре и брату по имени Бонбиби и Шах Джонгли. В мангровых деревнях, на алтарях, украшенных гирляндами цветов стоят раскрашенные скульптуры божеств: улыбчивые женщина, мужчина и тигр, оскаливший пасть. Согласно легенде, брат с сестрой - дети суфия факира Ибрагима и были присланы в Сандерабан архангелом Гавриилом из Аравии, для выполнения священной миссии - защиты местного населения от происков Раджа Дакшинрая, кровожадного Бога-Тигра.
….............................................
На том пока с Индией и завершим.
Да существуют в мире Кришна, Маркс и Энгельс, боевой орел Вишну, аравийские дети суфия и мудрый слон Кешавар.


Previous post Next post
Up