Режиссер Петр Фоменко: «Единомыслия не бывает даже на похоронах»
Одним из самых заметных событий международной театральной школы стали мастер-классы, которые дали будущим звездам подмостков и сериалов мэтры отечественной режиссуры. Одним из первых со студентами поговорил Петр Фоменко. Мы тоже решили послушать Петра Наумовича. Тем более что мысли этого парадоксального режиссера, почти не общающегося с прессой, интересны не только будущим актерам.
Об ошибках прошлого
- Ничто из прожитой жизни не стоит вычеркивать. Прожитая жизнь - это багаж, который нужно сохранить. Если встретишь новую любовь, это не значит, что надо забыть о прошлой женщине. Как это можно?! Все утраты, ошибки, неудачи, иногда поражения бывают дороже успехов. Правда, лимит неудач очень жесткий и короткий по времени. Надо успеть наошибаться в молодости.
О единомыслии
- В театре нет единомыслия. В театре возможены сговор, уговор, договоренность. Почему я не верю в единомыслие? Потому что его не бывает даже на похоронах.
Был у меня друг-режиссер, который говорил, что вся его режиссерская жизнь была соткана из уходов. Он уходил из разных театров, потому что у него не получалось добиться договоренности с коллективом. И он был прав, что уходил. Зачем душой кривить? Если не получилось один раз, два, три, значит, надо искать дальше, там, где получится. Разве то же самое не бывает в любви или в семье? Что-то разлаживается в отношениях, и люди расстаются. Другое дело, что очень трудно прощаться с тем, кто дорог.
Вы меня спрашиваете, как я работаю с артистами? Какой способ работы выбираю? Все зависит от индивидуальности. Природа дарования, так же, как и природа обаяния, - это как деньги. Либо они есть, либо нет. Ну а самый лучший способ определить, как действовать, - это зайти в тупик. Человек, который мучительно задает себе вопрос, что делать, уже начал преодолевать трудности.
Об учебе
- Учиться надо не только у тех, кто к вам приходит: у профессуры и разных златоустов... Учиться надо друг у друга, может быть, даже больше, чем у педагогов.
Когда я учился в школе, у нас была такая присказка. На просьбу посоветовать, что делать, мы отвечали: «Не советуй, заклей рот газетой». Конечно, я могу рассуждать с вами на тему: с чего начинать, какие символы веры есть в нашей работе. Но что от этого толку? У меня самого больше вопросов, чем ответов. Особенно сегодня берет оторопь - на грани эпох. Сейчас особое время, которое связано для России со свободой. Как с этой свободой поступать, мы часто не знаем. Эта свобода требует колоссальной ответственности культуры. Культура - это не багаж знаний. Это то, что каждый день обретается.
Любите учебу, она вас может спасти даже в тупиковой ситуации. Учеба - это колоссальная потребность в восприятии, интерес к другим людям и к тому, что происходит вокруг. Это очень непросто, я этим интересом не обладал. Он появился, когда я стал педагогом. Или преподом, как сейчас говорят.
Анастасия ПЛЕШАКОВА
Фото автора
Источник