‘Война и мир. Начало романа. Сцены’: свет и своя трагическая нота.
23 мая в рамках Сезонов русской культуры пройдет ереванская премьера спектакля "Война и мир. Начало романа. Сцены" Московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Прославленный спектакль, лауреат трех премий "Золотая маска", уже был показан в восьми странах, в том числе в США, Франции и Германии. В Ереване жизнь героев бессмертного произведения Л.Толстого развернется на сцене Национального академического театра им. Г.Сундукяна. Здесь мы не увидим смерти князя Болконского и счастливого замужества княжны Марьи; Пьер Безухов не попадет в плен к французам, а Наташа Ростова не приедет на свой первый бал. В спектакле представлена только первая часть первого тома «Войны и мира», которую можно условно разделить на 3 части: Санкт-Петербург, Москва, Лысые горы. О своем восприятии спектакля и его героев в интервью АрмИнфо рассказали исполнители главных ролей Заслуженная артистка РФ Галина Тюнина (княжна Марья Болконская, Анна Павловна Шерер, Графиня Наталья Ростова) и Илья Любимов (князь Андрей Болконский).
Галина Тюнина.
Княжна Марья
Глубину княжны Марьи очень трудно и, даже думаю, невозможно выразить. Здесь отбор выразительных средств должен быть минимальным. В тоже время, при внешнем минимализме держать внутренее содержание достаточно сложно. По сей день для меня эта задача практически невыполнимая. Если что-то и получается (секундами и минутами), с каждого нового спектакля приходится все начинать с начала. Это бесконечный путь, но эта роль настолько богата своим внутренним светом, своей жизнью, что она помогает тебе. Именно она тебе, а не ты ей. Основная сложность - неуловимость ее черты характера. У нее нет какого-то одного проявления. Несомненно, самое главное проявление - это ее жизнелюбие. Оно присутствует в любом персонаже, именно оно всегда самое неуловимое и самое сложное, как палитра.
Графиня Наталья Ростова
Это мама. В ней есть бесконечная любовь и бесконечная тревога за все происходящее. Наверное, это сочетание нежности и силы есть в любой матери. Наталья Ростова - женщина, способная удерживать равновесие, и удерживать иногда взаимотталкивающие вещи. И при этом все объять любовью и жить этим.
Перевоплощение
Помогает в этом не только сам автор, но и роль. Просто нужно искать в книге, а не в себе.
Прототипы
В жизни прототипов своих героев я не встречала, но мне кажется, что эти черты есть в каждой женщине, просто это надо увидеть.
Начало романа
Здесь заложено все. Если быть внимательным, то в первой части можно увидеть и будущее княжны Марью, и гибель Андрея Болконского, и судьбу семьи Ростовых. Во всех этих судьбах есть свет и своя трагическая нота. Но не обреченная и не унылая. Думаю, что самое правильное ощущение от спектакля - это вернуться к произведению Л.Толстого и перечитать его.
Илья Любимов
Князь Андрей Болконский
Это несчастный человек, бездарно проживший свою жизнь, и безвестно канувший, не оставивший после себя ни-че-го, кроме сына. Это история колоссального мужского заблуждения, когда мужчина живет без любви, без веры, без Бога, одержимый своим тщеславием и гордыней. Это история заблуждения одного прекрасного красивого человека.
Конец романа. Духовное развитие героя.
В некотором смысле я играю своего персонажа компрессированно (с разрешения Петра Наумовича Фоменко). Я делаю небольшой курсив в жизнь Андрея Болконского, и, в принципе, чтобы понять героя, необязательно показывать всю его жизненную историю. Зрителю и так вполне дается понять, что этот человек без будущего, что это уже мертвый человек. В спектакле вся масса романа сконцентрирована в три начальные сцены. Мы пытались показать тот ужас, который творится вокруг нас - пусть даже в рамках этих внешне пасторальных семейных сцен.
Отрицательный герой?
У Толстого положительным героем был Пьер Безухов. Антиподом ему дан князь Андрей - человек много думающий, мыслящий, глубоко несчастный, не в состоянии сделать счастливым никого. Это не совсем положительный персонаж у Толстого, не мрачный, а именно заблудший.
Князь Андрей - человек без будущего?
Оглянитесь вокруг нас. Здесь 50% людей без будущего. Однако это не то что не звучит страшно, но и выглядит как раз хорошо.
источник
Директор театра 'Мастерская Петра Фоменко': Уверен, что через творчество, через культуру Армения и Россия смогут стать ближе друг к другу
АрмИнфо. С 21 по 28 мая в Ереване пройдут гастроли Московского театра <Мастерская Петра Фоменко>. 23 и 24 мая на сцене Национального академического театра им. Г.Сундукяна пройдет спектакль "Война и мир. Начало романа. Сцены", а 26 и 27 мая в стенах Государственного русского драматического театра им.А.Станиславского - "Семейное счастие".
<Мы тщательно готовились к гастролям в Армении, долго выбирали спектакли, которые будут представлены армянскому зрителю. Я уверен, что именно через творчество, через культуру наши страны смогут стать ближе друг к другу. После развала СССР мы все пережили немало горьких минут. Можно сказать, что до сих пор мы зализываем раны. В этом смысле спектакли, которые мы покажем, их идея актуальны как никогда. <Семейное счастие> - это история о том, как трудно сохранить семью, не жить холодной и пустой жизнью вне человеческих отношений. "Война и мир. Начало романа. Сцены" развивается на фоне тяжелых раскатов войны, перспективы потери детей, с которыми связываются наши надежды, наше будущее и наша старость>, - рассказал директор театра <Мастерская Петра Фоменко> Андрей Воробьев на состоявшейся сегодня в Ереване пресс-конференции. Исполнительница главных ролей в обоих спектаклях Галина Тюнина отметила, что театр в первую очередь представляет не исторические спектакли, а автора - Льва Николаевича Толстого. <Неслучайно нас называют <театром книги>, то есть театром, апеллирующим словом>, - заметила она. Г.Тюнина подчеркнула, что "Война и мир. Начало романа. Сцены" и "Семейное счастие" - абсолютно разные по жанру спектакли. По ее оценке, наиболее сложным как для игры, так и для восприятия является <Война и мир>. Кроме того, он длится чуть больше 4-х часов, что, по словам Г.Тюниной, в наше время не модно. Несмотря на то, что оба спектакля уже не первый год являются жемчужинами репертуара <Мастерской Петра Фоменко>, актеры не считают свое участие в нем <игрой в одно и тоже>. <Спектакли постоянно обновляются и меняются. У Петра Фоменко упор делается на работу: мы кропотливо пытаемся перенести спектакль на новую сцену, чтобы не было утрат. Если же без потерь все-таки не обойтись, то следует их расценивать как приобретения, полученные спектаклем от новой сцены. Что касается долгой жизни постановок, то в качестве примера могу привести спектакль <Волки и овцы>, который периодически мы пытаемся снять с репертуара. Однако, вопреки мнению Петра Фоменко, спектакль из года в год собирает полный зал. Как видите, жизнь спектакля определена вниманием зрителя>, - сказала актриса.
Спектакли "Война и мир. Начало романа. Сцены" и "Семейное счастие" (оба по произведениям Льва Толстого) уже не первый год продолжают свое триумфальное шествие на театральных подмостках России и стран Европы. "Война и мир. Начало романа. Сцены" - обладатель трех премий "Золотая маска"; "Семейное счастие" внесен в рейтинг 100 лучших мировых постановок ХХ века. Актерско-режиссерский курс П.Фоменко в ГИТИС-е получил статус театра еще в 1993 году. Название возникло само собой: просто слово "мастерская", коим в ГИТИСе именуется каждый курс, из прозвища стало именем. Всего за годы своей деятельности Петр Наумович поставил более 60-и спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Вроцлава, Зальцбурга и Парижа. В копилке режиссера - более 10 премий. В 1993 году он был удостоен звания Народного артиста России.
Напомним, что 23 апреля состоялась подписание протокола о проведении в Армении <Сезонов русской культуры>. Под документом свои подписи поставили министр культуры РА Асмик Погосян и руководитель федерального агентства РФ по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Протокол предусматривает проведение ряд мероприятий, в числе которых - и гастроли театра <Мастерская Петра Фоменко>. Ожидается, что золотая осень преподнесет ереванцам подарок в виде спектакля <Гамлет> театра МХАТ им.А.Чехова.
источник