Оригинал взят у
roman_rostovcev в
ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ. ФАКЕЛЫ!Со второй половины 1862 года блокированный цинскими войсками Нанкин снова становится основным районом действий тайпинов. 6 августа Ли Сючен созывает в городе Сучжоу (80 км к западу от Шанхая) общее совещание генералитета тайпинской армии, чтобы обсудить вопрос обороны столицы «Царства небесного». Лучшему полководцу тайпинов удалось временно погасить разброд и шатание в среде тайпинских командиров. 14 сентября 1862 года их соединённые войска численностью до 100 000 человек под общим командованием Ли Сючена начали покидать приморские провинции и выдвигаться на запад - к Нанкину.
В середине октября тайпины атаковали войска Цзэн Гофаня, которыми под Нанкином командовал его брат Цзэн Гоцюань. Цинские части, окружавшие столицу мятежников, попали в весьма сложное положение, к тому же в это время в их рядах свирепствовала эпидемия холеры.
Три месяца у столицы «Царства небесного» с переменным успехом шли жестокие бои. 27 октября войска империи Цин нанесли контрудар и разгромили несколько тайпинских полевых лагерей. Однако уже 3 ноября отряды под личным командованием Ли Сючена атаковали сильные полевые укрепления противника на окраинах Нанкина. Атаке предшествовал взрыв фугасов в подкопах под цинскими укреплениями. Тем не менее, ни одна из сторон не достигла решающего успеха, и ситуация под Нанкином приняла форму затяжных, почти позиционных боёв. Весь декабрь 1862 года Ли Сючен, пользуясь снегопадами и непогодой, пытался рейдами отдельных крупных отрядов по тылам цинской армии отрезать её основные части от тыловых баз снабжения.
Цзэн Гофань несколько раз рассматривал вопрос о снятии осады с Нанкина и отводе войск. Пекинское правительство не присылало ему подкреплений, но категорически запрещало отводить войска от столицы тайпинов. В феврале 1863 года Цзэн Гофань лично прибыл в действующую армию. Он справедливо отметил, что не имеет сил для штурма Нанкина, но и тайпины уже неспособны снять осаду со своей столицы.
Тем временем армии Ли Хунчжана и Цзо Цзунтана при поддержке англичан и французов практически очистили от тайпинов богатые приморские провинции. Резко ухудшилось положение и на периферии тайпинского «государства», где полыхали восстания и мятежи. В марте 1863 года на северном берегу Янцзы, в сотне километров к северо-западу от Нанкина, у городка Чжихэцзи (провинция Аньхой) монгольский князь Цэнгэринчи, недавно разбитый англо-французами под Пекином, разгромил самую крупную армию повстанцев-няньцзюней, истребив более 20 000 мятежных крестьян. Командир этой повстанческой армии Чжан Лосин попал в плен и был казнён.
Стоит сказать несколько слов о восстании няньцзюней и напомнить читателю о том, что в годы тайпинской войны весь Китай был охвачен восстаниями и мятежами, зачастую совершенно независимыми от тайпинов. Восстание няньцзюней в северном Китае в 1851-1864 годах стало наиболее продолжительным по времени и самым широким по размаху после тайпинского. Оно охватило десять китайских провинций, расположенных к северу от Янцзы.
Происхождение термина «Няньдан» (дословно - «союз факельщиков» или «партия факельщиков») связано со старинным религиозным обрядом, при котором крестьяне в дни празднования нового года повсеместно зажигали факелы с целью изгнания злых духов. Впоследствии эти сборища крестьян стали выливаться в антицинские демонстрации, а обычай зажигать факелы был заимствован организаторами тайных союзов в качестве опознавательных знаков для сбора своих людей. Само слово «нянь» означает жгутик, лучину, факел, а «дан» - партию либо иное политическое объединение, поэтому в русской исторической литературе эти повстанцы стали известны как «факельщики». Вступление в союзы «Няньдан» было запрещено маньчжурским правительством под страхом смертной казни.
Восстание «факельщиков» началось в 1853 году с выступлений отдельных отрядов в северных районах провинций Аньхой и Хэнань. Вскоре во главе восставших встал Чжан Лосин - разорившийся торговец солью, который объединил разрозненные отряды в одну большую армию, получившую поддержку нищих крестьянских масс. Своё войско Чжан Лосин по примеру армии маньчжуров разделил на пять цветных знамён (чёрное, жёлтое и другие), а также учредил должности заведующего казной («цзунму»), начальника по военным делам («сыма») и командующего боевыми операциями («сяньфын»).
Сам Чжан Лосин носил титул Мин-вана - «Царя приказов». Тайпинского «Царя небесного» он не признавал, его приказам не подчинялся, но периодически воевал против империи Цин в союзе с отдельными отрядами тайпинов. С марта 1857 года Чжан Лосин поддерживал оперативный контакт с Ли Сюченом.
Отряды няньцзюней насчитывали несколько сот тысяч человек. Но, в отличие от тайпинов, «факельщики», так и не создав регулярной армии и устойчивой власти, оставались повстанческим и партизанским движением с соответствующей тактикой, напоминая «махновцев» или «зелёных» времён гражданской войны в России. Пока китайцы Цзэн Гофань, Ли Хунчжан и Цзо Цзунтан воевали с тайпинами, монгол Цэнгэринчи боролся против няньцзюней - китайских «махновцев».
Даже после казни своего вождя Чжан Лосина «факельщики» не прекратили боевых действий - командиром их отрядов стал сын казнённого Чжан Цзунюй. Тем не менее, с разгромом основных сил няньцзюней (к лету 1863 года) положение на северном берегу Янцзы и подступах к Нанкину стало для тайпинов ещё более тяжёлым.