Оригинал взят у
vikond65 в
Встреча на Эльбе Ровно 470 лет назад, 24 апреля 1547 года, на берегу Эльбы, у городка Мюльберг, произошло первое крупное сражение эпохи религиозных войн между католиками и протестантами. Армия императора Священной Римской Империи Карла Пятого (он же - испанский король Карлос Первый) наголову разгромила объединенную протестантскую армию курфюршества Саксония и ландграфства Гессен.
При этом оба протестантских главнокомандующих - саксонский курфюрст Иоганн-Фридрих по прозвищу Великодушный и гессенский ландграф Филипп (что интересно - тоже Великодушный) попали в плен и более пяти лет просидели в имперской тюрьме. Впрочем, им еще повезло, поскольку из 15 тысяч участвовавших в бою протестантов уцелело лишь восемь тысяч, а остальные либо погибли сразу, либо получили тяжелые ранения, после которых в те времена мало кто выживал.
К началу сражения имперская армия находилась на западном берегу Эльбы, а протестантская - на восточном. Имперцев было значительно больше - 25 тысяч пехотинцев и 4500 всадников против 12 тысяч пехоты и трех тысяч кавалеристов. Однако река в это время года считалась непроходимой и мостов на ней не было. Поэтому гессенцы и саксонцы считали себя в безопасности, но на всякий случай расставили вдоль берега аркебузиров.
Казалось, имперцам ничего не светило, но какой-то предприимчивый крестьянин, хорошо знавший местность, за двух коней и сотню дукатов показал командующему имперской армии герцогу Альба брод, по которому могла пройти конница. Усевшись по два человека на лошадь и стараясь не шуметь, солдаты императора в утреннем тумане начали переправу. Аркебузиры заметили врагов слишком поздно и успели дать только один залп, прежде чем выбравшиеся на берег и частично спешившиеся всадники их разогнали.
Залп был услышан в протестантском лагере, а вскоре туда прибежали уцелевшие стрелки, крича, что католики уже на восточном берегу. В лагере в это время шло утреннее богослужение, на котором истово молились ландграф с курфюрстом и все их офицеры. Попытки отвлечь их от этого душеполезного занятия ни к чему не привели. В религиозном рвении ранние протестанты ничуть не уступали своим оппонентам, а возможно даже превосходили успевших за многие века пропитаться цинизмом и пофигизмом католиков.
Только когда долгая церемония закончилась, курфюрст и ландграф соблаговолили отдать приказы своим войскам строиться в боевые порядки и выступать навстречу противнику, чтобы сбросить его в реку. Но было уже поздно. Переправившиеся имперцы захватили на восточном берегу много лодок и соорудили из них наплавной мост, по которому Эльбу успела форсировать почти вся армия герцога Альбы.
Контратака протестантов была легко отбита превосходящими силами имперцев. Затем католическая армия сама нанесла удар и обратила противника в бегство. Курфюрст и ландграф, а с ними примерно тысяча воинов укрылись в небольшом лесу у городка Фалькенхайм, но входившие в состав императорской армии венгерские гусары и неаполитанские кирасиры достали их и там. После упорной рукопашной схватки Иоганн-Фридрих, получивший ранение в лицо, сдался. Вскоре его примеру последовал Филипп, а за ним и остальные уцелевшие бойцы. Протестантское войско перестало существовать, а имперцы объявили, что их собственные потери не превышали 200 человек, что, впрочем, выглядит довольно сомнительно, учитывая масштабы сражения.
В результате Мюльбергской битвы Саксония и Гессен были раздавлены, оккупированы и лишены своих монархов. Скасонский трон вскоре занял принесший клятву верности императору Карлу дальний родственник Иоганна-Фридриха Мориц. А Гессен еще пять лет оставался без правителя и лишь в 1552 году туда вернулся освобожденный из плена Филипп, которому также пришлось официально признать вассальную зависимость от империи.
Католики всей Европы торжествовали, но радость их была преждевременной. Мюльберг не стал переломным моментом в кровавой борьбе адептов "старой" и "новой" веры. Эта борьба, как известно, продолжалась еще более ста лет и унесла миллионы жизней, а в итоге - завершилась вничью.
На заставке - Карл Пятый вступает в Мюльберг после победы над протестантами. Интересно, что здание, изображенное на картинке, сохранилось в неизменном виде до сих пор.
Испанская пехота и германские наемники императорской армии времен битвы при Мюльберге.
Слева - имперский главком - герцог Альба. Весной 1547 года он был еще относительно молод, как на этом портрете, ему недавно исполнилось 39 лет. А через 20 лет, во время очередной войны с протестантами, он зальет кровью Голландию, о чем ярко написано в известной книге Шарля де Костера.
Справа - имперские кавалеристы, посадив позади себя аркебузиров, форсируют Эльбу.
Раскрашенная гравюра XVI века с изображением начала битвы при Мюльберге. Имперцы под прикрытием стрелков строят наплавной мост. На противоположном берегу художник изобразил протестантские пушки, которых на самом деле там не было. Вся гессенско-саксонская артиллерия находилась в лагере и в итоге сражения досталась имперцам.
Портреты курфюрста Иоганна-Фридриха и сменившего его на троне Морица Саксонского, присягнувшего на верность императору.
Иоганн-Фридрих в тюрьме играет в шахматы с каким-то имперским дворянином. Даже в заключении курфюрст сохранил свою комплекцию, из-за которой он не мог самостоятельно залезть на лошадь и почти всегда ездил в карете. Судя по всему, аристократический пленник не имел проблем с питанием.