Венгерский цезарион

Oct 11, 2016 19:14

Оригинал взят у olgina67 в Венгерский цезарион


Ну что, долги розданы, можно оглядеться - куда же это меня в очередной раз занесло? Mашинка брошена (как потом оказалось) под сенью ратуши, а я пошла на разведку. Город еще досматривал последние сны и небо хмурилось так, что я пожалела о невзятом с собой зонтике.



Hа снимке с воздуха площадь и здание справа, стоящее наискосок, видны хорошо. Вот тут я и приземлилась. В центре площади стоянка, но, похожем, далеко не бесплатная. я поставила коняшку прямо под стенами ратуши и не увидела никаких паркоматов.


"В это время прежде всего новостройки столицы были по всей Венгрии образцом стиля. Пест с примерно 270.000 жителями, самый большой город страны, уже в 1870-1875 новый парламент в стиле неоренессанса, построенный учеником Шмидта - lmre Steindl-ом. В последующие 2 десятка лет последовало строительство ратуш в почти всех быстро растущих городах Венгрии, к которым относились в первую очередь самые важные транспортные узлы на железнодорожных линиях. Стиль неоренессанса представлял с его историческими реминисценциями гуманизм и ассоциацию со временем расцвета итальянских городов. Пожалуй, для либеральной буржуазии всей монархии гармоничный идеал красоты. Ратуши городов Арад, Baja, Cegléd, Kiskéros, Gronardein (Nagyvarad. Oradea), Nyiregyhéza, Oedenburg (Сопрон), Steinamanger (Szombathely) и замок Темеш (Temesvér, Timisoara) получили в зависимости от финансовых возможностей более или менее пышные декорации, как говорили тогда "современного стиля эпохи Возрождения“. Большей частью 1- 2-этажные здания имели кроме опмещений, необходимых для общественного управления, всегда большой зал для гражданских собраний и различных офисов с архивами. Они были построены относительно  скромно и практично, однако имели гармоничные, похожие на дворец фасады , но без башен. В этих новостройках речь шла о чисто административных зданиях, в них еще не были обьединены учреждения с абсолютно разными целями.


Исключение составляет Szombathely. Город имел как резиденция епископа и город школ сильную культурную традицию и был старым торговым центром. Когда в 1865 появилась железная дорога из Вены в Kanizsa и в 1872 линия из Будапешта в Грац прошла через Szombathely, коммуна развилась во многих отношениях в показательный пример быстрой индустриализации и урбанизации с соответствующей инфраструктурой. Новая ратуша в стиле неоренессанса была построена в 1879/1880 по плану Аладжос Хаусцманна, профессор архитектуры в Будапештского университета. В здании был размещен также театр <..........>
Дом комитата/управления округом/ратуша - Megyeháza - в Berczenyi Dániel tér 1 первоначально сооружался в 1775-79 в стиле барокко. В течение следующих лет было произведено несколько важных изменений. В 1820 здание получало еще один этаж и в 1848 классическое боковое крыло. Сегодняшний фасад в стиле эклектики по планам Алоиза Хосзмана возник в 1880. В здании расположены учреждения управления округа. <........>


Университет Западной Венгрии, Савария университетский центр, здание D. перед ним уютно расположился некий памятник.


Даниэль Берженьи (венг. Dániel Berzsenyi von Egyházasberzseny; 7 мая 1776, с. Эдьхазашхетье (ныне медье Ваш на западе Венгрии) - 24 февраля 1836, Никла (ныне медье Шомодь Венгрия) - известный венгерский поэт. Знатного происхождения. Окончил евангелистский лицей в Шопроне. Жил в провинциальной глуши, самостоятельно управляя своим поместьем в Эдьхазашхетье.


На протяжении многих лет не принимал никакого участия в венгерской литературной жизни. В 1817 г. поэзия Берженьи подверглась критике со стороны Ференца Кёльчеи, обвинившего его в применении слов из местного диалекта и отступлении от правил и норм классицизма. Тяжело переживший критику поэт, замкнулся, отошёл от литературного процесса и в течение 8-ми лет ничего не писал. Площадъ носит его имя.


Hапротив здания униврситета державно и монументально возвышается епископский дворец.


Епископский дворец ( 1778-1783) - один из самых прекрасных венгерских памятников архитектуры позднего барокко или т.н. стиля немецкого позднего рококо. Внешняя роскошь У-образного здания сравнима также с его богато украшенными внутреннии помещениями. Среди малых и больших залов на втором этаже глаз радуют особенно импозантная величина, фрески и мебель большого зала. Картины Гризайля в большом зале представляют сцены из истории Саварии. Фрески потолков были изготовлены Францем Антоном Маульберчем (1724-1796), замечательным художником романтисческого стиля барокко. Во дворце неоднократно гостил покойный Карл IV.  <.......>  ( открыт
Маи-Сент Вт-Сб 9-17) Верхние этажи с ценными барочными фресками могут быть осмотрены только с особым разрешением. Sala Terrena на первом этаже открыта для посещений. Она считается первым археологическим музеем Венгрии. Стены украшены фресками Штефана Дорффмайстера (1784). Выставка показывает находки из римского города Саварии, а также из сооруженного здесь замка мадъяров. <..........>

 

Рядом, чуть в тени епископского дворца, словно отступив, слконяя голову, как благовоспитанный подчиненный, стоит Кафедральный собор Сомбатхея Рождения марии (по-венгерски Sarlós Boldogasszony Székesegyház) - это епископская римско-католическая церковь епископства Сомбатхей. В свое время росписи в соборе делал Franz Anton Maulbertsch, это были его последние работы. Но они были утрачены во времай второй мировой войны.


Самой главной достопримечательностью христианского периода в Сомбатхее является самый большой в Венгрии барочный кафедральный собор конца XVIII века. Здание сильно пострадало во время Второй мировой войны, и реставрационные работы в нём идут до сих пор.


С учреждением епископства строительство собственного собора стало в 1777 необходимым. Барочно-классическое строительство началось в 1791 и закончилось в 1797. Тем не менее, работы во внутреннем пространстве продолжались до 1814. Собор испытания Марии находится на бывшем форуме античного римского города Савария.За внутреннее оформление отвечал Мелхиор Хефеле.


Собор - это зальная церковь, которая пресекается в середине поперечным нефом. продольный неф украшен низкими, обрамленными колоннами боковыми капеллами, которые занимают место боковых продольных нефов. 2 стройные колокольни окружают фасад портала на востоке. Внутри находились фрески и лепка Франца Антона Маульберча. Во время Второй мировой войны бомбы союзников 4 марта 1945 разрушили также и собор в 12 ч. 43 минуты. Он восстанавливался в отчетливо упрощенной форме, без великолепной внутренней планировки. Только красно-белая кафедра, а также лучевой венок с ангелами и фигурками ангелочков на сегодняшнем главном алтаре были спасены и использованы повторно. Кафедру изготовил Мартин Румпелмайер (что подтверждено документально). У органа высотой 12 м есть 54 регистра и 4500 труб. В соборе имеется также копия Мадонны Сикстинской капеллы из мрамора Carrara. В соборе размещаются до 5000 человек, он относится к самым большим церквям Венгрии. В 2014 году обновлялись весь фасад и крыша. Адольф Кунк и Lóránd Eötvös повторили здесь ее попытку маятника, которой они доказывали вращение земли.
Ну что епископский дворец еще закрыт -это понятно, но домский собор должен был быть открыт. Пусто. На подходах пусто, и двери закрыты. Поймала спешащую местную тетеньку и на пальцах поинтересовалась - а пуркуа, собственно? Ничего не поняла из ответа, но поспешила в боковой проход вслед за ней. Вот мимо решетки с солидными такими, увесистыми амбарными замками, чтобы уж точно на века.


Заглянула в боковую дверь из-за спин любопытствующих - а там местные Знаменская, Томин и Кибрит собирали отпечатки пальцев. Вот повезло, так повезло.


Здание, достойное быть биржей или королевским дворцом, приютило уездный суд. Заседание продолжается, господа присяжные заседатели!


Епископ Йанош Сцили велел на месте замковой церкви и замка - и частично из - римских руинах построить третью по величине церковь страны, что является основным произведением архитектора Мельхиора Хефеле. Сидящий в кресле бронзовый епископ целыми днями взирает на свое творение. Улица тоже названа его именем.


Епархиальный библиотека особенным ничем не выделяется, но неуловимо гармонирует и с собором,и с епископским дворцом.
Здесь располагалась изначально первая в городе типография. Затем здание присоединили к комплексу семинарии и разместили в пышно оформленных залах библиотеку на 70.000 книг, среди которых множество ценных. Библиотекутоже можно посетить, если заранее озаботитъся и договориться.<..........>
В Революцию 1849 года Сомбатхей поддержал восставших, однако боевых действий в окрестностях города не велось. В 1865 году в город пришла железная дорога, в 1885 году в состав растущего города было включено несколько соседних деревень. (Вот теперь революция стала для меня осязаемой. До сих пор я ее никак не могла поймать за хвост, расплывчатая , как амеба, нечеткая в определении и абсолютно не связанная для меня ни с кем и ни с чем)


После первой мировой войны Венгрия потеряла большую часть своей территории, и Сомбатхей стал приграничным городом. Во время второй мировой войны, как и большинство венгерских городов Сомбатхей подвергался интенсивным бомбардировкам. Город был освобождён 29 марта 1945 года войсками 3-го Украинского фронта. В послевоенное время город был индустриализирован, в нём построен ряд предприятий текстильной, машиностроительной и пищевой промышленности.


Один из районов города «YoshkarOla» назван в честь города-побратима Йошкар-Ола, столицы родственного венграм марийского народа. В свою очередь, в Йошкар-Оле один из районов носит название «Сомбатхей». Микрорайон заложен в 1974 г. под названием Пионерский. Ранее здесь были болота, микрорайон построен на намывных грунтах. В 1975 г. получил название Сомбатхей в честь венгерского города-побратима. В народе Сомбатхеем называют всю заречную часть города до улицы Кирова. Район застроен многоэтажными жилыми домами. <........>


От епископского дворца вниз идет прямая улица - Иштвана Сечени. Судя по табличке на доме, он здесъ каким-то образом наследил.


В центре города находится главная площадь (Fő tér) - любимое место для прогулок горожан.


Fö tér - это главная площадь исторической старой части города. Он обрамлена домами самых разных эпох, от позднего барокко до модерна и современных построек целевого назначения 20-ого столетия. Треугольный Fö tér (главная площадь) - это центр города. Здесь объединены не только городские дома разных стилевых направлений. Здесь стоит также колонна троицы, здесь расположена статуя Джеймса Джойса, здесь увековечены все вехи истории Szombathely и здесь располагаются многочисленные уютные кафе и рестораны. <...........>  Колонна троицы, которая украшает площадъ, относотся к началу 18-ого столетия. Ее постоянное место было раннее перед церковью, только в 2000 году ее перенесли на главную площадь.


В одной из кафешек я, естественно, и приземлиласъ на кофе с тортиком. Вот что венгры у австрийцев научились, так это кофейным обрядам (пляски с бубном не такие яркие, но тем не менее традиции прослеживаются) и разнообразию кондитерских изделий.


Так и не удалосъ мне наити информацию о доме, украшаюшем один из углов главной площади - великолепный экземпляр югендстля, построен уже в 20 веке (судя по тому, что на старых снимках его нет)

 

Джеимс Джоис определил местом рождения отца Блума - город Сомбатхей, местные жители  это оценули и Блумсдей входит в обязателъную ежегодную праздничную программу. И еще одно из памятных мест Джойса оптичено (Триест был вторым. Первое было в Фельдкирхе)


Площадь для такого маленького городка - огромная. Здесъ действителъно естъ где развернуться римским легионерам - красочные шествия в честь даты возникновения города проходят в том числе и здесъ. Проходящий в Сомбатхей исторический фестиваль «Савария» отличается чрезвычайной красочностью. В его программе - музыкальное шествие, огненные игрища, театральные представления. Разыгрываются также сценки гладиаторских битв, демонстрируются народные танцы, желающих вовлекают в винные пиршества.


Построенный римлянами за 45 лет до наступления нашей эры, Сомбатхей пережил разрушительное землетрясение, владычество аваров, посягательства франков, вытесненных впоследствии моравами, он был построен, как форпост священной римской империи на знаменитом «Янтарном пути», протянувшемся от Балтийского до Средиземного моря. Тогда он назывался Савария.


В память о тех временах в августе проводится ежегодный римский фестиваль, во время которого участники надевают костюмы той поры, играют древнеримскую музыку и постановки, устраивают гладиаторские бои. В своё время Савария являлась резиденцией наместника римского императора в провинции Паннония (так называлась тогда эта часть Венгрии) - об этом напоминают руины античного форума, мозаичные полы и остатки римских терм. В городском музее имеется довольно обширная коллекция уникальных экспонатов той эпохи.


О времени до римлян известно мало. Только открытия в течение последних лет позволяют сделать вывод о том, что здесь уже существовало кельтское поселение. Город был основан в 43 н.э. римским императором Клавдием под именем Colonia Claudia Savariensium. Еще до этого император Тибериус соорудил здесь крепость. Расположение города на янтарном пути, на полдороги между Carnuntum (Дойч-Альтенбург) и Poetovio (Ptuj) а также плодородные земли многое значили для цветущего развития города. Вероятно, вскоре вокруг крепости расселились аемонские граждане, которые были известны как коммерсанты. (Аэминский = Тессалийский, и латинская фемина - тетка тессалийская) <.........>


Жители города были в течение римского времени преимущественно ветеранами Легиона XV Аполлинарис, которые были расположены в Carnuntum и оставалисъ здесь после окончания службы с членами семей. Земля была плодородна и предлагала таким образом людям возможность после выбывания из военной службы обеспечить старость. Надел ветерана был примерно 20-30 га, которые ветеран мог застраивать и возделывать с семьей и рабами.


В центре недвижимого имущества и в то же время местожительство владельца была так называемая вилла Rustica, которая часто была оснащена наземным отоплением, ванной и раскрашенными и мозаикой украшенным помещениями. Наряду с Emona (Любляна - Словения) и Scarbantia (Ödenburg / Сопрон - Венгрия) Savaria считается одним из старейших поселений провинции Паннония.


Город развивался очень бысрто и стал центром управления провинции, в котором происходили собрания провинции, но также и центром императорского культа, так как здесь был сооружен также храм для ставших богами римских императоров. Позднее трансформировался в резиденцию наместника и хранилище палаты сокровищ провинции. Опубликованные здесъ императорские предписания и указания античных летописцев подтверждают также частое присутствие римских императоров в городе.


Римляне построили водопровод длиной 25 км, который доставлял питьевую воду и воду для ванн для общественных терм в городе из источников у близлежащих гор. Она полностью проходила в каналах, улицы покрывались огромными камнями базальта, общественные здания были декорированы статуями, скульптурами из камня и мозаиками, жилые дома украшены фресками и гипсовой лепкой.


Savaria была в середине 2-ого столетия типичным римским маленьким городком. Вне городских стен стояли важные здания - на западе и юг находились большие районы святынь. В центре официального кулъта стояли в начале Юпитер, Юнона и Минерва, а также религиозное почитание императоров. От 2. к 3му столетию религия мистерий восточного происхождения приобретала значение все большее и большее: они базировались на сильной эмоциональной связи и обещали счастливую жизнь в потустороннем мире за нравственную жизнь в мире земном.


Египетская Изида, персидский Mythras и сирийский Dolichenus Юпитер почитались, прежде всего. Культ Изиды в Саварии подтверждается с 70ых годов, уже вскоре после основания города. Алтарь Тиберия Юлия Барбиуса стоял определенно уже в святыне Изиды. Святыня Изиды - построена по римской традиции вне городских стен - отчетливо увеличивалась под господством Septimius Severus или Caracalla и украшалась импозантным портиком, передний фасад здания - мраморными скульптурами. Iseum считался не только одним из самых великолепных зданий города, а считается до сегодняшнего дня самым важным восточным культовым местом в Паннонии. Но о святынях - чутъ попозже.


Начиная с конца 3-го столетия христианство быстро распространялось также и в Паннонии и, вероятно, святыня была снесена в течение 370-380 и сооружена на месте поздне-римское зернохранилище (Horreum). Об истоках раннего христианства в Savaria не имеется письменных записей. Первоначально город наказывал, однако, строгими штрафами тем христианам, что отказывали в религиозном уважении императорам.


На площади - а в общем это уже зеленая аллея, в которую плавно перетекает площадъ, полно скамеечек, скульптур и фонтанов. Расслабленное и безмятежное состояние здесъ обеспечено. Солнечные часы в честь Саварии. Когда на небе тучи, ничего, понятное дело, не видно.


На пороге 4-ого столетия Паннония была также местом постоянных преследований христиан. Святой Quirinus, епископ Siscia, который убежал со своей родины в Хорватии, нашел здесь 303 смерть мученика. То, что бегство привело епископа из Хорватии сюда, позволяет сделать вывод уже о большей христианской общине. Следующая важная личность христианского мира увиделасвет в Саварии в году 319: святой Мартин родился здесь как сын офицера расположенной в городе элитной труппы (lancearii Savarienses - кавалеристы Savaria).


После заката Римской Империи много жителей Саварии ударилисъ в бега от гуннов в Италию - по легенде некоторые принадлежат также к учредителям Венеции. Однако, часть осталась в городе и позаботилась о том, чтобы античное название Szombathely сохранилось. После землетрясения 7 сентября 456 известны едва ли записи о развитии города.


Янтарный путъ использовалась вплоть до середины 7-ого столетия и нужно предполагать, что живущие здесь народы (гунны, восточные готы, лангобарды и авары) пытались использовать преимущества этой торговли для себя. Только в конце 8-ого века город начал играть снова важную роль, когда франкский король Карл Великий посетил город - теперь упомянуто название Sabaria -  в 791 во время похода.

 

Вероятно, король хотел посетить место рождения святого Мартина, который почитался уже тогда святой-заступник всей франкской империи. В конце столетия западная трансданубия была аннексирована франкской империей и присоединена в административном порядке к Баварскому княжеству


В 1360 францисканец Джованни ди Сиена со своими братьями из монашеского орденафранцисканцев строил существующую в ее фундаментных стенах еще сегодня зальную церковь в готическом стиле, Церковъ святой Елизаветы. Ранее здесъ находилась больничная церковь, посвященная еремиту святому Антону.


В 1630-ые годы неф перестраивался в стиле барокко, однако, святыня осталась в оригинальном стиле, и до сегодняшнего дня является замечательным готическим памятником архитектуры города. В одном из боковых алтарей можно видеть старейшее изображение окруженного стенами города. Барочное строение особенно бросается в глаза алтарями и кафедрой.


В 900 году западная Паннония попала во владение венгров необитаемая окрестность Саварии еще 50 лет как пограничная зона защищала, разумеется, границы молодого венгерского княжества. В источниках говорится только о приданом Гизеллы. С убывающим значением янтарного пути город также терял влияние и положительные возможности развития.


С 13-ого столетия во владении епископа Györ, Szombathely получал в 14-ом веке городские права. Однако, письмо с привилегиями относится к 1407 году. Szombathely известен со средневековья также под именем Savaria, Sabaria и Steinamanger. В конце 15-ого века город был окружен уже стеной для защиты. Как основание крепости служила римская городская стена, на углах стояли круглые башни. Город имел право проводитъ рынки - в Szombathely минимум пять раз земельный рынок проходил в 16-ом веке: до карнавального воскресенья(Faschingssonntag), в день Георгия, в день троицы, в женский день и в день Андреаса. Большой рынок в честь святого Мартина в день Мартина появился гораздо позже. <.........>


Как резиденция епископа город имел уже в 13-ом веке более 2 церквей: церковь Св. Мартина вне городской стены и церковь Святой девы Марии, также называемую замковой. В 1346 в город прибыли францисканцы и основали больницу для бедных и построили прежде всего капеллу и после этого сцою готическую церковь, которая находилась, как и последующее здание монастыря, вблизи от восточных городских ворот.


Средневековую Св. церковь Мартина и неоднократно перестроенную церковь францисканцев мы видим еще сегодня - замковую церковь велел снести епископ Йанош Сцили при строительных работах собора. Позже в ходе реформации они должны были покинуть город и вернулись только в с началом контрреформации


В квартале от сужающейся Фё тер обнаружилосъ совершенно невероятное здание.


Отель скорее мертв, чем жив и зрелище он собой представляет очень грустное.


И величественное. почему на ум приходят образы из великого Гетсби - не знаю, но впечатление - сильное.


напротив отеля - остатки сохранившегося архитектурного богатства города.


Вот именно в этом месте я почувствовала непреодолимое желание сделать паузу и скушать твикс.


Венгрия

Previous post Next post
Up