Оригинал взят у
george_rooke в
Франция против Алжира, еще одно неожиданное отступление, или "опять испанские терминаторы"Извините, что тяну кота за енто самое, но пока выясняю склоки в руководстве экспедицией, хотелось бы привести пример того, как образцово можно было действовать против берберийских пиратов.
Итак, вернемся на 40 лет назад, в 1612 год.
Сицилией правит герцог Осуна, он там царь и бог, и за свои деньги он создает аналог морских ЧВК, чтобы навести порядок в прибрежных водах, ибо его нападения пиратов ну не устраивают категорически. И тут на сцене появляется только что бежавший во Францию Симон Дансер, или Данцигский, о котором мы говорили, а Виктор Губарев дал по нему исчерпывающую информацию.
Поскольку Генрих IV уже умер, Франция начала сближение с Испанией, ну и собственно один из агентов Дансера прибывает на Сицилию, и говорит Осуне, что тунисские пираты строят большие парусные корабли в количестве 10 единиц, дабы... плыть в Вест-Индию, разграбить ее, и перехватить "Серебряный Флот".
Герцог эту информацию оценил сразу - он приказал снарядить и полностью укомплектовать 6 галер, причем укомплектовать опытными солдатами, и организовать спецоперацию по нападению на Тунис, дабы сжечь на фиг эти корабли. Капитаном галер (командиром отряда) был назначен дон Антонио де Пиментель. По приказу герцога на галеры отобрали самых сильных и рослых гребцов, и укомплектовали их в расчете по 5-6 человек на банку. Тем не менее, Пиментель осознавал, что сил у него мало. И сообщил об этом Осуне. Осуна сказал - надо ковать железо, пока горячо, но тем не менее послал просьбу о помощи дону Альваро де Базану (сыну маркиза Санта-Круза).
Пиментель же, чтобы достичь эффекта полной неожиданности, решил атаковать гавань Туниса... ночью.
В ночь на 15 июля 1612 года галеры Пиментеля появились на внешнем рейде Туниса. Пользуясь темнотой, спустили восемь шлюпок, в которые сели до 100 солдат, вооруженных аркебузами, шпагами, и зажигательными бомбами. Обвязав весла войлоком, солдаты сблизились со стоявшими кораблями пиратов, и начали забрасывать их бомбами и зажженными фашинами. Атака оказалась для корсаров полнейшей неожиданностью - они начали бегать по палубам, прыгать в воду, где их встречали пули, шпаги и ножи испанцев. Кораблям обрубили якорные канаты, и они начали дрейфовать на другие корабли, вызывая многочисленные пожары и сея панику.
Итог - Пиментелю удалось сжечь 7, и захватить один корабль (кстати, груженный 700 бочками чего-то ценного, что потом оценили в 7000 дукатов).
Далее в дело вмешались береговые батареи. Они палили на свет пожаров, и в результате испанцы не пострадали, зато турки накрыли несколькими залпами свои малые суда, идущие на помощь менее удачливым товарищам. Собственно, если верить отчету Пиментеля, от френдли файра пиратов и от испанцев всего было пущено на дно 20 кораблей корсаров, плюс - как мы говорили - 1 корабль захвачен. В 4 утра испанцы отошли к галерам, а днем к ним присоединились 7 галер де Базана. На следующий день объединенный флот напал на Бизерту, сжег там мелкие корабли, высадил десант, пожег и взорвал арсеналы и порох. Потери составили 10 испанцев с одной стороны, и примерно 500 корсаров с другой.
Посчитав свою миссию выполненной, флот взял курс на Сицилию, и у мыса Бон поставил жирную точку - обнаружив заштилевший пиратский бриг, галеры атаковали его пушками и ручными гранатами, и сожгли на фиг вместе со всем экипажем.
Результат - тунисский дей послал к Осуне переговорщиков, ЗАПЛАТИЛ (!!!!! - немыслимое дело!!!) выкуп, и отпустил бесплатно испанских рабов.
Источник: "Великий герцог Осуна и его Флот" Сезарео Фернандес Дуро.