Брюссельское кружево - 2

Jan 28, 2016 14:14

Оригинал взят у olgina67 в Брюссельское кружево - 2


Рука бойцов устала колоть примерно на половине экскурсии по первому маршруту. наверное неудивительно - И информация вспоминается со скрипом, и топографический кретинизм мешает жить, да и тяжело впихнутъ огромный город в рамки одного поста. Поэтому - продолжим.


Площадь Люксембург. Place du Luxembourg (французский) или Luxemburgplein (нидерландский язык) - площадъ в европейском Квартале Брюсселя. Ее чаще называют "площадъ Люкс" или "Plux". На площади расположены в основном рестораны и бары с некоторыми банками и другими розничными услугами, служащими сотрудникам и членам соседнего Европейского парламента, а также других европейских Учреждений и связанных организаций, которые расположены рядом. В центре площади статуя Джона Кокерилла, выдающегося британско-бельгийского промышленника 19-го века, который является копией статуи возле ратуши Seraing в Лъеже. Фигура Кокерилла опирается на наковальню и окружена промышленниками: стеклодувами, механиками, металлообработчик и шахтер. Девиз Кокерилла - труд и интеллект- выгравирован на постаменте.


Джон Кокрил (Кокерил) (анг. John Cockerill) - британский предприниматель, живший во Франции. Родился 3 августа 1790 года в маленьком городке Haslingden, графство Ланкашир. Джон, как и его отец Вильям Кокрил занимался производством прядильных станков. Из-за кризиса в ткацкой промышленности в 1797 году вместе с отцом переехал в континентальную Европу. Несмотря на запрет вывоза технологий механического прядения из Англии, отец Кокрила начал производить прядильные машины на заводе у французского фабриканта. В 1817 году Джон Кокрил и его брат Джэймс приобрели замок в городе Seraing (в настоящее время Бельгия). В окрестностях города находились залежи угля, и было большое количество рабочих рук. Первый король Нидерландов Виллем I попросил Джона Кокрила развить металлургическое производство. Отец и сын Кокрил создали компанию Cockerill-Sambre, которая впоследствии стала частью частью Arcelor. Кокрил построил угольную шахту, домну и начал использовать в металлургии вместо древесного угля кокс. В 1834 году Бельгия начала строить железную дорогу «La Belge» Мехелен-Брюссель. Компания Кокрила поставляла для железной дороги паровозы и другое оборудование.


Place de Luxembourg был центральной особенностью раиона Леопольда, развившегося за первые несколько десятилетий после бельгийской Революции и самого престижного жилого района в большей части 19-го века. Район был разработан в 1830-х, но оригинальный проект не включал условий для вокзала. Когда был построен новый вокзал "Гар дю Картье Леопольд " в 1854, архитектор Антуан Траппенье был уполномочен составить планы относительно большой городской площади, примыкающей к станционному зданию. Rue de Luxembourg была тогда в зачаточном состоянии и площадь была создана как его конечная точка. Площадъ была разработана в неоклассическом стиле, максимально симметрично. Строительство было завершено между 1855-1861. Площадь была популярна среди продавцов и владельцев ресторанов и кафе из-за ее близости к вокзалу. Дом на углу Rue d'Arlon был когда-то домом Огюста Беернара, премьер-министра Бельгии от 1884-1894


Здание Европарламента - самого большого в мире, где принимаются важные и исторические решения Евросоюза, видно из любой точки города. Находится он на площади Люксембург. Именно здесь в середине 19 века английской компанией был построен железнодорожный вокзал (Gare du Luxemburg) для связи Великобритании и Индии.


Глядя на это нагромождение кирпичей и железа (ака стекла и бетона), не верится, что практически за углом укрылся огромный парк. Парков, кастати, в городе очень много.


Парк Леопольда - это парк в Брюсселе в долине Maelbeek, у границы общины Эттербеека и у подножия Европейского Парламента и Королевского Бельгийского института естественных наук. Место, на котором расположился парк - остаток средневековой разбивки. Сегодня за деревьями прячется башня Eggevoorde 15-ого столетия. Парк Леопольда величиной примерно 6,4 га и находится на юге Европейской четверти Брюсселя, к востоку от Espace Леопольд. История этого парка начиналась в 1851, когда из области, которая принадлежала королевскому институту зоологии сделали зоопарк. Парк оформлен в стиле Английских садов, использовался в это время также для праздников и концертов под открытым небом. Там имелся каток, экзотические животные, теплицы и другие курьезы. В 1854 Альфонс Балат, придворный архитектор Леопольда II, спроектировал маленький зимний сад, где разместил огромную водоросль влажных джунглей Амазонки. В 1877 парк был передан городу Брюсселю и по поводу 50-ой годовщины независимости переименован в парк Леопольда.


Королевские музеи искусства и истории тоже скрываются на территории парка.


Парк Пятидесятилетия (фр. Parc du Cinquantenaire, Jubelpark) - популярное место отдыха брюссельцев. Его история началась в XIX столетии: после революции 1830 года Брюссель как столица нового самостоятельного государства активно благоустраивался, расширялись границы города и образовывались новые кварталы. На месте будущего парка находился полигон Национальной гвардии, он занимал много места и мешал развитию пригорода.


Король Леопольд II посчитал, что именно здесь, на территории между Королевским парком и замком Тервюрен следует разбить парк и возвести дворец. В 1875 году бельгийский архитектор Жедеон Бордьё, возглавлявший городские работы по благоустройству, предложил проект площади с парком и музейным комплексом. К празднованию юбилея два крыла дворца были готовы.


В 1888 году в Брюсселе прошла Международная научно-промышленная выставка, в честь которой была построена Колоннада, а два года спустя Бордьё начал возводить триумфальную арку. После смерти архитектора, её доработал и закончил французский мастер Шарль Жиро - в 1905 году, к семидесятипятилетию независимости Бельгии.
Трёхпролётная триумфальная арка (Arcades) привлекает своим скульптурным оформлением, в создании которого поучаствовали самые известные бельгийские мастера начала XX столетия. Венчает арку бронзовая квадрига «Брабант с национальным флагом» работы Тома Вансотта и Жюля Лаге. Аллегорические фигуры остальных восьми провинций расположились у подножия колонн. В самой же колоннаде находится мозаичное панно площадью 360 кв. м, прославляющее «мирную и героическую Бельгию».
Из архитектурных сооружений особый интерес представляют: мечеть, павильон «Страсти человеческие» и триумфальная арка. Мечеть (Grande Mosquée) находится в северо-западной части парка. Ныне самый крупный мусульманский храм в Бельгии вырос из выставочного павильона в арабском стиле в 1880 году, благодаря архитектору Эрнесту ван Юмбеку. В течение некоторого времени здание было заброшено, пока бельгийский король не подарил его правителю Саудовской Аравии. Павильон отреставрировали и перестроили, превратив в мечеть. Внутри можно увидеть монументальную фреску «Панорама Каира». Павильон «Страсти человеческие» в классическом стиле построил будущий модернист Виктор Орта в 1899 году. Своё название он получил благодаря мраморному барельефу работы Джефа Ламбо. Павильон стал ареной противостояния архитектора и скульптора: Ламбо не понравилось освещение в здании, и по его просьбе Орта вносил изменения в уже готовую конструкцию. В результате павильон так и не был достроен окончательно.
<.......>


Заметное сооружение - Триумфальная арка, иллюстрирующая важные события из истории Бельгии и служащая входом в парк. Арку планировали построить к Всемирной выставке 1880 года, но завершили много позже, только в 1905 году. Арку украшает квадрига, которая символизирует провинцию Брабант. Другие бельгийские провинции отражены в виде статуй у подножия арки. Арка имеет высоту около 50 метров. Вдоль арки расположены выставочные павильоны, которые заменили павильоны, построенные к Всемирной выставке 1880 года. Сегодня здесь находится два музея: в южном павильоне - Музей «Мир авто» (Autoworld Museum) с большой коллекцией олдтаймеров, в северном - Бельгийский музей королевской армии и военной истории.


А теперъ мы приближаемся к площади, на которой я выходила из аэропортовского экспресса - Шуман. О здании Еврокомиссии я уже рассказывала.


Здесъ начинается так называемый европейский квартал Брюсселя.


Европейский квартал расположен в восточной части коммуны Брюссель (около 2,5 км к востоку от площади Гран-Пляс), в окружении жилых районов, парков и скверов


Развитие этих территорий началось в 1837 году при поддержке короля Леопольда I, в честь которого квартал и получил своё имя. Автором проекта перепланировки был известный архитектор Тильман-Франсуа Сёйс. По его первоначальной задумке, территория должна была стать комфортабельным жилым кварталом; частично так и получилось, и до наших дней сохранились некоторые здания, возведённые согласно концепции автора.


Однако во второй половине 20 века с развитием транспортной инфраструктуры и появлением административных зданий, местные жители начали покидать свои дома, и постепенно территория превратилась в исключительно деловой район. Поначалу административные постройки возникали хаотично, без чёткого плана и контроля со стороны властей, в основном, благодаря частным инвестициям. Государство обратило внимание на квартал и стало вкладывать средства в его инфраструктуру сравнительно недавно, особо подчёркивая при этом, что время хаоса миновало.


Отправной точкой Европейского квартала считается круглая по форме площадь Шумана, названная в честь политика Робера Шумана, одного из основателей Европейского союза. Это важный транспортный узел - здесь находятся одноимённые станция метро и железнодорожная платформа.


От площади отходит улица Закона (rue de la Loi), по обеим сторонам которой расположены основные европейские организации и бельгийские министерства. В обиходе понятие «улицы Закона» немного шире и обычно подразумевает пространство между тремя парками: Королевским, Леопольда и Пятидесятилетия независимости Бельгии. На этой площади сосредоточены высотные административные здания с символическими именами: «Берлемон» и «Карл Великий» заняты Европейской комиссией, «Юст Липсий» и «Лекс билдинг» построены для Совета Европейского союза. Комплекс зданий Европарламента находится рядом с парком Леопольда. Первые корпуса были возведены в 1988-1992 годах на месте бывшего пивного завода, затем в 2008 здание расширили и достроили в сторону площади Люксембург. Корпуса названы в честь различных политических деятелей Европы. Зал для прессы носит имя российской журналистки Анны Политковской. В те дни, когда не проводятся заседания парламента, комплекс открыт для посещений.  В 2009 году по результатам международного тендера утверждён и принят к реализации проект французского архитектора Кристиана де Порзампарка, и касается он перепланировки главной «артерии» квартала - улицы Закона. Проект призван сделать Европейский квартал Брюсселя не только функциональным, но и самобытным.<.....> На этом первая экскурсия подшла к концу и я резво побежала менять автобус на переправе.


Со вторым бусом, да и с погодой повезло - автобус оказался без крыши. Укутываемся поудобнее и в путь. который лежит по бульвару короля Алъберта второго, где словно грибы после дожды повылезли небоскребы.


Этот квартал представляет из себя современный урбанистический район, который был построен в восточной части города специально для зданий Евросоюза. В процессе строительства были разрушены многие исторические здания и многие были этим крайне недовольны. Но, там не менее, на данным момент эта территория представляет из себя образец современной архитектуры и поддерживает статус Брюсселя, как столицы Европы.


Из тысячелетней истории Брюсселя около восьми столетий приходится на иноземное господство: бургундских герцогов, испанских и австрийских императоров, Наполеона, соседей-голландцев, не говоря уже о двух германских оккупациях в ХХ веке. И всякий хозяин стремился насадить свои порядки и обычаи, пишет журнал «Европа». В том-то и каприз истории, что она сделала вечно вассальный город столицей Европы, поставила его над центрами бывших империй. Здесь разместились руководящие органы Европейского Союза, НАТО, других международных организаций. И обосновался целый класс людей, именуемых еврократами.


У них - свой город, совершенно не похожий на кружевную Гран-Пляс. Европейский квартал примыкает к центру Брюсселя с востока. С восьми до девяти утра и с пяти до семи вечера по параллельным каньонам двух прорезающих его главных магистралей, вдоль однообразных стен офисных зданий текут потоки автомашин: по улице Луа - к центру, по улице Бейар - к периферии. Они больше стоят, чем движутся. Медленно кружат по площади Шумана в самом сердце ЕС. На площадь, названную в честь одного из отцов-основателей новой объединенной Европы, выходят блистающие аквариумные фасады «Берлемона» и «Шарлеманя» - самых больших билдингов Европейской комиссии - исполнительного органа ЕС (она занимает еще несколько домов поблизости, а также на окраинах Брюсселя).


К площади выходит розовая гранитная глыба дворца «Юстус Липсиус». В нем работает Совет ЕС, проходят регулярные саммиты. Чуть поодаль - комплекс Европейского парламента, похожий на белоснежный океанский лайнер. Он вобрал под себя пути и перроны Люксембургского вокзала, от крохотного старомодного здания которого осталась плоской театральной декорацией стена фасада. И все это продолжает строиться, множатся стальные леса, тянутся к небу краны, зияют котлованы, сиротливо ожидают неминуемой гибели постройки XIХ века с потрескавшейся лепниной и ржавыми балконными решетками. После восьми вечера этот город вымирает. Несколько ресторанчиков на сохранившихся старых улицах оживляют всеобщее запустение. В городе офисов почти никто не живет. Сюда приезжают на работу.


С конца ХVII века, когда артиллерия Людовика ХIV разрушила исторический центр города, он постоянно пополняет свой архитектурный портрет не всегда удачными новыми штрихами. В первой половине ХХ века весь центр долго пребывал в состоянии большой стройплощадки ради прокладки подземных путей между Северным и Южным вокзалами. Еще раньше снесена часть самого брюссельского квартала Мароль, где сейчас возвышается циклопический Дворец правосудия. Борется за выживание лишь нижняя оконечность Мароля, где еще говорят на умирающем брюссельском наречии - диалекте голландского языка. В 1967 году в угоду спекулянтам недвижимостью разрушен построенный в начале века по заказу Партии труда Бельгии Дворец народа - лучшее творение классика архитектурного стиля ар-нуво Виктора Хорта. Хорошо хоть осталось в городе несколько десятков других шедевров этого зодчего. Вовсе не европейские учреждения, а бельгийские министерства и корпорации поселились в небоскребах Северного квартала, получившего прозвище брюссельского Манхэттена.


Брюссель - это столица не только Европы, но и Бельгии, да еще и Брюссельского столичного региона, входящего в бельгийское федеративное государство наряду с франкоязычной Валлонией и голландскоязычной Фландрией. Одновременно он - формальная столица Фландрии, хотя только 20% его населения считают голландский основным языком общения (о родном языке в данном случае не говорим - это совсем сложно): 80% брюссельцев франкофоны. В какой-то момент истории столичные простолюдины забыли родной язык и заговорили на языке знати и буржуазии - французском.


Брюссельский регион - это остров среди Фландрии, и от Ватерлоо - самого северного населенного пункта Валлонии - его отделяет почти десяток километров фламандского Брабанта. О том, что город изначально принадлежал германской культуре, говорит топонимика. Районы носят фламандские названия протекавших там когда-то ручьев («беек») и давно вырубленных лесов («бос»). У коренных брюссельцев - фламандские фамилии, даже если они считают родным французский. Официально столичный регион двуязычен. Любой бельгийский чиновник или работник сферы услуг обязан знать оба языка. На них дублируются все надписи. <........>


Бульвар короля Альберта II (в нидерландском Koning Albert II - Laan) - брюссельский бульвар, который начинается от малого городского кольца и заканчивается на границе Брюсселя. Носит имя 6-ого короля Бельгийцев, Альберта II. Раньше назывался бульвар Эмиль Жакмен и сменил имя в 19991 году. Этот деловой квартал на севере столицы.


Раз такое дело, надо наверное сказать, что Альбе́рт II Бельги́йский (нидерл. Albert II van België, фр. Albert II de Belgique; род. 6 июня 1934, Брюссель) - король Бельгии в 1993-2013 годах из Саксен-Кобург-Готской династии.


Нотр-Дам-де-Лакен (фр. Église Notre-Dame de Laeken, нидерл. Onze-Lieve-Vrouwekerk van Laken) - римско-католическая приходская церковь, расположенная недалеко на юге от Лакенского дворца в историческом районе Лакен Брюсселя в Бельгии. Фамильная усыпальница династии бельгийских королей. Собор Пресвятой Девы Марии.


Первоначально церковь была построена в память о королеве Луизе-Марии Орлеанской, второй жене короля Леопольда I по проекту архитектора Жозефа Пуларта. Луиза-Мария умерла в Остенде 11 октября 1850 года и пожелала, чтобы её похоронили в Лакене. Соседний королевский дворец Лакена оставался, и всё ещё, королевской резиденцией. Леопольд I пожелал, чтобы церковь была построена в память о ней и как мавзолей для неё. Молодой архитектор Жозеф Пуларт был выбран для разработки проекта новой церкви (позднее он стал самым известным архитектором Бельгии за Брюссельский дворец правосудия).


Первый камень был заложен Леопольдом I в 1854 году, где он строит собор-усыпальницу бельгийской королевской семьи. Церковь была освящена в 1872 году, но так и не завершена до 1909 года после длительного перерыва в работе. В усыпальнице находятся гробницы бельгийской королевской семьи, в том числе всех бывших бельгийских королей.


Уже в 800 году 2 сестры в память об их умершем брате повелели на месте сегодняшней церкви построить маленькую капеллу, которая посвящалась Божьей матери Марии. Святой Гуидо фон Андерлехт работал в этой капелле несколько лет как служка. Софи фон Брабант, дочь Елизаветы фон Тюринген, подарила капелле изображение богоматери, которое скоро стало притягательным центром для многочисленных пилигримов. В 1275 капелла была заменена на церковь в стиле ранней брабантской готики. По легенде Мария сама определила направление и величину нового сооружения.


Лакен (фр. Laeken, нид. Laken) - исторический район на севере Брюсселя. В 1782 году в Лакене был построен Лакенский дворец, ныне резиденция бельгийской королевской фамилии. В состав дворцового комплекса входят также парк и оранжереи. Об оранжереях я уже упоминала в связи с архитектурой стиля модерн. В 1906 году в Лакене проходит архитектурный конкурс проектов, а в 1907 году начинается строительство новой городской ратуши. Ко Всемирной выставке 1958 года, проходившей в Брюсселе, в Лакене были построены символ бельгийской столицы Атомиум, парк Мини-Европа, а также стадион короля Бодуэна.


Лакен (фр. Château /de Laeken, нидерл. Kasteel van Laken) - дворец-резиденция бельгийской королевской фамилии в брюссельском районе Лакен, на севере бельгийской столицы.
Дворец в стиле классицизма был построен в 1781-1785 годах по указанию Альберта Саксен-Тешенского, штатгальтера Австрийских Нидерландов. Проект дворца принадлежит французскому архитектору Шарлю Де-Вайи́, непосредственно за строительством надзирал Луи Монтуайе (Louis Montoyer). В создании интерьеров дворца участвовал краснодеревщик Шапюи. В 1815-1830 год, во время существования Объединённого королевства Нидерланды, дворец Лакен был одной из резиденций короля Нидерландов. После бельгийской революции и обретения Бельгией независимости дворец стал резиденцией бельгийского короля Леопольда I. Сын Леопольда I, Леопольд II, расширил дворец и прилегающий парк, а также построил знаменитые парковые оранжереи Лакена.


Парк «Лакен» (parc de Laeken) находится в одноименном историческом районе на севере Брюсселя (Bruxelles) вблизи резиденции бельгийских монархов. Идея расширить и благоустроить прилегающую к Лакенскому дворцу (château de Laeken) территорию и превратить ее в общественный сад принадлежит королю Леопольду II, который приурочил открытие одного из крупнейших парков города к пятидесятой годовщине независимости Бельгии, отмечавшейся в 1880 году. Тщательно продуманное пространство парка состоит из огромных газонов и великолепных лужаек с ромашками, зацветающими с первыми теплыми деньками, а разделяют их мощеные дорожки, что вьются среди кустов рододендрона и жасмина. Основные направления задают широкие аллеи, вдоль которых высажены конский каштан, ясень, тис и боярышник. Здесь можно найти и редкие виды хвойных деревьев - головчатотисс Харрингтона и тсугу родом из Китая и Японии.
На холме стоит мемориал Леопольда I. Для любителей панорамных видов это лучшее место в парке: отсюда можно охватить взглядом современные офисные высотки на горизонте, массивное эклектичное здание Дворца правосудия (Palais de justice) на переднем плане и расположенные вблизи парка неоготическую церковь Нотр-Дам де Лакен (Notre-Dame-de-Laeken), Лакенский дворец в стиле неоклассицизма и футуристичный Атомиум (Atomium).
Из 70 гектаров площади парка «Лакен» два с половиной занимают Королевские теплицы (Serres royales de Laeken) - купольное сооружение из металла и стекла, созданное в конце XIX века. Архитектор Альфонс Бала (Alphonse Balat) старался, чтобы огромный стеклянный дворец в стиле ар-нуво не выглядел чуждым пятном на фоне королевской резиденции, и добился успеха: комплекс оранжерей органично вписывается в окружающий ландшафт. <..........>


Все это королевское великолепие плавно перетекает в парк, на котором распложился атомиум. Великолепие необходимо взять в кавычки потому, что таковым не выглядит. Даже когда абсолютно точно знаешь, что здесъ проживают короли, - не впечатляет.


Атомиум - один из символов Брюсселя. Он был построен ко Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году по заказу частной фирмы (которая до сих пор торгует металлоизделиями) и планировался как временное сооружение. Но архитектурная причуда настолько пришлась по вкусу горожанам и иностранцам, что её решили сохранить. Атомиум спроектирован архитектором Андрэ Ватеркейном (Andre Waterkeyn) и построен за три года под руководством архитекторов Андре и Мишеля Поллак. Конструкция символизирует начало новой эпохи - эры науки, освоения космоса и мирного использования атомной энергии. Это модель кристалла железа, увеличенного в 165 миллиардов раз.


Внешний вид Атомиума впечатляет. Гигантская блестящая конструкция высотой более ста метров с 9 сферами «атомами», которые символизируют девять Бельгийских провинций, соединенными между собой 20 трубами. Диаметр каждого «атома» - 18 метров, вес сферы - 250 тонн, а общий вес конструкции почти 2400 тонн. Внутри труб несколько лестниц и четыре эскалатора. В центральной трубе есть лифт, который в 1958 году считался самым скоростным в мире, способным за 20-25 секунд поднять посетителей на сто метров вверх к обзорной платформе, где в ясную погоду можно увидеть порт города Антверпен. У трёх верхних сфер нет вертикальных опор, поэтому по причинам безопасности туда не пускают посетителей. В других сферах размещены несколько залов, где проходят выставки и концерты.


К 1990 году Атомиум остро нуждался в ремонте. Для реконструкции была необходима огромная сумма, которую удалось собрать только через 13 лет. И в 2004 году его закрыли на реставрацию, которая длилась до февраля 2008 года. План реконструкции основывался на совмещении оригинального замысла Андрэ Ватеркейна с появившимися за последние полвека новейшими технологиями. Оригинальное покрытие каждого шара выполнили из 48 листов нержавеющей стали, на которых сделали насечки в виде сетки, повторяющей рисунок обшивки 1958 года. Было потрачено почти 28 миллионов евро. Но цель сохранить интерьеры и стиль 50-х годов, была достигнута. Вечером «атомы» подсвечиваются огромным количеством мини-прожекторов, что создаёт необычный оптический эффект. <........>


Долго вспоминала, как это было в тот первый приезд в Брюссель, так и невспомнила. Но сейчас впечатлилась настолько, что из автобуса вышла и гуляла до приезда следующего. Стоять в очереди на вход не рискнула - автобусы зимой ходят часов до четырех и застрятъ здесъ, у черта на рогах, не хотелось.

Бельгия

Previous post Next post
Up