Оригинал взят у
olgina67 в
Исторические брызги Люди склонны к анализу. Не всегда - к мат, но анализ присутствует на генном уровне всегда. Анализируем все, каждый - свое, все-чужое и норовим помочь ближнему. Результаты анализа выдаем, как жизненную мудрость и гордимся успехами. Да нет, я же не против. Сама вот в прошлые выходные в очередной раз к мудрому выводу пришла. Опять не успеваю жизнеописыватъ свои телопередвижения, тороплюсь и спотыкаюсь ( правда и телопередвижения в последнее время велим суетливы и жадны до нового), но мыслями поделюсь.
Я поняла, что города делятся для меня на те, что невидимки, упорно скрывающиеся от меня даже на карте, те, что высовывают нос, манят , но выставляют такие заслоны, что доехать до них так же невозможно, как и до горизонта , ну и те, что в итоге попадаются по дороге.
Археологические данные показывают, что территория города была заселена со времен кельтского царства Норик. Город впервые упоминается в 1074 году как местечко в имениях замка семейства Эппенштайн, правивших как маркграфы Штирии в 11 веке.
Название городка на перекрестке транспортных путей происходит от слова «Juden» (евреи), оно напоминает о том, что в XIII столетии здесь проживала крупная еврейская община. Город возник как торговый форпост на пути из долины Мур через перевал в горах Каринтии, в котором евреи играли важную роль.
Он контролировал торговые маршруты между северной Италией, Венецией, южной Германией и Веной. В 1224 году Юденбург получил городские привилегии и право на сбор платы за проезд в 1277 году. Город вырос как важный центр торговли железной рудой, которую добывали в соседнем Айзенерце, он стал важным центром, где изготавливали оружие. Он торговал валерианой, которую использовали при изготовлении ароматизированного мыла в течение 13 и 14 веков. До этого мыло привозили с Востока.
При всей скромности городка известен он как минимум в исторических кругах очень даже. Ибо.
Штретвегская культовая повозка, нем.
Strettweger Opferwagen - бронзовый культовый предмет в виде повозки с людьми. Датируется около 600 г. до н. э. Обнаружен в 1851 г. в захоронении князя гальштатской культуры в деревне Штретвег близ Юденбурга в Австрии. Вместе с повозкой были обнаружены и другие погребальные дары, такие, как бронзовые украшения и амфоры, железное оружие и конская сбруя.
Попытка посетить местечко была сделана еще в 2013-м, но состояние командировочности - оно мало способствует осмыслению и знакомству и я дала себе слово вернутъся.
Возвращаласъ теперь уже с другой стороны, не из Линца, а из Граца. Но горы - все те же, со всех сторон.
В 1460 году Юденбургу было предоставлено монопольное право на торговлю валерианой императором Фридрихом III. После нескольких погромов все евреи были изгнаны из герцогства Штирия по приказу императора Максимилиана I в 1496 году. После этого экономическое положение города сильно ухудшилось.
В начале 20-го века город был одним из центров сталелитейной промышленности Австрии, в нем размещался гарнизон австро-венгерской армии. С 1910 по 1914 год тут двигался один из первых троллейбусов в Австрии. Сегодня лишь незначительные аспекты бывший промышленности осталось, но Юденбург остается промышленным и торговым центром.
Посколъку целей на сей раз не было совсем и до Юденбурга я доехала совершенно случайно, то и ехала в непонятном направлении и навигатор запинался, посылая меня направо и налево. Но все-таки вывел на мост через Мур, с которого открывается чудесный вид на близкий центр.
Город расположен на высоте 737 метра над уровнем моря. И Виадук - высокий мост через долину, что на заглавном снимке, бросился в глаза даже почти ночью в первый приезд.
Первое письменное упоминание о данной местности датируется 1074 годом, речь идет о замке Эппенштайн.
В городе проживали 22 преуспевающих еврея, которые активно вкладывали средства в развитие городской инфраструктуры. В 1496 году евреи были выгнаны из Юденбурга по приказу императора Максимилиана I, однако, при императоре Франце-Иосифе I смогли вернуться.
Чем так привлекала именно эта местности, что здесь возникли и Юденбург, и Юдендорф, да и еще парочка еврейских поселений?
Во время нацистского правления существовала идея переименовать город, чтобы убрать из названия все ассоциации с евреями. Рассматривался вариант Зирбенштадт, однако, обсуждение было отложено до окончания Второй мировой войны. В итоге, переименование так и не состоялось.
Большая часть населения Юденбурга была уничтожена нацистами. Сегодня в городе проживает несколько сотен евреев.
Центральная площадь города с башней Штадттурм (XV в.) являются достопримечательностям Юденбурга. Строительство башни началось в 15 веке.
Первоначально она была колокольней для близлежащей приходской церкви Святого Николая. Она служила сторожевой башней в связи с пожарами. Нынешний облик башня получила после последнего крупного пожара 1840 года. Башня, высотой 50 м, является одним из самых современных планетариев Европе
Средневековые кварталы практически не сохранились, однако некоторые памятники архитектуры остались здесь и в наши дни. Это старинная церковь Cвятого Николая (Nikolauskirche) с барочными интерьерами и готической статуей Мадонны с младенцем (1420 г.). <
.......>
Именно об этой башне упоминается в городе Эссе, по ее в том числе образу и подобию была построена башня там.
Наиболее интересны для посещения еврейский квартал города вокруг церкви св. Николая, хотя от старинных построек мало что осталось. Церковь Св. Николая была перестроена в 1673 году в стиле барокко, позднее были внесены и элементы неоренессанса. В интерьере храма находятся фигуры 12 апостолов работы местного скульптора Бальтазара Брандштаттара. Рядом с алтарем хранится деревянная статуя Девы Марии с Младенцем 1500 года. <
......>
Местная церковь когда-то была синагогой; некоторые камни ее покрыты еврейскими надписями. В начале XV века здесь поселились 22 крупных еврейских коммерсанта, каждый из которых владел 100 тыс. гульденов. Из 38 остальных богатых купцов города большинство были евреями. Длинная «Еврейская улица» (Judengasse) была почти вся занята евреями, которые, впрочем, жили и в других частях города.
К началу XX века в городе существовала еврейская «корпорация» и традиционное кладбище. На главной городской площади находилось здание бывшей синагоги, на котором находилось изображение
«Еврейской шапки» (Judenhut). Традиционная для ашкеназский евреев в 11-14 веках шапка стала так символична для города, что плавно переехала вместе с портретом еврейского купца на герб города.
Уже 29 марта 1148 ода в Юденбурге упоминается наличие романской церкви. К сожалению никаких археологических свидетельств не сохранилось. Церковь была серьезно перестроена.
После силъного пожара 9 августа 1504 года вместо нее появилась дорогая позднеготическая новостройка, которая имела вид трехпролетной злачной церкви
5 июня 1670 года снова все сгорело и появилась барочная церковь с использованием сохранившихся остатков строительной субстанции. Очередной пожар в 1709 затормозил стройку, разрушил уже готовую крышу и уничтожил отделку <
......>
Церковь вылизывали еще довольно долго и завершили строительство в 18 веке.
Не смогла не обратитъ внимание на нехарактерную для местных барочных церквей плитку. Не- черно-белая и не ромбами.
Город разделен на две зоны - историческую, «верхнюю», со старинными зданиями и сооружениями, а также «нижнюю», промышленную. Главным «градообразующим» промышленным предприятием город является сталелитейный завод, примыкающий к железнодорожной станции.
Именно здесь развернулись трагические события 28-29 мая 1945 года, когда казаки поняв, что их предали «союзники», стали бросаться с моста и разбиваться насмерть. «Лучше умереть здесь, чем в сталинский ГУЛаг». Английские войска располагались в «верхнем» городе, в его исторической части. Советские войска, НКВД и армия заняли (временно) сталелитейный завод. На мосту шел процесс передачи.
В память этого трагического события местными жителями была установлена мемориальная табличка возле моста. <
.....>
"...Вспоминаю Андрея Шкуро, его небольшое, испещренное лучами расходящихся морщинок, лицо, курносый нос кнопочкой, сильно поседевшую щетину волос с кудерьком на лбу. Небольшого роста, все еще пружинистый, он прекрасно владел собой и только на моменты, когда не чувствовал на себе взглядов, оседал и выглядел на десяток лет старше.
Период отчаяния в Шпиттале прошел почти бесследно. В то время, когда Дед, отвечая на вопросы о разных моментах борьбы между белой и красной армиями, говорил со сдержанной усмешкой и, я сказал бы, немного академически, Андрей пересыпал свою речь самыми отборными сочными словечками и выражениями, живописно рассказывая, как его отряд "чехвостил в хвост и гриву красных".
Обид не было. Его рискованные выражения покрывались дружным смехом. Около него до зари торчала большая группа, главным образом, молодежи из сержантов, глаз не спускавшая с его подвижного лица. Шкуро ни на минуту не терял своего юмора. Отчаяние и гнев остались там, за мостом в Юденбурге, там, где остались предатели и изменники своему слову. В этих простых армейских солдатах, в большинстве деревенских парнях, он видел просто русских людей. Они, обращаясь к нему, называли его и "батько" и даже "атаман", переименовав его из Шкуро в Шкуру, и некоторые хвастались, что слышали о нем просто "небылицы" от своих дедов, дядьков и отцов. " <
ЮДЕНБУРГ И ДАЛЬШЕ... Краснов Николай Николаевич младший>
Вы́дача казако́в в Ли́енце и Юденбу́рге - насильственная выдача англичанами и американцами Советскому Союзу по разным источникам от 45 до 60 тыс.казаков, воевавших на стороне Германии во время Второй мировой войны (преимущественно находились в составе частей Казачьего Стана и 15-го казачьего кавалерийского корпуса), а также беженцев (женщин, детей, стариков), ушедших с немцами с Терека, Кубани и Дона.
Согласно договорённостям Ялтинской конференции, англо-американские союзники обязались выдать СССР после окончания войны всех перемещённых лиц, бывших гражданами СССР на 1939 год. Союзники перевыполнили свои обязательства, выдав и значительную часть эмигрантов первой волны, которые не были советскими гражданами. Основные события разворачивались в австрийском городе Лиенце, а также в Юденбурге и др. Акция сопровождалась большим количеством жертв
2 мая 1945 года руководство Казачьего Стана объявило приказ о перемещении на территорию Австрии в Восточный Тироль с целью почётной капитуляции англичанам. Численность Стана в это время составляла по данным, приведённым М. Шкаровским со ссылкой на австрийских историков, 36 000, в том числе: 20 000 боеспособных штыков и сабель и 16 000 членов семей (также со ссылкой на итальянских учёных - «около 40 000 человек»).
В ночь со 2 на 3 мая казаки начали переход через Альпы. У с. Оваро итальянские партизаны перегородили горную дорогу и потребовали сдачи всего транспорта и оружия. После короткого интенсивного боя казаки расчистили себе дорогу. Переходом руководили генералы П. Н. Краснов, Т. И. Доманов и В. Г. Науменко.
6 мая почти все казачьи части Стана в тяжёлых погодных условиях перешли обледенелый альпийский перевал Плекенпасс, пересекли итальянско-австрийскую границу и вышли в район Обердраубурга. 10 мая в Восточный Тироль пришли ещё 1400 казаков из резервного полка под командованием генерала А. Г. Шкуро. К этому времени Казачий Стан достиг г. Лиенца и расположился на берегах реки Дравы, штабы Краснова и Доманова разместились в гостинице Лиенца. 18 мая в долину Дравы пришли англичане и приняли капитуляцию. Казаки сдали почти всё оружие и были распределены в нескольких лагерях в окрестностях Лиенца.
Первоначально 28 мая, обманом, под видом вызова на «конференцию», англичане изолировали от основной массы и выдали органам НКВД около 1500 офицеров и генералов.
С семи часов утра 1 июня казаки собрались на равнине за оградой лагеря Пеггец вокруг полевого алтаря, где проводилось траурное богослужение. Когда настал момент причащения (причащали одновременно 18 священников), появились британские войска. Британские солдаты бросились на толпу сопротивлявшихся казаков, избивали и кололи штыками, пытаясь загнать в машины. Стреляя, действуя штыками, прикладами и дубинками, они разорвали заградительную цепь безоружных казачьих юнкеров. Избивая всех без разбора, бойцов и беженцев, стариков и женщин, втаптывая в землю маленьких детей, они стали отделять от толпы отдельные группы людей, хватать их и бросать в поданные грузовики
"Английские солдаты, находившиеся тогда в Юденбурге, могли лишь догадываться о судьбе казаков. Но одному казачьему офицеру, оказавшемуся в аду, чудом удалось выбраться оттуда через десять лет. Речь идет о Николае Краснове, внуке старого генерала, том самом, что первым встретился с английским генералом Арбетнотом и рассказал ему не только о положении казаков, но и о себе, подчеркнув при этом, что сам он никогда не был гражданином большевистского СССР. И вот, по попущению все это знавшего генерала Арбетнота, он был осужден без суда и следствия на десять лет работ в страшных сибирских лагерях. Лишь немногие смогли пройти через это испытание. В числе этих немногих оказался и Николай Краснов. Он не только дожил до конца своего срока - ему, что совершенно невероятно, разрешили как гражданину Югославии уехать из СССР. В декабре 1955 года он уехал в Швецию и там записал все, что помнил, - от лживых обещаний англичан в Лиенце до карагандинского ада. Его дед и товарищи-казаки завещали ему, если он выживет, написать мемуары, рассказать миру о предательстве англичан и жестокости советских властей. Он писал, стараясь не упустить ни единой, даже самой мелкой подробности, и лишь закончив книгу, уехал в Аргентину, где жила его жена Лили, которой за десять лет до того удалось спастись от репатриации, скрывшись в горах Австрии. Колина книга все-таки вышла на русском и английском языках в Соединенных Штатах. Немного людей ее прочитало, а отрецензировало и того меньше. Странно, что автор умер вскоре после выхода книги. Не исключено, что его отравило КГБ, отомстив ему за воспоминания"
Н.Д.Толстой. Жертвы Ялты / Глава 8. Возвращение: из Лиенца на Лубянку
Парк возле школы некогда был границей города. О чем там имеется соответствующая табличка, которую я уже не успела сфотографироватъ.
Напомнил он мне массу черно-белых филъмов эпохи Ханса Мозера и первой республики
Пустой, тихий, уютный. Где-то чинный, упорядоченный и спокойный. Парк, в котором ярко представляешъ себе прогуливающихся дам и квалеров, слышишъ шум проезжаюших повозок и цоканъе копыт по мостовой.
Жизъ в городе идет своим чередом. Сегодняшние дамы и кавалеры, уткнувшисъ в мобилъники, жуют мороженое и запивают его колой, а солнце ласково согревает и их, и нас, и воспоминания.