Оригинал взят у
diak_kuraev в
Предложения Русской Церкви о постахОб отношении Православной Церкви к дисциплине поста сказано в 69 Апостольском правиле: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен».
В толковании на это правило Феодор Вальсамон пишет: «Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный перед Пасхой, ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и об них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как-то в пост святых Апостолов, Успения Святой Богородицы и Рождества Христова, не подвергаемся за сие стыду».
Здесь ясно показана разница между обязательным и допустимым.
Соблюдение Великого поста, среды и пятницы имеет каноническое обоснование. Все же остальные посты имеют обоснование не в канонах, а в типиконе и только со временем стали иметь общецерковную практику.
В общей сложности из 365 дней года постных дней бывает более половины.
В 35-й главе Типикона понедельник приравнивается к постным дням, но мы понедельник не включаем в число общеобязательных постных дней года, так как об этом ничего не говорится в церковных правилах.
Постепенно различные постановления о постах, которые возникали с разной практикой в поместных церквах, стали общепринятыми сначала в монашеской жизни, а потом перешли в практику для всех членов Церкви.
В настоящее время поднимается вопрос о приведении церковной дисциплины о постах в соответствие с требованиями современности, так
как многие члены Церкви не могут исполнять все установления о постах.
Рассматривая практику соблюдения постов в Церкви первых веков, мы считаем, что возвращение к прежней дисциплине соблюдения поста
может удовлетворить требованиям современности.
При этом мы считаем нужным из общей массы верующих выделить монахов, обязанных придерживаться особой строгости жизни. Для монахов дисциплина о постах остается без изменения.
Для немонашествующих нужно оставить пост в таком виде, в каком он был в древней Церкви, т. е. выделить особое значение Великого поста, а также среды и пятницы в отличие от других постов, которые должны быть ослаблены.
Рождественский пост в древней Церкви он был известен как трехдневный пост перед великими праздниками Рождества Христова и Богоявления, потом, после отделения празднования Богоявления, рождественский пост был пятидневным, недельным, двухнедельным и даже сорокадневным. Теперь Рождественский пост в монастырях должен быть сохранен с прежней
продолжительностью. Для немонашествующих - ослабленным с исключением поста в субботу и воскресенье, но с сохранением строгого
поста в дни предпразднества (от 20 декабря до 25).
Петров пост.
Апостольские постановления точно обозначают семидневную продолжительность этого поста. По свидетельству Вальсамона, монахи этот
пост содержали с недели Всех Святых до праздника св. апостолов Петра и Павла.
В настоящее время монахи должны сохранить его полностью. Немонашествующие постятся в его последнюю неделю
Успенский пост
По свидетельству Никона Черногорца, некоторые христиане постились с 1 августа до праздника Успения, разрешая пост в праздник Преображения. По другим свидетельствам истории, Успенский пост начинался после Преображения. (см. Мансветов И. О постах Православной Вост. Церкви. М., 1887).
Теперь Успенский пост должен быть сохранен с прежней продолжительностью, но с ослаблением в субботу и с отменой в воскресенье и в день Преображения Господня.
Великие и храмовые праздники (кроме Воздвижения Креста Господня) отменяют пост, если они по календарю выпадают в постные дни.
По установившейся практике считать возможным вкушение рыбы во все постные дни, кроме дней особо строгого поста.
Святая Церковь благословляет епископам по мере надобности ослаблять и регулировать телесное воздержание своих пасомых в зависимости от необходимости и условий того или иного церковного округа.
Итак, учитывая требования современности, мы предлагаем приблизиться к практике, освященной древней Церковью. Это во многом облегчит пост и в то же время не нарушит церковных отеческих преданий.
Монахам же, добровольно избравшим постническое житие, и всем желающим членам св. Церкви - все посты оставляются в их традиционном виде.
http://www.vladimirskysobor.ru/_mod_files/PDF_files/mnivpe.pdf сс. 150-155
см. также
http://diak-kuraev.livejournal.com/1221035.html