Оригинал взят у
propowednik_ag в
post(23.03.2008. Неделя Светотворных постов. Божественная литургия.)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Пост - особое благодатное время для того, чтобы человек исцелил свою душу от самой страшной и тяжелой болезни - от греха. Болезнь греха тяжела тем, что всякая болезнь телесная рано или поздно проходит; если человек не исцеляется от нее, то она заканчивается с окончанием его земной жизни. Но болезнь души человеческой, греховная болезнь, тем страшна, что она даже и с прекращением человеческой жизни земной не заканчивается, а продолжает мучить его уже в вечности. И поэтому-то исцелиться от этой болезни нужно сейчас, пока у нас с вами есть время нашей земной жизни и мы можем от нее исцелиться. Потому что есть Единственный, Кто может исцелить нашу душу от этой болезни греха. И сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором говорится о том, Кто это может сделать.
Господь наш Иисус Христос имеет силу и власть исцелить наши души от греха. Во время поста мы стараемся прийти к Нему, к Исцелителю нашему и Спасителю, к Иисусу Христу. Пост - это наше внешнее старание, движение к Богу. Когда мы сознательно постимся, ограничивая себя в пище, ограничивая себя в различных удовольствиях, ограничивая себя в разговорах, в мыслях, в чувствах, - это мы пытаемся прийти ко Христу, двигаемся к Нему, стремимся идти к Нему навстречу. Время поста предполагает, что человек очень зорко и внимательно всматривается в свою жизнь и в свою душу, для того чтобы увидеть в себе те признаки духовной болезни, признаки греха, которые нужно исцелить, с тем чтобы нам быть исцеленными и очищенными Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Но, к сожалению, когда мы действительно пристально всмотримся в себя и в свою жизнь, то впору нам впасть в отчаяние. Что мы видим? Что даже простое воздержание в пище нам трудно вынести. И если даже оказывается, что кто-то из нас, согласно церковного устава, действительно избегает есть чего-либо скоромного, то оказывается, что мы, постясь вот так внешне, внутренне поста не имеем. И, допустим, не едим мяса или молока, но зато на дню по 10-15 раз, если не больше, кого-нибудь осудим, не словами, так мыслями. Или у нас определенное время, может быть, час или два в сутки проходят в каких-то пустых бессмысленных разговорах, или пустых, никчемных и ненужных занятиях, или в бессмысленном сидении у телевизора. Но большее же с нами происходит даже во время поста. Истинный пост - это творить дела милосердия. Оказывается, что ни на какие дела милосердия у нас нет ни времени, ни сил, ни возможности, ни желания. И, рассматривая то, как мы проводим пост, мы должны увидеть, что на самом деле мы должны бы двигаться к Тому, Кто нас исцеляет, должны бы шаг за шагом идти ко Господу Иисусу Христу, продвигаться, но мы с ужасом видим, что мы топчемся на месте, и никакого духовного роста, никакого подлинного изменения в нашей жизни мы не находим. Не успели прийти на исповедь и покаяться в своих повседневных грехах, как тут же возвращаемся домой, и продолжается все то же самое: и зависть, и раздражение, и нетерпение, и неимение смирения, и нежелание и неумение молиться, а если формально и становимся на молитву, то ни мысли, ни чувства наши к Богу не обращены, смотрят наши глаза в молитвенник, а наша душа витает совсем по другим местам: по воспоминаниям прошлого, по мечтаниям о будущем, и в досаде о настоящем. И выходит так, что время поста идет, а исцеления нашей души не происходит.
Действительно, так, внимательно глядя в свою собственную душу, впору впасть в отчаяние. Но то Евангелие, которое мы сегодня слышали, не даст нам этого сделать. Наоборот, Евангелие, которое мы только что с вами слышали, ободряет нас, дает нам надежду. Смотрите, человек парализованный, по-славянски - расслабленный, он услышал о том, что Иисус Христос пришел в его город Капернаум. И ко Христу собрались люди, так что полный дом оказался там, и слушали Его. И он желает прийти ко Христу. Но сам-то он не может. Он парализованный, он двигаться не может, шагу ступить не может.
Дорогие братья и сестры! Ведь это не только описание реального события, которое было две тысячи лет назад в Капернауме, это образ, дорогие братья и сестры, наших с вами душ. Ибо наша душа, как мы видим, расслабленная, парализованная. Сами мы не можем двигаться ко Христу. Но что происходит с этим расслабленным? Четыре человека берут его носилки и несут его туда, где Христос. Несут. И, когда приносят туда и не могут войти, они предпринимают серьезный труд: они забираются на крышу, раскапывают крышу и сверху спускают к ногам Иисуса Христа этого больного.
Дорогие братья и сестры! Это реальный образ духовной жизни человека в Церкви Христовой. Сам человек не может двигаться ко Христу. Его буквально на руках несет Церковь Христова к ногам Господним. Вот так же, как эти четыре человека несли носилки, так мы с вами духовно носимы молитвами святых, заступлением Ангелов-хранителей, предстательством Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы. Мы сами по себе, каждый в отдельности, духовно бессильны, но все вместе в Церкви Христовой мы сильны действием Духа Святаго, взаимной молитвой и помощью духовной всех святых. Они, составляющие славу Церкви Христовой, предстоящие ныне пред престолом Господним, несут нас с вами ко спасению.
Когда спустили к ногам Иисуса Христа расслабленного, то мы слышали в Евангелии, что говорится. Христос, «видя веру их», говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». «Видя веру их» - кого Он увидел веру? Чью веру увидел Христос? И этих четырех человек, которые принесли больного, и самого больного. Так, дорогие братья и сестры, Господь, видя веру святых, видя веру в жизни Церкви Христовой, видя веру каждого из нас, - если она у нас, конечно, есть, - а мы просим у Господа, чтобы в наших сердцах была эта вера, - Господь, видя нашу веру, видя веру Церкви Христовой, и нам с вами скажет: «Прощаются вам грехи ваши».
Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее Евангелие учит нас, чтобы мы наши с вами труды совершали по указанию Церкви Христовой, Ведь смотрите: четверо человек несли этого больного. Он ведь не кричал им: «Не хочу, чтобы вы меня несли!» Он не говорил: «Не хочу, чтобы ты взялся за это, пришлите мне другого». Он сам вместе с ними был согласен с тем, что делали они. Так и мы, если будем пребывать в согласии с Церковью Христовой, в согласии с учением Церкви Христовой, в согласии с теми заповедями, которые Церковь Христова предлагает для нас, получим самое главное, самое важное - исцеление наших душ от греха.
Да, это самое важное. Но, к сожалению, не все видят это зримо. И вот, в Евангелии мы слышали о том, что когда Христос сказал так: «Прощаются тебе твои грехи», - начали там некоторые из тех, кто не уверовал во Христа, роптать, говоря: «Кто может так говорить? Ведь может так прощать грехи только один Бог». Для того чтобы люди узнали, что Он Спаситель мира, Господь Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек, говорит: «А что вы думаете, что проще сказать: «прощаются тебе грехи», или «встань, возьми носилки свои и иди»? Но чтобы вы знали, что имеет Сын Человеческий право на земле прощать грехи, - Господь говорит: - тебе говорю: встань, возьми одр твой и иди». И совершилось чудо: расслабленный, который не мог двинуть ни рукой ни ногой, встает, прославляя Бога. Люди своими глазами видят чудо Господа Иисуса Христа.
Так, дорогие братья и сестры, и мы с вами можем уже сейчас убеждаться на своем опыте, что Господь может прощать нам грехи и давать нам силы к жизни. И это с нами происходит. Происходит это с нами тогда, когда мы искренно каемся, а потом, окрыленные, идем и стараемся жить по заповедям Божиим, и порой даже у нас это получается. Мы, подобно расслабленному, начинаем ходить и творить добрые дела. Господь дает нам силы и прощать друг другу обиды, и посещать больных, и находить возможность иметь любовь друг ко другу. Дает нам Господь эту возможность, делая нас из расслабленных ходячими духовно.
Дорогие братья и сестры! Время поста - это время особой работы человека над своей душой. Святая Церковь все делает для нашего с вами спасения, буквально на руках неся нас ко Спасителю и Господу Иисусу Христу. Господь, если увидит веру нашу, исцелит нас от болезни греховной и даст нам силы жить по Его благим заповедям.
Испросим же благословения у Него, чтобы нам последовать тому благому евангельскому призыву, который услышали сегодня в чтении слова Божия. Испросим благословения у Господа, чтобы нам провести и грядущее время Святаго и Великого поста во всяком благочестии и чистоте. Аминь.