Цитадель Алеппо (Citadel Aleppo)

Feb 15, 2016 22:59

Оригинал взят у cycyron в Цитадель Алеппо (Citadel Aleppo)
Оригинал взят у masterok в Цитадель Алеппо (Citadel Aleppo)



Что сейчас у вас ассоциируется с названием сирийского города Алеппо ? То, что это экономический центр Сирии (был ...) или то что там идут ожесточенные бои и каждый день с различных кварталов выбивают боевиков ? А ведь это древний город со своей удивительной историей и уникальными памятниками. Об одном из них мы и поговорим.

Алеппо (арабск. [халаб]) - город и провинция с таким на названием на севере Сирии. Население города составляет порядка 2 млн. человек. Алеппо - второй по величине город Сирии после Дамаска. Он один из самых старых городов, известный в античное время как Хальпе (Khalpe), для греков он был Бероэ (Beroea), а для турков как Халеп (Halep). Город занимал стратегически важное место на пересечении торговых путей между морем и р. Евфрат. Название «Халаб» означает - «дал молока» и происходит от древней легенды, которая гласит, что на месте города жил Авраам и давал всем проходящим мимо путникам напиться молока.

Цитадель Алеппо расположена в центре города. Основатель крепости Саиф-аль-Дола (Sayf al-Dawla). Наиболее значимую роль крепость имела во времена Крестовых походов, являясь опорным пунктом попеременно то одной, то другой стороны. Строительство же крепости заняло 13 лет и велось с 944 по 967 гг. н. э.




Саиф аль-Дола, первый правитель Алеппо династии Хамданидов, построил крепость в качестве военного центра региона. Нуредин (Nur ad-Din) (1147-1174) укрепил цитадель и добавил несколько строений (в т. ч. Малую Мечеть).

Во время правления султана аль-Захири аль-Гхази (al-Zagir al-Ghazi) (1186-1216), сына Салах эль-Дина (Salah el-Din), известного в Европе как Саладин, цитадель была почти полностью перестроена и укреплена. В том числе были добавлены несколько новых зданий. Все вместе они составили Цитадель Алеппо в том виде, в котором он дошла до наших дней.



Вообще это место было заселено по крайней мере с VIII тысячелетия до н.э. Алеппо упоминается в хеттских архивах, архивах Мари на Евфрате и в центральной Анатолии. Королевство аморитов Ямхад, с центром в Halab (Алеппо), управляло многими из городов северной Сирии в начале тысячелетия, но после 1800 г. до н.э. оно начало подвергаться  давлениям с востока от Митанни и в конечном счете - полное господство хеттов, родиной которых была центральная Анатолия.

Алеппо и Северная Сирия соревновались с севером (Турция) и востоком (Месопотамия). К XV столетию до н.э, однако, эти два мира столкнулись непосредственно с недолгим египетским предложением расширить их прямое управление на север. После вторжений со стороны «народов моря», приблизительно, в 1200 г., хеттская власть восстановила серию небольших нео хеттских государств (Ain Dara - Tel Halaf), один из которых был сосредоточен в Алеппо.



Ассирийцы стали следующей иностранной державой, стремящейся проявить их господство ( VIII - IV столетия до н.э.), сопровождаемое нео-вавилонянами, затем  персы ( 539 - 333 гг.), чье превосходство длилось пока Александр не очистил путь династии Селевкидов, чтобы установить их власть в этих местах. Контроль Селевкидов привел к изменению  роли Алеппо. Город  вырос из деревни, сосредоточенной на насыпи около изгиба реки Quweiq, в настоящий  городской центр на востоке, основанный на холме, который, как будто, специально был создан для цитадели самой природой.

Македонцы назвали его Beroia. Он был выложен согласно образцу сетки-плана  Hippodamian (Apamea - Cyrrhus).
Римляне взяли под свой контроль Сирию в 64 г. до н.э. Римский контроль продлился почти 600 лет (включая византийское управление из Константинополя ) и принес беспрецедентное процветание. Этот район стал более населенным и чрезвычайно развитым с точки зрения сельского хозяйства. Была установлена сеть дорог, горный массив известняка на западе стал центром главной живой промышленности экспорта нефти, и Beroia была одним из основных мест для защиты имперской границы на восток и северо-восток.




Алеппо сдался арабской армии без сопротивления в 637 г. Он уже играл вторичную роль по отношению к Дамаску ( при Омейядах ) и Багдаду ( при Аббасидах ). Позже это место стало центром Хамданидов ( 944 - 1003 гг.). После, Алеппо был завоеван турками Сельджуками  в 1070 г. Крестоносцы, после захвата Антиохии в 1098 г., взяли большую часть окрестностей Алеппо, отрезая его доступ к побережью.

Ибн Хашаб, религиозный лидер или кади ( судья ), сплотил мусульман и предложил присоединиться к силам Сельджука из Мосула ( северный Ирак ). Их первый успех был в сражении при Сармаде в 1119 г. (более известное  как "кровавое поле"  в хрониках Крестоносцев). Зенги - сельджукский военачальник из Мосула, обладал смыслом миссии и посвящения, в котором в последние десятилетия испытало недостаток большинство его предшественников. Он создал в Алеппо центр сопротивления Крестоносцам. Реализация политики Зенги (1128 - 1170 гг.) продолжалась при его сыне Нур аль Дине.




После смерти Зенги, Салах ад-Дин постепенно начал расширять свою базу в Египте, стремясь  объединить большинство мусульманских земель. ( Египет и Ирак ). Аль-Захер Гази ( сын Салах ад-Дина ) был одним из наибооее прославленных правителей Алеппо в период правления династии Айюбидов ( 1176 - 1260 гг.). Вклад Гази в построении стены и укреплении Цитадели все еще очевиден. Постоянный труд и индивидуальность Гази сделали Алеппо одним из трех главных городов исламского мира. Его новая международная торговая роль была признана рядом соглашений с Венецией ( 1207 - 1254 гг.), в результате которых в Алеппо была установлена фабрика, обеспечивающая прямой доступ к мусульманскому рынку, минуя порты Крестоносцев.

Слабость Северной Сирии, включая Алеппо, после монгольских вторжений в 1260 г. дала возможность Мамлюкам захватить контроль в Сирии. Их управление продлилось в период с 1260 г. по 1516 г. В 1516 г. Алеппо был захвачен Оттоманской империей, именно тогда Оттоманские силы выгнали Мамлюков из Сирии. Следовательно, Алеппо стал местом турецкого правителя ( вали ). Алеппо стал принципиальным местом  Леванта.

Население Алеппо, которые было, прмерно, 120 000 в начале XVIII столетия, уменьшилось  и  концу столетия было менее 100 000  и 90 000 в Дамаске. Вероятно, число населения было больше в два раза двумя столетиями ранее. Число населения отразило важность Алеппо среди главных городов на Ближнем Востоке под Оттоманским господством. Оттоманское правление  продлилось, пока Союзные войска не заняли Сирию в конце Первой мировой войны.



Огромное пространство голого камня, основание которго возвышается над городом на 50 метров, облицовано большими блестящими блоками из известняка - это Цитадель Алеппо. Ранее была окружена рвом и водой. Она словно парит над городом.
Холм, на котором распологаетя Цитадель, как предполагается, относится к XVI столетию до н.э., к периоду аморитов.Однако предметы, которые были там найдены, свидетельствуют, что холм существовал и в X столетии до н.э., в этот период неохетты возводили храм на этом месте, позже, согласно преданиям, на этом холме останавливался Авраам.  В период правления Селевкидов, место стало Цитаделью ( IV - I тысячелетия до н.э.) В период господства династии Айюбидов в Сирии сын Салах ад-Дина, Гази, использовал его и в качестве места жительства и в качестве крепости. Крепость пострадала от монгольских вторжений в 1269 и 1400 гг.




Стратегическое значение крепости в борьбе против Византии продолжалось в период Крестоносцев, когда она стала неприступной основой мусульманской власти в северной Сирии. Можно легко заметить как ее меняли и дополняли  в целях более лучшего функционирования. Стратегия защиты состояла в том, чтобы сделать план крепости более сложным для нападавших.

Существующая структура и проект цитадели Алеппо - работа Гази ( XII столетие нашей эры). Единственный вход в Цитадель через внешнюю башню на юге. Вход защищал каменный  выгнутый мост, который покрывал 22 м ров. Великолепные ворота - почти замок сам по себе. Дверь помещена в боковую стену с близлежащей стеной, стоящей перед ней, чтобы ограничить пространство.Двери помещены в узком коридоре, который, в свою очередь, меняет свое направление несколько раз. В коридоре царит темнота, а в потолке проделаны отверстия, через которое защитники цитадели могли лить кипящий вар. Все это должно было служить преградами для нападавших.



1816 год

В первом десятилетии XIII века цитадель превратилась в богатейший город. Внутри были расположены дворцы и бани, мечети и усыпальницы, арсенал и площади для тренировки солдат, цистерны с водой и амбары для хранения зерна.

Наиболее значительное дополнение аль-Гхази - Великая Мечеть, построенная в 1214. Она расположена в самой высокой точке Цитадели и вместе с минаретом (высотой 21 метр) существено увеличила дальность обзора для защитников крепости, став одновременно как военным так религиозным центром крепости.



В 1213 г. аль-Гхази перестроил вход в крепость. Через ров был построен огромный мост, состоящий из восьми арок. Снизу он упирается в ворота с двумя башнями, что-то вроде европейского барбакана. Сверху мост упирается во Врата Змей и Врата Двух Львов.

В 1259 г. Алеппо подвергся нападению в монголов, которые сильно повредили стены и здания цитадели. В 1300 они вернулись вновь, а в 1400 Тамерлан сумел сломить сопротивление защитников крепости заполнив ров телами своих погибших воинов.

В 1415 г. мамлюкский губернатор Алеппо, принц Саиф аль-Джакам (Sayf al-Jakam) получил разрешение восстановить крепость после монгольского нашествия




в 1410. Наиболее значительным дополнением стал мамлюкский дворец, который по высоте превосходит башни при входе в цитадель.
В 1516 г. Алеппо был захвачен Оттоманской империей. Впоследствии военная роль цитадели постепенно стала уменьшаться и город стал расширяться за пределы крепостных стен.

Хотя на своем веку крепости довелось повидать многое, наибольшие разрушения ей принесло землетрясение 1828 г. Повреждения были столь значительны, что восстановительные работы ведутся и по сей день.

В время крестовых походов Рено Шатийонский (фр. Renaud de Chatillon) провел 16 лет в подземельях Алеппо как заключенный.




В 1970-хх? гг. был полностью отреставрирован тронный зал цитадели. Амфитеатр полностью перестроен в 80х г. XX века. Были добавлены новые каменные сиденья и современная звуковая и светоаппаратура для возможности проведения фестивалей и концертов.

В 1986 г. Цитадель Алеппо была занесена в список объектов Всемирного Культурного Наследия как «Древний город Алеппо» (англ.«Ancient City of Aleppo»).

В 2000 г. Фонд программ поддержки культурно-исторических городов Ага Хан (Aga Khan Trust for Culture`s Historic Cities Support Programm) инициировал глобальный проект реставрации цитадели Алеппо. Проект включает в себя реставрацию и сохранение стен цитадели, замену недостающих камней в стенах и арках, а также раскопки на территории цитадели.




Внутри цитадели расположены две мечети - Малая Мечеть и Великая Мечеть аль-Гази. Большая Мечеть имеет несколько структур, которые видны снаружи наверху насыпи, она была выкопана и восстановлена. Одна Мечеть - Мечеть Авраама (по преданию, на этом месте жил Авраам. Он выращивал коров и молоко, полученное от них, раздавал бедным). Она приписывается  Нур аль Дину благодаря надписи датированной 1167 г. Большая Мечеть Цитадели, была восстановлена Гази в 1214 г. Эта вторая мечеть отличается своей красотой и величием. Снаружи отделена каменным двором, в котором три вечнозеленых растения, находящиеся в центре. Также особенностью цитадели было и то, что в период Айюбидов она была одновременно дворцом и местом жительства правителей. Этот дворец включает комнаты отдыха и хамам. Также в Цитадели есть амфитеатр, который был полностью перестроен в 80х г. XX века. Были добавлены новые каменные сиденья и современная звуковая и светоаппаратура для возможности проведения фестивалей и концертов.




ругой достопримечательностью Старого города, которую необходимо посетить, являются старинные торговые районы Алеппо - Джейда и Тайба со средневековыми домами, где жизнь кипит и по сей день. Здесь вы увидите множество караван-сараев и рынков. Помимо этого, в Старом городе интересны мечеть аль-Джами аль-Кабир 1090 года и мечеть Джами-Кыкан 13 века, в которой был найден каменный блок с хеттскими письменами. Археологический музей Алеппо содержит уникальные экспонаты, найденные в ходе раскопок древних городов, таких, как Эбла и Мари, а Музей Популярного Искусства и Традиций содержит обширную этнографическую коллекцию.



В 50 км юго-западнее Алеппо находятся руины древнего города-государства Эбла, которое процветало здесь в 3 тысячелетии до н.э. Археологами были раскопаны остатки царского дворца, несколько храмов и ворот. Но самой главной находкой стала царская библиотека, где хранилось более 17 тысяч глиняных табличек и их фрагментов c клинописью на эблаитском и шумерском языках, среди которых - самый древний в мире словарь.

В окрестностях Алеппо интересны остатки базилики Симеона-Столпника (Калат-Самаан). Она была построена в 60 км западнее Алеппо в 490 году при императоре Зеноне в память о первом христианском столпнике Симеоне. Она стала одной из самых больших базилик античного периода. Проект был оригинален: центром собор являлся столп, где 40 лет молился Симеон. До сегодняшнего дня сохранился лишь небольшой обломок столпа и его основание. В 10 веке вокруг неё были построены фортификационные сооружения, вместе с базиликой их назвали крепостью Симеона-Столпника.






















































































image You can watch this video on www.livejournal.com



источники
http://www.cometosyria.com/
www.svali.ru
http://www.allcastles.ru

Вспомнить остальные осмотренные нами ДРЕВНОСТИ МИРА можно тут.

+ Оригинал взят у detonator666 в РЕЗУЛЬТАТЫ АТАК ТЕРАРМИЙ ЛОНДОНСКОГО СИТИ: ДРЕВНИЙ АЛЕППО, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ
Оригинал взят у alexandr_palkin в РЕЗУЛЬТАТЫ АТАК ТЕРАРМИЙ ЛОНДОНСКОГО СИТИ: ДРЕВНИЙ АЛЕППО, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ
Оригинал взят у qkempek в ОПАСНАЯ ЭКСКУРСИЯ: ДРЕВНИЙ АЛЕППО, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ Военкоры «КП» Александр Коц и Дмитрий Стеш

Военкоры «КП» Александр Коц и Дмитрий Стешин осмотрели достопримечательности Старого города. Или то, что от них осталось. Для этой экскурсии пришлось надевать каски и бронежилеты.

image Click to view



Парадоксы культурного наследия

Знающие люди говорят, что в мире остался единственный восточный город с аутентичной древней застройкой - это Старый город Дамаска. Сначала был уничтожен Старый Багдад, а потом пришла очередь древнего сирийского Алеппо. Как в насмешку в 1986 году ЮНЕСКО внесла Старый Алеппо с его домами, построенными в 14-16 веках, в список объектов Всемирного наследия. Одни западные организации помогали сирийскому правительству бережно вписать древние кварталы в современный мегаполис, другие помогали тем, кто устроил в этом музее под открытым небом кровавую современную войну с артиллерией.

Слух о том, что «руси» едут смотреть Старый город летел впереди нас со скоростью электромагнитных волн, от поста к посту, от рации к рации. Согласно довоенному путеводителю, который мы раздобыли в гостинице, первую остановку делаем возле площади Баб Аль-Фарадж, возле башни с часами, построенной австрийским архитектором в конце 19 века. И дома вокруг в прелестном «колониальном стиле», серьезно попорченном осколками. На некоторых балконах плещутся куски пластика с маркировкой ООН. У них двойное назначение. Снайпер не видит свет в квартирах, а посторонние не могут глазеть на благочестивых женщин, которые тут проживают. От площади лучами во все стороны расходятся улицы. Они просматриваются до горизонта, вот только стоять на них не рекомендуется, лучше жаться к стенкам.

Спрашиваем ополченца:

- Давно крайний раз обстреливали?

- Давно, - отвечает он без бравады и рисовки. - Уже два дня нас из минометов не обстреливали.

Башня с часами оказалась открытой - невиданное дело. Мы пролезаем в низенькую дверку и спотыкаемся о штабель стреляных, но не сработавших минометных мин калибра 120 мм. Мины самодельные и часто не взрываются. Одни покрашены веселенькой голубой заборной краской, другие - огненно-ржавые. Любой снаряд, прошедший канал ствола, потенциально опасная вещь, которую по военным «Наставлениям» рекомендуется уничтожать на месте подрывом накладного заряда. Но в Алеппо сейчас и без этих мин саперам хватает занятий.

Мы лезем по узкой винтовой лестнице наверх, инстинктивно ожидая криков - «Запрещено!» или «Купите билеты»! Но вместо этого к нам, увлеченно снимающим панорамы разбитых кварталов, добирается все тот же немолодой ополченец. Буквально оттаскивает нас от оконных проемов, вталкивает в узкие глухие ниши и объясняет свое поведение очень понятными жестами: два пальца себе в глаза, потом этими пальцами - в окно без стекол. Сгибает палец указательный и говорит: «Бах!». Верх башни и оконные рамы все исклеваны пулями, а цветные стекла хрустят у нас под ногами.

Русский след

Первые, относительно свежие кварталы Старого города плотно изрисованы сирийской государственной символикой. Причин несколько. Во-первых, так демонстрируется верность Сирии. Во-вторых, во время боев в этих диких лабиринтах, разрушающих своими хитросплетениями все представления о школьной геометрии, проще ориентироваться. Сразу видно, пересек ты линию фронта или нет. Нам не советуют двигаться дальше самостоятельно. Ждем проводника. Фотографируем вывески на русском языке - их здесь очень много: «Нижнее белье», «Обувная мастерская»... В здании без крыши, застыл искалеченный осколками Пегас, из-под рухнувшей штукатурки вылезли совершенно античные арки, высокие и воздушные, облицованные желтоватым полированным мрамором. Древние арки устояли, а относительно-современная крыша и перекрытия - нет.

Возле Пегаса валяется вывернутый наизнанку газовый баллон с приваренным к нему хвостовиком. Любимый боеприпас боевиков, обладающий страшной разрушительной силой и почти отрицательной точностью. Такие баллоны запускают с изношенных танковых стволов или самодельных станков - просто, в сторону противника. Впрочем, для людей, устроивших войну в музее, все это не имеет никакого значения, более того, экспонаты по их мировоззрению должны быть уничтожены - это все запретное язычество.

Нашим проводником внезапно оказывается девушка-ополченец. Зовут ее Роза, фамилия Асад, сама родом из Латакии и воюет здесь уже три года. По специальности Роза - сапер, при этом здешние лабиринты она знает наизусть. Солдаты с блока, на котором мы коротали время, говорят Розе совершенно серьезно, без улыбочек:

- Роза, это руси, они наши братья! Сбереги их!

И Роза во время этой экскурсии, прилежно показывает нам, где нужно пробираться по стеночкам, а где перебегать пригнувшись. Где до боевиков 30 метров, а где десять...

На секунды застываем в створе некогда красивейшей площади Алеппо - «Площади семи фонтанов». И ныряем за противоснайперские щиты и полотнища. Из-под ног разбегаются совершенно одичавшие породистые коты. Волнами накатывают запахи городской войны. Вековая штукатурка отбитая пулями, пахнет пыльными, заброшенными библиотеками и неопрятными старухами. Тянет военными городскими кострами из ДСП, пластиковых плинтусов и пустых бутылок. Но главные тона в этом составном аромате - бездымный порох и человеческие экскременты.

Город, которого нет

Роза ныряет в неприметную улочку, в которой молодой ишак не разойдется с изможденным дервишем. Мы оказываемся в бесконечных торговых рядах старинных восточных базаров. Лавки либо выгорели дотла, либо разграблены подчистую. Валяющиеся в куче манекены напоминают трупохранилище после масштабной катастрофы. Некоторые манекены одеты, и от зрелища начинает мутить, трупный запах почти осязаем. Рынок выгорел полностью, остались только стены и сажа толщиной с палец... В одном из коридоров Алеппо-Сук, Алеппского базара, Роза подводит нас к зарешеченному окошку. За ним - гробница, покрытая зелеными коврами, расшитыми золотом. В мраморном саркофаге покоятся останки мусульманского праведника, нам перевели его имя или прозвище, как «Горящий угол». Совпадение исполнено мистицизма. Роза тихо говорит нам:

Здесь все пылало неделю. Галерея простреливалась, боевики по ней рвались в город. Мешки с песком на позиции, где стоял пулемет, плавились от жара и песок высыпался. А на могиле ни пятнышка сажи, ничего не сгорело, хотя тут искры летели, как трассирующие пули.

Вслед за Розой мы выходим из этого тоннеля на свет, к Цитадели. Это сердце города, оно начало биться в 10 веке. И только потом, в 14 веке, у стен крепости появился Старый город. Мы сидим за стеной баррикады из песка, камней, холодильников и стульев в стиле «барокко» и разглядываем крепость. Судя по бликующему стеклу прицела или бинокля, Цитадель рассматривает нас. В крепости до сих пор держится гарнизон из солдат и ополченцев. Снабжают их по системе древних и новых подземных ходов. Один из них начинается прямо у наших ног. А вокруг, насколько хватает глаз - бесконечные поля из бетонных и каменных холмов. По словам Розы, Цитадель спасла город:

Если бы крепость не удержали, Алеппо пришлось бы оставить. Из Цитадели можно простреливать все основные улицы, она на господствующей высоте. Но крепость выстояла, и теперь уже вряд ли ее удастся захватить. Все изменилось.

И тишина, которая стояла вокруг уже третий час, была самым главным подтверждением слов нашего экскурсовода в форме. Ни сил, ни средств для наступления, у боевиков уже нет - пути снабжения отрезаны. Все ждут конца. Причем - счастливого.

Узкими старинными улочками возвращаемся обратно. Разрушенные мечети, разорванные в клочья древние фасады, беспомощно свисающие резные балконы. В Старом городе, пережившем за много веков с десяток войн, не осталось практически ни одного целого строения. И любопытная деталь, говорящая о многом - на каждом блок-посту, солдаты пытались навести порядок среди этого безнадежного хаоса.

Сирия, история, архитектура, мир Божий, фото, просто интересно, археология, путешествие

Previous post Next post
Up