Оригинал взят у
reinhard23 в
Сирийская предвойна и российская премьераОригинал взят у
mamlas в
Сирийская предвойна и российская премьераЕщё о
современном оружии Сирия как полигон ВС РФ: что мы там испытываем
Какое новое оружие Россия испытывает в Сирии? / Битва оружий
Кому война, а кому мать родна. А кому-то - еще и удобный повод для испытания новой военной техники. В этом смысле развернувшаяся с 30 сентября кампания российских ВКС в Сирии тоже не стала исключением. Операция возмездия против террористической организации «Исламское государство» (запрещена в РФ решением Верховного суда - прим. ред.) и прочих боевиков, умеренных и не очень, превратила это ближневосточное государство в самый настоящий испытательный полигон для российской армии.
© Международные армейские Игры. Полигон в Алабино / Фото: Владимир Карпухин
Это нормально и правильно. Результаты испытаний обязательно отразятся как на геополитической ситуации в мире, так и на перспективах реализации отечественной военной продукции за рубежом.
Федеральное агенство новостей публикует обзор российских военных новинок, представленных в Сирии. Что же именно оказалось предметом испытаний МО РФ в Сирии?
На земле
Из числа российской сухопутной военной техники, появившейся впервые в зоне боевых действий, стоит отметить семь образцов: автомобиль-внедорожник ГАЗ-2330 «Тигр», бронетранспортер БТР-82А, основной боевой танк Т-90А, самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», тяжелую огнеметную систему ТОС-1А «Солнцепек», армейский многоцелевой бронированный автомобиль «Рысь» и комплекс радиоэлектронной борьбы «Красуха-4». К первым пяти выражение «впервые в зоне боевых действий» применимо с оговорками. Поясним, почему так.
ГАЗ-2330 «Тигр» со своим легко узнаваемым силуэтом стал настоящим символом «Крымской весны» 2014-го года. Тогда «Тигры» в компании с «Вежливыми людьми» часто попадали в видеообъективы СМИ. Однако назвать «боевыми действиями» операцию Вооруженных сил РФ по поддержанию законности и порядка в Крыму накануне воссоединения полуострова с Россией как-то язык не поворачивается. То же самое в полной мере относится и к другому видеогерою весенних событий 2014-го - бронетранспортеру БТР-82А, которого можно увидеть, например, в видеохронике захвата российским спецназом пункта постоянной дислокации 1-го батальона ВМСУ в Феодосии.
Известно, что один «Тигр» в гражданском исполнении попал в Донбасс в качестве подарка ополченцам от Владимира Жириновского. Однако это действительно единичный случай, и мы его учитывать не будем. Оставив без внимания и слухи о появлении в Донбассе БТР-82А, не получившие подтверждения с российской стороны.
Таким образом, получается, что и ГАЗ-2330 «Тигр», и БТР-82А массово впервые оказались на линии огня именно в Сирии, куда попали летом 2015 года вместе с другой военной техникой, поставленной из РФ войскам президента Башара Асада.
Т-90А пока не поставлялся Дамаску, но, тем не менее, в воюющую Сирию все же попал. Разумеется, не сам по себе, а внутри усиленного батальона морской пехоты из состава 810-й Севастопольской отдельной бригады морской пехоты. По крайней мере, представленные близким к ЦРУ частным разведывательно-аналитическим агентством Strategic Forecasting Inc. (Stratfor) фотографии авиабазы «Хмеймим» позволяют с высокой долей вероятности атрибутировать находящиеся в усилении охранного периметра авиабазы танки именно как Т-90А. Ну, а на снимках, запечатлевших недавний концерт музыкальной группы «Голубые береты» на одном из блокпостов российских войск в Сирии, Т-90А виден, что называется, невооруженным глазом.
Танк Т-90А / Фото: Алексей Филиппов
Стоит отметить, что Т-90А уже успел повоевать и до Сирии. В 1995-м несколько «девяностых» в обстановке повышенной секретности участвовали в боевых действиях в Чечне. По крайней мере, это утверждают научный редактор отдела по связям с общественностью «Уралвагонзавода» кандидат исторических наук Сергей Устьянцев и ведущий конструктор предприятия Дмитрий Колмаков. Можно сказать поэтому, что вооруженный конфликт в Сирии - это первая «явная» война для «девяностого».
Кстати, к теме Т-90А в Сирии. 23 ноября в интернете появились фотографии «девяностых» на автотралах с указанием, что сфотографированные танки перебрасываются куда-то под Алеппо. Ничего фантастического в этом нет. Как известно, недавно сирийским войскам при поддержке российских ВКС удалось в окрестностях Алеппо деблокировать авиабазу «Квейрис». Таким образом, вполне допустим вариант, в рамках которого российское командование решило использовать «Квейрис» как аэродром передового базирования для своих вертолетов. Соответственно, часть Т-90А перебрасывается на него из-под «Хмеймима» для усиления периметра безопасности…
Самоходные зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1», по сведениям все того же Stratfor, тоже обнаружены рядом с «Хмеймимом». Там они обеспечивают ближнюю ПВО авиабазы, на которой базируется авиационная группировка российских ВКС в Сирии. Почему «Панцирь» тоже попал под оговорку? Потому что, по не подтвержденным официально, но упрямо циркулирующим среди военнослужащих РФ сведениям, развернутые весной 2014-го на севере Крымского полуострова «Панцири» успели вдосталь настреляться по украинским БПЛА. Но поскольку считать это полномасштабным вооруженным конфликтом между РФ и Украиной не приходится, Сирия и для «Панциря» - первая «явная» война. Кстати, практически одновременно с Сирией «Панцирь» появился еще в одной зоне вооруженного конфликта. Речь идет о комплексах, поставленных Россией в ОАЭ и переброшенных в Южный Йемен…
Самоходный ЗРПК наземного базирования Панцирь-С1 / Фото: Михаил Мокрушин
О «Солнцепеке», способном одним залпом выжечь все живое на площади в 40 000 кв. метров, впервые громко заговорили в период вооруженного конфликта в Донбассе. Тогда украинские СМИ не раз заявляли, что «Солнцепеки» используются пророссийскими ополченцами в боевых действиях против ВСУ. Правда, никаких материальных подтверждений этому так и не нашлось. Так что первым настоящим полем боя, на которое выкатились ТОС-1А, стал Ирак, купивший эти грозные системы для борьбы с боевиками «Исламского государства». Однако в Ираке «Солнцепеками» управляли прошедшие обучение в РФ иракцы. В Сирии же, где ТОС-1А появились чуть позже Ирака, установками управляют российские экипажи. По крайней мере, на этом настаивает Королевский британский институт объединенных служб (Royal United Services Institute).
Заметными образцами сухопутной военной техники, для которых Сирия безо всяких оговорок явилась первым настоящим ТВД, стали мелькавшие на фото из Сирии «Рысь» и «Красуха-4».
«Рысь» - это армейский многоцелевой бронированный автомобиль, в итальянском «девичестве» называвшийся Iveco LMV и получивший «кошачье» имя после начала его сборки в Воронеже. По комплексу своих ТТХ «Рысь» существенно уступает ГАЗ-2330 «Тигр». В силу этого приостановка закупок «Рысей» МО РФ и отправка изрядного их количества, приобретенного при предыдущем министре обороны, в Сирию рассматривается многими как достаточно прагматичная мера, позволяющая быстро и безболезненно снять с баланса министерства «некондиционную» технику.
«Красуха-4» - это развернутый в октябре 2015 года на авиабазе «Хмеймим» комплекс радиоэлектронной борьбы. Комплекс предназначен для прикрытия командных пунктов, группировок войск, средств ПВО, важных промышленных и административно-политических объектов. Он анализирует тип сигнала и воздействует на РЛС противника помеховым излучением, а также осуществляет подавление спутников-шпионов, наземных радаров, авиационных систем АВАКС и радиоканалов управления «беспилотников». О высокой эффективности новейшего российского комплекса РЭБ можно сейчас судить лишь по оговоркам американских военных, неоднократно жаловавшихся на внезапную «слепоту» своих средств наблюдения и связи в окрестностях Латакии.
В небесах
Поскольку главной ударной силой российского военного контингента в Сирии является авиационная группировка, именно к ней в основном и приковано внимание всех, отслеживающих ход кампании. Здесь тоже не обошлось без многочисленных «премьер».
Безусловно, главными «дебютантами» в Сирии стали российские стратегические бомбардировщики - сверхзвуковые Ту-160 («Белый лебедь») и турбовинтовые Ту-95МС. В ноябре сего года те и другие не только впервые в своей истории приняли участие в боевых действиях, но и впервые в боевых условиях применили свое оружие - крылатые ракеты. Разумеется, последние были конвенционными, без ядерной боевой части. Ту-160 отстрелялись по объектам террористов принятыми на вооружение только в 2013 году новейшими стратегическими крылатыми ракетами Х-101, а Ту-95МС использовали крылатые ракеты предыдущего поколения Х-555.
Ту-160 («Белый лебедь»)
Если «160-й», совершивший первый полет в 1981 году, может считаться относительно новой машиной, то «95-й» - заслуженный долгожитель Дальней авиации. Первый взлет Ту-95 состоялся еще в 1952 году! Разумеется, и «160-е», и тем более «95-е» прошли через неоднократные программы модернизации. Так что сейчас эти машины, особенно в части бортового радиоэлектронного оборудования, вовсе не те, какими были при своем рождении…
С чисто военной точки зрения, применение стратегических самолетов-ракетоносцев с высокоточными малозаметными крылатыми ракетами для поражения объектов «Исламского государства» является избыточным. Те же самые цели можно было с на порядок меньшими затратами уничтожить обычными свободнопадающими фугасными авиабомбами (ФАБ), задействовав для этого самолеты, базирующиеся на авиабазе «Хмеймим». Зато с пропагандистской точки зрения, равно как и с точки зрения испытания ракетных комплексов в реальных боевых условиях, использование «стратегов» в российской операции возмездия может считаться вполне оправданным.
То, что для МО РФ боевые вылеты Ту-160 и Ту-95МС против террористов в Сирии - это в значительной мере широкомасштабная испытательная программа, свидетельствует факт разнообразных маршрутов этих вылетов. Если 17 ноября «стратеги», поднявшись с авиабазы «Энгельс-2» под Саратовом, прошли над Казахстаном, Каспийским морем и произвели пуски крылатых ракет над территорией Ирана, то позже тройка Ту-160 в сопровождении топливозаправщиков Ил-78 «отправилась на дело» аж с расположенного в Мурманской области аэродрома «Оленья». В ходе перелета протяженностью в 13000 км, совершив несколько дозаправок в воздухе, ударная группа облетела Скандинавию, Великобританию, прошла над Гибралтарским проливом, пересекла с запада на восток Средиземное море и отстрелялась крылатыми ракетами на долготе Кипра. После этого два «стратега» направились к Энгельсу, а один, снова с дозаправкой, вернулся на Кольский полуостров.
Характерно, что за рубежом также оценивают применение российских «стратегов» против террористов как, в первую очередь, своеобразный «курс молодого бойца» для экипажей российской Дальней авиации. Об этом, например, пишет Райан Файт в размещенной на интернет-ресурсе news.vice.com статье «Российские тяжелые бомбардировщики молотят по Сирии, это практика для Мировой войны».
С 17 ноября стали принимать активное участие в налетах на позиции террористов в Сирии и бомбардировщики Ту-22М3. Для этого самолета Сирия, впрочем, не стала первой войной. Сверхзвуковой М3, по кодификации НАТО Backfire, успел пройти Афганистан, Чечню и военные действия августа 2008-го в Южной Осетии. Не может считаться чем-то новым и оружие, использованное «Бэкфайрами» над Сирией. Вылетая из Моздока, Ту-22М3 густо посыпали лагеря террористов ФАБами. Тем не менее, определенную инновационную «изюминку» эти самолеты в сирийском небе всё же имели. Ею стал новый бортовой радиоэлектронный комплекс СВП-24-22, который, начиная с 2012 года, устанавливается на Ту-22М3. Новинка намного сокращает время предполетной подготовки самолета, облегчает посадку в сложных метеоусловиях и повышает точность бомбометания машины.
По-настоящему боевую премьеру в Сирии пережил российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик поколения «4+» Су-34. До 2015 года две машины этого типа успели поучаствовать в краткосрочной «войне трех восьмерок», где они с помощью своих станций помех «Хибины» глушили ЗРК Грузии. В Сирии же в полной мере раскрылся ударный потенциал Су-34, с высокой эффективностью использующего против наземных целей обширную номенклатуру как неуправляемого, так и высокоточного управляемого вооружения. Например, в Сирии Су-34 вместе со своим пожилым «коллегой» Су-24 успешно применяли корректируемую авиационную бомбу со спутниковым наведением КАБ-500С, для которой, кстати, эта антитеррористическая операция тоже стала боевым дебютом.
Помимо непосредственно ударных функций, Су-34 выполняет в Сирии и задачи летающих комплексов РЭБ.
Тяжелый истребитель Су-30СМ
Еще одной воздушной новинкой поколения «4+» в Сирии стал российский двухместный многоцелевой тяжелый истребитель Су-30СМ, который уже успел на деле доказать свою универсальность. Он продемонстрировал, что может не только выполнять патрульные и эскортные функции, но и полноценно использоваться в роли ударного самолета. Помимо этого, Су-30СМ уже успел поработать над Сирией воздушным разведчиком и средством объективного контроля результативности ударов с воздуха по наземным целям.
В завершении темы воздушных «премьер» в Сирии напомним, что именно здесь впервые прошли масштабную и полноценную проверку боем наши разведывательные подразделения, осуществляющие контроль за обстановкой, разведку и целеуказание с помощью беспилотных летательных аппаратов.
И на море
7 октября 2015 года боевые корабли Каспийской флотилии впервые в нашей военной истории осуществили боевые пуски крылатых ракет большой дальности. Три малых ракетных корабля проекта 21631 «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг», а также сторожевой корабль проекта 11661 «Дагестан» использовали 26 высокоточных малозаметных ракет комплекса «Калибр-НК». К вящему удивлению не только иностранной, но и значительной части отечественной аудитории, российские крылатые ракеты успешно пронеслись над Каспием, Ираном, Ираком и поразили 11 целей на территории Сирии. При этом был поставлен рекорд дальности использования крылатых ракет морского базирования по надводным целям - 1500 км в режиме огибания рельефа местности на предельно малых высотах!
Ракетный корабль «Великий Устюг»
С этого момента в мироощущении многих россиян «Калибр» стал приобретать черты всесокрушающего чудо-оружия. Безусловно, это очень удачная система, но возвеличивать ее сверх паспортных ТТХ, право же, не стоит…
17 ноября 2015 года французская газета Le Monde, а за ней и ряд российских СМИ известили читателей, что по целям в окрестностях «столицы» ИГ в Сирии - города Ракка - из акватории Средиземного моря отстрелялась крылатыми ракетами российская дизель-электрическая подводная лодка проекта 636 «Ростов-на-Дону». Официального подтверждения этого факта от МО РФ не последовало. Тем не менее, следует отметить, что в настоящее время подлодка Б-237 «Ростов-на-Дону», закончив цикл испытаний на Северном флоте, осуществляет межфлотский переход к месту постоянного базирования на Черноморский флот. Б-237 вооружена подводной модификацией ракетного комплекса «Калибр» и находится сейчас в Средиземном море. Так что мы еще вполне можем дождаться удара по террористам из-под воды.
20 ноября 2015 года корабли Каспийской флотилии нанесли второй удар по территории Сирии с использованием комплекса «Калибр-НК», выпустив 18 ракет. И вновь новейший ракетный комплекс не подвел.
Помимо непосредственных испытаний новых систем вооружений, российский ВМФ во время сирийской кампании впервые в новейшее время отработал продолжительную блокаду морского побережья и осуществление контроля за прилегающим воздушным пространством. Находящийся в восточном средиземноморье флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва», на борту которого расположился походный штаб по руководству действиями ВКС РФ в Сирии, исполнял роль мобильного командного пункта и ретрансляционного центра. После гибели 24 ноября 2015 года от турецких ракет российского бомбардировщика Су-24М, «Москва» подтянулась ближе к берегу, осуществляя своими средствами обнаружения и ЗРК «Форт» дальнюю ПВО авиабазы «Хмеймим».
Отдельно хочется отметить успешное привлечение флота к долговременному осуществлению поставок в Сирию как для нужд нашей группировки ВКС, так и для правительственных войск. При этом следует понимать, что за продолжающимися без перерыва уже многие месяцы рейсами наших БДК по маршруту «Сирийского экспресса» стоит гигантский труд - как моряков, так и портовых служб, логистов, железнодорожников и т.д.
Как несомненную новацию для ВМФ РФ нужно отметить факт оперативной закупки у Турции и Украины гражданских сухогрузов, с использованием их на линии «Сирийского экспресса» под флагом нашего Вспомогательного флота. В то же время, этот явно вынужденный шаг наглядно продемонстрировал, насколько деградировали с советских времен возможности отечественного военного и транспортного флотов в плане возможностей быстрого наращивания объемов тоннажа, привлекаемого для переброски морем грузов военного назначения.
Война как общая проверка
На фоне всего вышеописанного важно понять: вся операция наших ВКС в Сирии носит характер большой комплексной проверки - как для МО РФ, так и для всего нашего государства в целом. Сверху донизу.
Впервые в новейшей истории Россия проводит крупномасштабную военную операцию на большом удалении от собственной территории и в столь сложных с логистической точки зрения условиях. Безусловно, этому предшествовала большая подготовка. За минувшие 3-4 года наше МО научилось обеспечивать логистику для сосредоточения сил и средств ВКС на удаленных ТВД в масштабах до двух смешанных авиадивизий. Но то были учения, а сейчас всё приходится делать в реальной боевой обстановке.
Впервые в реальной боевой ситуации нашим Вооруженным силам приходится использовать в большом объеме и в едином комплексе средства космической, радиотехнической, воздушной, инструментальной и агентурной разведок. Впервые ВКС РФ в боевых условиях продолжительное время поддерживают высокую интенсивность боевых вылетов. Впервые наши Вооруженные силы в столь больших масштабах осуществляют боевое применение высокоточного оружия. Впервые в боевых условиях действия наших Вооруженных сил сопровождаются масштабной работой средств объективного контроля. Впервые действия наших ВС в боевых условиях сопровождаются столь оперативным и объективным освещением событий со стороны пресс-служб МО РФ. Впервые РФ задействует на территории воюющего иностранного государства столь многочисленный институт своих военных советников.
И еще много чего сегодня происходит впервые в реальных боевых условиях… Включая испытания новой тропической формы, создание «горячих линий» для быстрого решения форс-мажорных ситуаций с министерствами обороны Израиля и Турции, обеспечение операций ВКС в Сирии по линии МИДа, урегулирование вопросов одновременного боевого применения на одном ТВД своей авиации с самолетами США и Франции, организацию оперативного взаимодействия с сирийским, иранским и иракским военным командованием и т.д. и т.п. Всё это для России в новинку и всё - по-настоящему.
Увы, но a la guerre comme à la guerre. Не все испытания проходят гладко. Это доказывается потерянными 24 ноября на севере Сирии фронтовым бомбардировщиком Су-24М и вертолетом поисково-спасательной службы Ми-8. Минобороны подтвердило гибель одного из пилотов бомбардировщика и морского пехотинца-контрактника. Хочется надеяться, что те, кому это положено, сделают из случившегося правильные выводы - и предпримут все необходимые меры, чтобы впредь избежать подобных ЧП. Нам же, обычным гражданам, следует помнить, что происходящее в Сирии - это испытание, в том числе и для нас. Для наших нервов, трудоспособности и патриотизма. Помните, пожалуйста, об этом.
Андрей Союстов
ИА «ФАН №1», 25 ноября 2015