Священник о ловушке, в которую заманивает верующих прогрессивный мир
Протоиерей
Стивен (Стефан) Фриман, настоятель храма святой Анны в городе Оук-Ридж, штат Теннесси, США, основатель популярного православного блога Glory to God for All Things («Слава Богу за все»).
Ибо кто из человеков знает, чтó в человеке,
кроме духа человеческого, живущего в нем?
Тáк и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
1 Кор 2:11
«Сколько психологов нужно, чтобы поменять лампочку? Один. Но для начала сама лампочка должна захотеть поменяться».
Мне нравятся такие шутки, в них порой скрыт глубокий смысл. В свое время был популярный слоган: «Рассудок - это такая штука, которую лучше не терять». Но как трудно от этого удержаться! А потом, даже если очень хочется выздороветь, выкарабкиваться из невроза (или чего похуже) приходится долго и трудно - нет такой «крышечки», которую можно было бы открыть и быстренько вернуть на место шарики, которые зашли за ролики. В хитросплетении химических элементов, электромагнитных импульсов и много чего еще, чему наука еще и названия не придумала, не так-то легко разобраться, а уж контролировать все это… Психиатры обычно ориентируются на схожие случаи. Но поскольку каждый человек уникален, ни о каком строго научном подходе говорить не приходится. У одного врача получается, у другого - нет, хотя диагноз у пациентов один и тот же. В общем, не простая это работа.
Но в духовной жизни приходится сталкиваться еще не с такими испытаниями. Все, что происходит в ней, - по большей части действие благодати. И лишь малая толика - результат нашего «да», сказанного Богу. Впрочем, и это тоже - сильное упрощение тайны спасения. А мы-то зачастую считаем, что заранее знаем, какой «должна» быть наша духовная жизнь. И если (или когда) на деле всё идет не так, думаем, что просто где-то ошиблись или что Бог от нас отвернулся. Иными словами, мы считаем, что процесс обóжения можно исследовать и даже измерить. Но это вряд ли.
В житиях святых (во всяком случае, у некоторых авторов) мы встречаем рассказы о чудесах, о видимом явлении благодати Божией. Но когда мы пытаемся спроецировать этот опыт на свою жизнь, то зачастую отчаиваемся. Святой Силуан Афонский пятнадцать лет испытывал такое опустошение, такие душевные муки, по сравнению с которыми даже глубокая депрессия может показаться пустяком. Насельники его монастыря считали, что в нем нет ничего особенного. Кто-то даже хвастался потом, что иногда с ним выпивал (это же не грех). То есть со стороны святой казался самым заурядным монахом. А то, что происходило с ним на самом деле, вполне можно было счесть серьезным психическим расстройством. Но прошли годы, тайное стало явным, и теперь его называют одним из величайших святых XX века.
Святые вовсе не скрывают от нас незримое действие благодати Божией, совершающееся в их душах - оно для них самих тайна. Ведь пятнадцатилетние муки святого Силуана начались с того, что его духовник по неосторожности откровенно изумился его духовным успехам. И оказалось, нет ничего опаснее для монаха, чем узнать, что действительно происходит у него в душе…
Но мы же - плоды «культуры селфи». Нам мало знать, как мы выглядим, мы хотим понимать, что с нами происходит. Мы себя анализируем, измеряем, сравниваем, оцениваем, думая, что всё это нам на пользу. Мы одержимы идеей прогресса. Мы буквально пропитаны ей и на этом фундаменте строим свое самосознание.
В 1922 году француз Эмиль Куэ придумал универсальную фразу: «С каждым днем мне становится всё лучше и лучше во всех отношениях» («Tous les jours, à tous points de vue, je vais de mieux en mieux»), которую рекомендовал повторять при любых проблемах. И она до сих пор в ходу у гуру аутотренига. Может, это и правда помогает, а может, и нет. Главное верить, что самовнушение может стать пророчеством. Вот главная молитва современности.
Наше представление о том, как происходит обóжение, порой напоминает ту же мантру. Хотя лучше бы нам извлечь урок из истории святого Силуана, которому одна неосторожная фраза перевернула всю жизнь. Это вовсе не значит, что нам не нужна поддержка. Нужна. Но осознание своих «успехов» может стать убийственным. Духовная жизнь и в особенности то, что мы называем обóжением, не может и не должно подвергаться измерению и сравнительному анализу. Помните апостола Петра? Всё прекрасно, пока не поймёшь, что идёшь по воде!
Да и как бы мы могли «измерить» обóжение, даже если бы нам пришла в голову столь безумная идея? Значит ли это, что мы стали «меньше грешить»? Странно, но я что-то не припомню ни одного святого, который считал бы, что стал «меньше грешить». Обычно наоборот. Может обóжение - это большее познание Бога? Но если познание Бога бесконечно, то само слово «больше» в этом контексте абсурдно. Ну действительно, какие тут могут быть количественные показатели? Понятие «прогресса» к обóжению просто неприменимо.
Есть, правда, образ, предложенный апостолом Павлом: Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор 3:18).
Конечно, если вырвать эти слова из контекста, можно и в них найти подтверждение идеи поступательного «прогресса». Но лучше все-таки прочитать текст полностью и проследить за ходом мысли апостола: Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас (2 Кор 4:6-12).
Сокровище этой «славы» находится в «глиняных сосудах». Воистину, «смерть действует в нас». Апостол Павел описывает то, что можно увидеть, только когда «завеса» снята. Но для тех, кто судит по внешним признакам, она всегда закрыта. А мы как раз зачастую обращаем больше внимания на глиняные сосуды, чем на сокровище, которое в них скрыто.
Я много лет принимаю исповедь и ни разу не встречал удачной попытки измерить «прогресс» в своей жизни. В культуре, где каждый помешан на собственном «я» (представление о котором зачастую ложно), наша зацикленность на анализе собственного «прогресса» всего лишь подпитывает наши самообольщения. Незачем этим заниматься.
В духовной жизни всё наше внимание должно быть обращено ко Христу. И выражается это прежде всего в исполнении данных Им заповедей: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин 14:21).
Но заповеди Христовы - не уголовный кодекс. Заповеди - истинная икона Христа. Всё, что Он нам заповедовал - любовь к Богу, любовь к ближнему, любовь к врагам, - это Его свойства, таков Он Сам. И отсвет Его лика можно увидеть даже в последнем из «малых сих». Но вопрос «Стал ли я любить своего ближнего/врага больше?» неуместен, он формирует ложное сознание. Просто любите их. Здесь и сейчас. Всё остальное - суета.
Наша культура воспитывает в каждом из нас сердце менеджера. И этот наш внутренний менеджер так и норовит загнать свой мир - в том числе и людей - в рамки, где все можно контролировать, формировать, прогнозировать, сравнивать и всем управлять. И этому менеджеру не место в жизни нашей души.
Заголовок дан редакцией. Оригинал статьи:
https://blogs.ancientfaith.com/glory2godforallthings/2019/09/23/the-management-of-the-soul/ Перевела с английского Дарья Прохорова
сайт «Фомы»:
https://foma.ru/v-nas-pytayutsya-vyrastit-serdcze-menedzhera.html