Кого и почему на самом деле Христос изгнал из храма?

Dec 06, 2019 15:48





Евангельский рассказ о том, как Христос изгнал торговцев из Иерусалимского храма, одни люди используют для обоснования тезиса, что верующий человек вправе силой расправиться с теми, кто задевает его религиозные чувства. А другие считают, что этот эпизод про то, что в храмах не должно быть церковных лавок. При этом часто упускаются из виду важные детали, касающиеся ситуации, описанной в Евангелии. Попробуем разобраться, что же в действительности произошло тогда в Иерусалиме.



Наиболее подробно эпизод с изгнанием торгующих из храма описывает апостол Иоанн. Вот как звучит его рассказ: Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дóма Отца Моего не делайте домом торговли (Ин 2:13-16).

В каком храме всё это произошло?

Речь  в этом эпизоде идет вовсе не о таком сооружении, которое мы обычно  представляем себе сегодня, слыша слово «храм» или «церковь». По сути,  Иерусалимский храм был городом в городе - со множеством построек и  внутренними дворами.

Это было грандиозное сооружение, одно из чудес света, ставшее особенно великолепным после того, как его перестроил и многократно расширил иудейский царь Ирод Великий (эти работы более или менее завершились как раз к моменту Рождества Иисуса Христа). Реконструкции подверглось не только само здание храма, которое было увеличено и обложено белым камнем, золотом и серебром; изменилось и пространство вокруг него. Вокруг храма возвели высокие стены, внутри которых располагались служебные помещения; с внутренней стороны к ним пристроили галереи, в которых продавалась богослужебная утварь.



Вход на Храмовую гору в древнем Иерусалиме

А снаружи, за южной стеной, располагался так называемый двор - огромная вымощенная камнем площадь с фонтанами. Сюда - в отличие от территории за стенами и, уж конечно, от самого храмового здания - был открыт доступ всем желающим, даже язычникам. Так этот двор со временем и стали именовать - «двор язычников».

Предназначался он главным образом для торговли жертвенными животными.

Что еще за жертвенные животные?

Принесение жертв являлось, собственно говоря, главной частью богослужения в Иерусалимском храме. Если иудей совершал грех или хотел поблагодарить Бога за какое-то благодеяние, то должен был, согласно ветхозаветному закону, принести Ему в жертву ягненка, козленка, вола или на крайний случай (если человек был бедный) голубя. Самое главное - особь требовалась мужского пола и без какого-либо изъяна или порока: Богу жертвовали лучшее, а не что придется.

Животное  или птицу отдавали священнику, тот осматривал их, чтобы убедиться, что  они годятся в жертву, а затем закалывал и сжигал на храмовом жертвеннике  - целиком или частично. После того как ритуал был исполнен, грех  считался искупленным, а благодарность - принятой. Ведь человек  потрудился, расстался с чем-то ценным (а скот в те времена ценился очень  высоко), чтобы сохранить или восстановить отношения взаимного доверия с  Богом.

Совершенно очевидно, что событие, о котором рассказывают евангелисты, и в частности Иоанн, произошло не внутри храмового здания или тем более Святая святых храма (туда под страхом смерти не смел войти никто, кроме священников), а снаружи - на том самом «дворе язычников». Этот двор входил в храмовый комплекс и тоже именовался частью храма, но только в расширительном смысле. То, что там продавали жертвенных животных, было вполне в порядке вещей. Ясно, что не это вызвало гнев Иисуса Христа.

Что же тогда возмутило Христа, если не сам факт торговли в храме?

На большие иудейские праздники, такие как Пасха, в Иерусалим стекались тысячи приезжих. Прежде всего это были евреи, в обычное время жившие в рассеянии, далеко от Иерусалима - в Риме, в Египте, Греции, на Кипре и т. д. Они не имели возможности привезти жертвенных животных с собой, поэтому покупали их уже на месте, в Иерусалиме.

Этим и воспользовалась храмовая аристократия, возглавляемая первосвященником, чтобы превратить храмовую торговлю жертвенными животными в высокоприбыльный бизнес.

Здесь надо напомнить, что ко времени Рождества Христова Иудея фактически потеряла государственную независимость и являлась одной из окраинных провинций Римской империи. В Иерусалиме размещался римский гарнизон, иудеи обязаны были платить римскому императору подать (ее собирали презираемые иудейскими патриотами «соглашатели» - мытари), и, само собой, здесь, как и повсюду в империи, имели хождение римские монеты - динарии.



Динарий Тиберия

С этими динариями имелась одна проблема: на них был изображен профиль римского императора - кесаря. Мы хорошо помним об этом по Евангелию: когда однажды Христа спросили, платить ли подать кесарю или нет, Он в ответ попросил напомнить, чье изображение нанесено на динарии. Когда Ему ответили «кесарево», Он сказал: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф 22:21).

В  Моисеевом законе действовал категорический запрет поклоняться  изображениям, и на этом основании первосвященники запретили использовать  в храме римские динарии. Для торговых операций на храмовой территории  они ввели специальную храмовую валюту - священные сикли*, те самые,  которыми иудеи платили пошлину на храм.

*Сикль  (или современный шекель) в древние времена был мерой веса драгоценных  металлов - серебра и золота, заимствованной евреями у финикийцев. Во  времена земной жизни Христа сикль серебра весом чуть более 11 граммов  был стандартной единицей денежных расчетов. - Прим. ред.)

Помните,  как в Евангелии от Матфея собиратели этой пошлины призывают апостола  Петра исполнить свой религиозный долг и внести в храмовую казну  положенные две дидрахмы* - за себя и за Учителя?

* Дидрахма  - римская серебряная монета достоинством в две драхмы, приравнивалась к  полусиклю и принималась в уплату храмовой подати за одного человека. -  Прим. ред.

И как Христос, узнав об этом, велит Петру поймать рыбу, достать у нее изо рта монету - статир* - и отдать за них обоих? (Мф 17:24-27).

*Статир, или тетрадрахма - монета достоинством в четыре драхмы, приравнивалась к одному священному сиклю. - Прим. ред.

Итак, первосвященники установили правило: все торговые операции на территории храма совершаются исключительно в храмовой валюте. И организовали обмен динариев (равно как и других денег) на эту специальную валюту - на том самом «дворе язычников». Эти  же храмовые деньги - и только они - шли в дело, и когда священниками  производился осмотр купленных животных. А совершались эти  валютно-обменные операции с комиссией, которая составляла почти две  трети от суммы обмена! Такой порядок был крайне выгоден  храмовой аристократии. Именно в ее руках оседала вся прибыль и от обмена  денег, и от последующих финансовых операций с золотом.

Еще об  одном злоупотреблении, связанном с функционированием храмовой валюты,  писал уже в IV-V веках создатель латинского перевода Библии святой  Иероним Стридонский, много лет путешествовавший по Святой Земле и хорошо  узнавший прежние обычаи иудеев. Поскольку многие из желавших принести  жертвенные дары сами нуждались в деньгах, первосвященники разрешили меновщикам ссужать деньги нуждающимся под поручительство, рассказывает святой Иероним. При этом, правда, требовалось обойти предписание закона, запрещавшее давать деньги иудеям в рост  (то есть брать проценты за пользование займом). В результате священники  придумали другой способ заработать на ссудах: они ввели в обычай  «маленькие дешевые подарки [гостинцы], например: поджаренный горох, изюм  и яблоки разного рода». То есть люди, бравшие ссуды у меновщиков, давали им за это подарки - своего рода взятки.

Это было то, против чего Господь многократно предостерегал Свой народ устами множества пророков. Еще во времена Моисея израильтянам было сказано совершенно ясно: Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых (Втор16:19). И всё это процветало теперь, причем не где-нибудь, а в непосредственной близости от храма!

Этим-то и был возмущен Христос: дом Его Отца, дом молитвы  люди превратили в бизнес-предприятие! Речь уже шла не о торговле при  храме, которая помогала бы пришедшим издалека паломникам на месте купить  жертвенное животное - сам храм превращался в некое «приложение» к  сомнительной бизнес-конторе.

Главным руководством духовной жизни для иудеев всегда оставалась самая первая из Десяти заповедей: Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх 20: 2). Гнев Спасителя был вызван тем, что первосвященники оказались, по слову пророка Иезекииля, такими пастырями, которые пасут самих себя (ср.: Иез 34:8), создавая затруднения всем прочим желавшим послужить Богу. Называясь священниками, они оказались по сути идолослужителями, подобно тем израильтянам, которые когда-то отлили себе золотого тельца и стали поклоняться ему.

Именно этим и объясняются решительные действия Христа, описанные евангелистами.

Зачем Христос взял в руки бич?

Бич предназначался вовсе не людям, объясняет живший на рубеже XI и XII веков византийский богослов Евфимий Зигабен. Он предназначался животным: торговцев Христос «только устрашил… и удалил, а овец и волов, конечно, ударял и выгнал».

Двадцать  седьмое правило святых апостолов однозначно утверждает, что Иисус  никогда, ни при каких обстоятельствах Своей земной жизни не поднимал  руку на человека:

«Ибо Господь отнюдь нас сему не  учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не  укорял взаимно, страдая, не угрожал». Это было бы полезно помнить всем,  кто пытается увидеть в эпизоде изгнания торговцев из храма богословское  оправдание насилия.



Фреска “Изгнание торговцев из храма”. Храм Пантократора в монастыре Высокие Дечаны (Сербия, Косово, XIX в.)

Однако нельзя забывать и другое. Этот евангельский эпизод показывает, что Господь ведет Себя в храме как власть имеющий, как истинный Владыка. Более того, никто не смеет Ему ничего возразить. Вдумайтесь на секунду: рассыпать деньги и перевернуть столы меновщиков в то время - это всё равно что сегодня ворваться в банк и там учинить погром. Наверняка рядом с меновщиками была соответствующая охрана, но всем стало страшно. Так же страшно и сегодня забыть, что распоряжаться в Церкви может только ее Глава - Христос. Это особенно важно помнить тем, кто пытается превратить дом Божий в место удовлетворения собственных амбиций - личных, политических, коммерческих; тем, кто стремится перестроить этот дом по собственному проекту.

На заставке: Франческо Бонери, «Христос, изгоняющий из храма торговцев», 1615 г.

Автор: Игорь Цуканов

сайт «Фомы»: https://foma.ru/kogo-i-pochemu-na-samom-dele-hristos-izgnal-iz-hrama.html

Previous post Next post
Up