Человек, который недавно стал ходить в храм, может испытывать во время богослужений какое-то неясное томление и скуку. Многое кажется ему хотя и красивым, но затянутым, странным и чуть ли не изматывающим. Церковнославянский язык молитв, чтений и песнопений, торжественные выходы священнослужителей из алтаря и входы в него, а так же многое другое - смысл этих действий для несведущего человека непонятен и требует расшифровки. Поэтому отстоять, например, всю Божественную Литургию в воскресенье может представляться довольно сложным делом, своего рода - проявлением религиозного долга.
А между тем, чувство скуки - результат слабого знакомства с содержанием Божественной Литургии, любая молитва или песнопение которой исполнены глубокого смысла. Тому, кто начнет интересоваться Ее устройством, смыслом и последовательностью действий, откроется удивительная красота. Любой Ее элемент неслучаен и играет свою важную и незаменимую роль. Ведь два главных принятых сегодня чина Божественной Литургии - Василия Великого и Иоанна Златоуста - складывались и приняли окончательную форму еще в первые века существования Церкви.
Читать далее...