Для рубрики Семейный совет журнала "Фома" собираю ваши рассказики.
На этот раз условная тема "С какого возраста нужно воспитывать маленького ребенка?"
Действительно, в Японии, насколько я знаю, считается, что детей до 7 лет не надо вообще трогать, пусть делают, что хотят, растут, как цветы Божии. В России принято пороть, пока "поперек лавки лежит".
(
Read more... )
Воспитывать, по-моему, нужно с рождения.
Вот такая предыстория:
Когда родилась старшая, занимал большую должность, всё время в командировках. Ребенка очень ждал и любил. Из командировок привозил всегда подарки, обеспечивал семью, дома почти не бывал, думал самонадеянно, что в этом и есть предназначение мужчины.
Всё-таки тогда, видимо, подсознательно понимал, что подарки, одежда - суррогат любви, когда оправдываемся нехваткой времени на то, чтобы просто обнять, погладить ребенка, и потому отпуск старался провести вдвоем с дочерью, жена была беременна вторым ребенком и потом родила, так что два отпуска провели вмести с дочерью.
Когда родилась вторая дочь, в начале продолжалось тоже самое командировки-подарки, когда однажды вернулся домой после долгого отсутствия и не смог что то купить дочерям, младшая дочь однажды встретила с нескрываемым разочарованием, (как так без подарка?),для меня прозвучал первый громкий звонок.
Второй звонок, прозвучал через год, когда старшая дочь пошла в школу...
Всегда считал: у такого идеального отца, должна быть идеальная дочь, а тут читает медленнее всех, считает на пальцах...
Еще всегда думал, что от отца всегда должна исходить требовательность, вот и требовал, но всё безуспешно.
Сделал в зимние каникулы ремонт в классе, создал и в школе условия.
Думал, чего не хватает?
В перерыве между командировками побывал на родительском собрании в школе (Слава Богу! Это я сейчас понимаю, тогда еще не веровал и в Промысел в том числе). У нас всегда в начале собрания перед всей школой выступает... со всеми родителями беседует директор на воспитательные темы.
Первая фраза, которую я услышал от неё:
"Уважаемые родители! Посмотрите на себя в зеркало, прежде чем подходить к ребенку. Какое у вас выражение лица?"
И меня пробило, больше я ничего не слышал, я разрыдался, конечно, в душе. Вдруг представил, что со своими любимыми дочками я, изображая требовательность, разговариваю так же, как с последним, провинившимся грузчиком у себя на предприятии. Вдруг я представил, какой страх они испытывают, когда папа им делает внушения, думая при том:"Ведь я их очень люблю, я им добра желаю..."
С этой минуты я стал меняться, и они, я чувствовал, сначала настороженно, потом с восторгом это стали замечать.
Вот первая аксиома, выстраданная мной:
Обратите внимание, с каким лицом вы обращаетесь к ребенку...
Второе...
Вот задумайтесь (после того собрания я задумался) как мы с вами понимаем, что кто-то нас любит? Тоже чувствуют и малыш и подросток
И его понимание любви основано на этом: выражение лица при встрече, интонация говорящего слова любви и желающего добра.
Разве можно услышать любовь в истошных криках родителей: "Не смей!", "Только попробуй!", "Нельзя!"...
Вот и второе: поступай с детьми так, чтобы они получали от тебя такие эмоции, какие сам ты хотел бы чувствовать при проявлении чьей-то любви.
Я и это стал применять, и стало всё меняться, возникло доверие к моим советам, предостережениям и нравоучениям.
Кстати, где то читал, что один немецкий филолог, отмечал не то в шутку не то в серьез: Во всем мире есть интонации: повествовательная, восклицательная, вопросительная... а в России еще и воспитательная... Так вот мой совет избегайте интонаций профессиональных советских воспитателей.
Еще: ох уж это слово "Нельзя!" (Продолжение следует)
Reply
Leave a comment