Очень спорные мысли

Mar 25, 2009 13:57



Что происходит с современным человеком, когда он «воцерковляется»? Возьмем наилучший случай, когда это слово можно было бы написать и без кавычек. Он посещает богослужения, читает книжки, совершает паломнические поездки, участвует в каких-то приходских делах - благотворительность и т.п.

Так вот, с ним, с этим человеком, одновременно происходят два процесса. Духовное возрастание, опыт молитвы, опыт аскетики, богомыслие - это, предположим, есть, и это хорошо. Но параллельно с этим происходит и нечто другое, что лучше всего выразить неуклюжим словом «восубкультуривание». Новоначальный христианин впитывает ведь не только живительную влагу православной веры, но и ту бутылку, в которой сия влага ему преподносится. То есть - некую стилистику речи, поведения, одежды, быта, некие предпочтения в искусстве, политике, истории.

Такое происходит с любым новоначальным, вовсе не только с молодежью. Но особенность молодежи, помимо всего прочего, еще и в том, что в этом возрасте люди постепенно расстаются с субкультурой детско-подростковой и врастают в культуру взрослую. Как мне кажется, это совершенно естественный процесс - переодевание во взрослую культуру, то есть культуру того социального слоя, в котором человек растет.

Так вот, у приходящей в Церковь молодежи этот процесс - «восубкультуривание» - происходит наиболее легко, именно в силу того, что и так время подошло куда-то восубкультуриться. Но кроме очевидного плюса (все-таки пришли в Церковь!) есть и минусы, не всегда столь же очевидные.

Первый минус - это что лёгкость усвоения непривычной культуры провоцирует молодых людей ставить телегу впереди лошади: то есть формы затмевают содержание, становятся самодостаточными. Процесс становится важнее, чем результат. Грубо говоря, ты легко привык ходить по воскресеньям на Литургию, читать Роуза (да хотя бы и Шмемана), говорить «спаси Господи» вместо светского «спасибо», носить одежду подчеркнуто старомодную - и думаешь, что всё с тобой в порядке, что духовное возрастание твое идет по плану. «На выходе» получаем фарисеус вульгарис.

Второй минус - церковная субкультура, в которую молодой человек врос, на каком-то этапе начинает «жать», из нее тоже хочется вырасти куда-нибудь. Чаще всего - в обычную светскую культуру, как у большинства сверстников. Почему это происходит? Может быть, из-за того, что возрастная тяга к смене «детской» культуры на «взрослую» - это не одномоментный скачок, а процесс, растянутый на годы. Вот пришел юноша в Церковь, поначалу все интересно, все ново, красивые свечки горят, красивые тропари звучат - но постепенно новизна приедается, а стремление чем-то стать остается. А хорошо, как известно, там, где нас нет. Пойдем же туда! Но расставаясь с церковной субкультурой, молодежь вместе с нею расстается и с тем содержанием, для которого субкультура - как бутылка для вина. То есть с самым главным в нашей вере - со Христом.

Да, конечно, можно привести немало противоположных примеров. Есть молодые люди, которые воцерковились глубоко, которые всё понимают и Типикон со спасением не путают. Но я не думаю, что их большинство.

А большинство - это те, для кого, прошу прощения за метафору, сначала бутылка, а затем, может быть, вино. И, не распробовав вкус вина, они с ним расстаются, поскольку у бутылки очень уж скучная форма. Хочется чего-то иного.

Тут полагается сделать какой-то вывод, но вывода пока нет. Призывать к содержанию без формы, т.е. отрицать церковную субкультуру как таковую - это путь сперва в обновленчество, а там и в протестантизм. Пропагандировать красоту и глубину церковной субкультуры - дело, по-моему, безнадежное. Во-первых, потому, что очень немногие эту красоту и глубину поймут, а во-вторых (и это важнее!) красота и глубина в церковной субкультуре имеются, но - местами. Как там у Жванецкого было... «На мне блестящий (в отдельных местах) костюм!». Безобразного тоже ведь немало, и оно - тоже часть субкультуры. Увы, неотъемлемая.

В общем, куда ни кинь - везде клин. Вина без бутылки не бывает. Даже сильнее: этого вина не бывает без этой бутылки. Пробовали наливать в другие - не получается что-то. А бутылка наша - она или отпугивает издали, или надоедает вблизи. И хочется молодому человеку каких-то более интересных емкостей, с более занятными формами. Что внутри - пустота, он еще не знает.

Виталий Каплан, полемика

Previous post Next post
Up