Проводя аналогию народа и индивида, мы упускаем одно важное отличие. Индивид при любых обстоятельствах остается собой, т.е. сочетанием вполне конкретных тела, души и духа, и только в этих рамках он может как-то меняться, развиваться. Народ состоит из индивидов, каждый из которых в принципе может перейти из этого народа в другой, как формально - сменой гражданства, так и неформально - ассимиляцией. В наше время это делается довольно легко - если русские послереволюционные эмигранты уезжали в чрезвычайных обстоятельствах, оставались в своем сознании русскими до конца жизни и мечтали о возвращении при смене режима, то эмигранты нынешние уезжают во вполне обычной ситуации, часто вообще не считая значимым вопрос, жить на родине или на чужбине, легко подстраиваются под местную культуру и уже их дети забывают русский. Т.е. народ, в отличие от индивида, может умереть так, что составлявшие его люди останутся живы, но вольются в другие народы. Ведь если национальная ментальность - это сплошные пороки, национальная культура - сплошное бескультурье, а национальная история - сплошные ужасы, то ради чего быть частью этого народа? Из этого следует один практический вывод: дабы народ выжил и развивался, людям должно хотеться быть его частью, т.е., должна быть привлекательная национальная мифология. "Москва - третий Рим", "Польша (или Армения)- Христос народов", "прекрасная Франция", "веселая старая Англия", "Америка - оплот свободы и демократии" и т.п. - все эти и/или им подобные мифологемы совершенно необходимы для развития и душевного благополучия соответствующих народов. Миф - это не антитеза Правде: миф - это вообще о другом: о Смысле и энергетике. В чем-то сродни формуле аутотренинга: "Мои руки тяжелые и теплые", которую отнюдь нельзя считать адекватной оценкой температуры и веса, но средством изменения реальности в желаемом направлении. Реальность крайне многообразна, в ней найдутся факты в пользу любой заданной точки зрения. Вопрос РАДИ ЧЕГО мы хотим доказать именно эту точку зрения. Для чего нам миф о героической победе в Великой Отечественной войне - понятно: это, как было сказано, "точка сборки нации". К тому же он опирается на четыре абсолютно непреложных факта: (1) не мы эту войну начали, (2) но мы ее выиграли, (3) наш враг в этой войне был действительно страшен, и если бы он победил, мало бы никому не показалось, и (4) нашими союзниками в этой войне были все демократические западные государства. А вот зачем нужен противоположный миф: "«трупами закидали», «миллионы сражались в армиях Власова», «войну выиграли штрафбаты под угрозой заградотрядов», «немцы шли нас спасти от богоборцев», «победа СССР привела к порабощению православных народов», «вечный огонь - это сатанинский символ»" - какие практические выводы должен сделать человек, принявший его - не знаю, не знаю... Я не психолог, но определенный опыт в этой области есть. И один из главных выводов, который я вынес из самых разных школ, с которыми я соприкасался - всегда найди позитивную сторону в любой ситуации, какой бы ужасной она тебе ни казалась, помни, что в основе любых действий лежит ПОЗИТИВНОЕ намерение, которое надо увидеть, очистить от искажений и воплотить наиболее правильным образом. И думаю, что позитивное восприятие ВОВ крайне важно для того, чтобы хотелось сделать Россию лучше, а не отряхнуть ее прах со своих ног.
Ведь если национальная ментальность - это сплошные пороки, национальная культура - сплошное бескультурье, а национальная история - сплошные ужасы, то ради чего быть частью этого народа? Из этого следует один практический вывод: дабы народ выжил и развивался, людям должно хотеться быть его частью, т.е., должна быть привлекательная национальная мифология. "Москва - третий Рим", "Польша (или Армения)- Христос народов", "прекрасная Франция", "веселая старая Англия", "Америка - оплот свободы и демократии" и т.п. - все эти и/или им подобные мифологемы совершенно необходимы для развития и душевного благополучия соответствующих народов. Миф - это не антитеза Правде: миф - это вообще о другом: о Смысле и энергетике. В чем-то сродни формуле аутотренинга: "Мои руки тяжелые и теплые", которую отнюдь нельзя считать адекватной оценкой температуры и веса, но средством изменения реальности в желаемом направлении.
Реальность крайне многообразна, в ней найдутся факты в пользу любой заданной точки зрения. Вопрос РАДИ ЧЕГО мы хотим доказать именно эту точку зрения. Для чего нам миф о героической победе в Великой Отечественной войне - понятно: это, как было сказано, "точка сборки нации". К тому же он опирается на четыре абсолютно непреложных факта:
(1) не мы эту войну начали, (2) но мы ее выиграли, (3) наш враг в этой войне был действительно страшен, и если бы он победил, мало бы никому не показалось, и (4) нашими союзниками в этой войне были все демократические западные государства.
А вот зачем нужен противоположный миф: "«трупами закидали», «миллионы сражались в армиях Власова», «войну выиграли штрафбаты под угрозой заградотрядов», «немцы шли нас спасти от богоборцев», «победа СССР привела к порабощению православных народов», «вечный огонь - это сатанинский символ»" - какие практические выводы должен сделать человек, принявший его - не знаю, не знаю...
Я не психолог, но определенный опыт в этой области есть. И один из главных выводов, который я вынес из самых разных школ, с которыми я соприкасался - всегда найди позитивную сторону в любой ситуации, какой бы ужасной она тебе ни казалась, помни, что в основе любых действий лежит ПОЗИТИВНОЕ намерение, которое надо увидеть, очистить от искажений и воплотить наиболее правильным образом. И думаю, что позитивное восприятие ВОВ крайне важно для того, чтобы хотелось сделать Россию лучше, а не отряхнуть ее прах со своих ног.
Reply
Leave a comment